УДК 631.354.2.076

КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗОНАЛЬНОЙ САМОХОДНОЙ УБОРОЧНО-ТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ

Липкань Александр Васильевич1, Канделя Михаил Васильевич2, Панасюк Александр Николаевич3
1Дальневосточный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Заведующий лабораторией комплексной оценки мобильной полевой энергетики
2Дальневосточный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Кандидат технических наук, профессор, старший научный сотрудник лаборатории механизации уборки сельскохозяйственных культур
3Дальневосточный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Доктор технических наук, доцент, директор института

Аннотация
Изложена концепция совершенствования конструкции уборочно-транспортных машин высокой проходимости на основе перехода на резиноармированные гусеницы, реализации принципов блочно-модульного проектирования и преемственности, как основа обеспечения высокой функционально-экологической эффективности машин зональной мобильной полевой энергетики нового поколения.

Ключевые слова: техника


THE CONCEPT OF IMPROVING THE DESIGN OF ZONAL SELF-PROPELLED HARVESTING-TRANSPORT MACHINERY ON TRACKS AND ITS IMPLEMENTATION

Lipkan՛Aleksandr Vasilevich1, Kandelja Mikhail Vasilevich2, Panasyuk Aleksandr Nikolaevich3
1Far Eastern Research Institute of Agricultural Engineering and Electrification, Head of the laboratory complex assessment of mobile field energetic machines
2Far Eastern Research Institute of Agricultural Engineering and Electrification, Сand.Sc.(Eng.), professor, senior researcher at the laboratory of mechanization of harvesting of agricultural crops
3Far Eastern Research Institute of Agricultural Engineering and Electrification, D.Sc.(Eng.), Associate Professor, Director of the Institute

Abstract
The concept of improving the design of harvesting and transport vehicles all-terrain based on the transition to RUBBER tracks, to implementation of the principles of modular design and succession as the basis for ensuring a high functional and ecological efficiency of the new generation of zonal mobile field energetic machines.

Рубрика: 06.00.00 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Липкань А.В., Канделя М.В., Панасюк А.Н. Концепция совершенствования зональной самоходной уборочно-транспортной техники на гусеничном ходу и её реализация // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69543 (дата обращения: 20.11.2016).

уборочно-транспортные машины высокой проходимости, резиноармированные гусеницы, раздельный объёмный гидропривод, компоновка, внешняя гибкость, блочно-модульное проектирование, функционально-экологическая эффективность, harvestingand transport vehicles all-terrain, RUBBER tracks, separate volumetric hydraulic drive, arrangement, external flexibility, block-modular design, functional and ecological efficiency

Возделывание культур сое-зернового севооборота в машинном земледелии Дальнего Востока имеет ряд специфических особенностей:почвенно-климатические условия региона и морфобиологические особенности растений, которые и определяют экстремальный характер уборки зерновых, кормовых культур и, особенно, сои.

Зональные особенности предопределили преимущественное использование мобильной уборочной, транспортно-технологической и другой специализированной техники на гусеничном ходу, классифицируемой как уборочно-транспортные машины высокой проходимости (УТМВП). Основным конструктивным признаком данных машин до недавнего времени было наличие гусеничной ходовой тележки (ГХТ) типа КСП-01 с металлозвенчатой, штампованно-составной по типу «caterpiller» гусеницей со штампованными плоскими башмаками. Базовыми машинами этой группызональных мобильных энергосредств (МЭС) в разные годы являлись комбайны рисозерноуборочные – от СКГ-3 до «Енисей-1200РМ» (рисунок 1, листы 1 и 2), силосоуборочные и кормоуборочные – от СКГС-2,6 до «Амур-680» (рисунок 2).

Серийный образец ГХТ (КСП-01), на базе которого они производились, за 50-летний период производства зональных уборочно-транспортных машин при последовательном улучшении навешиваемой технологической части изменился конструктивно незначительно и к настоящему моменту исчерпал технологические резервы своего улучшения и морально просто устарел.

Проведённые поисковые НИОКР в БСХИ (г. Благовещенск, 1980-1987 гг.), ДВ ЗОС НПО ВИСХОМ (г. Благовещенск, 1989-1991 гг.) и в ДальНИПТИМЭСХ (г. Благовещенск, 1999-2006 гг.) совместно с ГСКБ завода «Дальсельмаш» (г. Биробиджан) при непосредственном участии авторов статьи

а в д
б г е
Рисунок 1, лист 1 – Зерноуборочные комбайны на металлогусеницах:

а – СКГ-3 (1957); б - СКГ-3М (); в – СКГ-4 (1965); г – СКГ-4М (1965);

д – СКД-5Р «Сибиряк» (1969); е - СКД-6Р «Сибиряк» (1981)

ж и
к л
м
Рисунок 1, лист 2 – Зерноуборочные комбайны на металлогусеницах:
ж – «Енисей-1200Р» (1984); и – «Енисей-1200Р» с измельчителем соломы;

к – «Енисей-1200РМ» (); л – СКР-7 «Кубань» (); м – КЗС-3Г «Русь» (2003)

 

а б в
г д е
ж
Рисунок 2 – Кормоуборочные комбайны на гусеничном ходу:

а – КСГС-2,6; б – КСГ-2,6; в - КСГ-3,2А; г - КСКГ-100; д – КСГ-Ф-70; е - ГЕ-281; ж - «Амур-680»

показали, что в стратегическом плане необходимо стремиться к созданию ГХТ на основе ленточной пневмогусеницы многополостного, пневмосекционного, тракового типа с пневмоэлементами поперечного расположения. В тоже время мы себе ясно представляем, что для достижения этой цели наиболее перспективными в плане поэтапного – «эволюционного» пути функционально-экологического совершенствования на сегодня являются ГХТ с резиноармиро-ванными гусеницами (РАГ).

Кроме того, технологическая часть зерноуборочного комбайна также должна совершенствоваться в плане её адаптирования к технологическому процессу уборки сои в условиях низкого прикрепления бобиков на растении сои, низких температур и дневных перепадов температуры от -15 до +15ºС с тем, чтобы снизить прямые и косвенные потери (от несреза, дробления и микроповреждений). Необходимо обеспечить качественное измельчение влажной соломы и рассеивание по ширине захвата жатки, а также сбор ценного высокобелковогокорма для животных – соевой половы.

Выявленные преимущества РАГ[1, с. 20-21] в сочетании с объёмным гидроприводом ходовой части позволили реанимировать и реализовать на новом более высоком уровне идею «блочно-модульного принципа» конструирования УТМВП.

В начале XXI века нами на основании предшествующих поисковых исследованийв соответствии с принципами экологически допустимого воздействия на почву и ресурсосбережения была разработана концепция совершенствования зональных уборочно-транспортных машин высокой проходимости, существо которой кратко можно изложить следующими положениями:

1. Переход на базовую гусеничную тележку, оснащённую резиноармированными гусеницами (РАГ) и объёмным гидроприводом.

2. Реализация блочно-модульного принципа построениясельскохозяйственного агрегата на основе универсального энергетического средства на РАГ (самоходное энергошасси УЭС-РГ) и навешиваемых на него сельскохозяйственных машин.

3. Переход к производству на региональных заводах минимального семейства гусеничных универсальных самоходных шасси, позволяющих реализовать конструктивную концепцию УЭС-РГ.

4. Производство на заводах региона минимального набора модификаций серийных отечественных или зарубежных машин (3-4 технологические машины) в плане навешивания на конкретную марку УЭС-РГ, из условия годовой загрузки последнего не менее 150 дней, на основе кооперации с заводами, производящими базовые модели с.-х. машин.

5. Минимальный набор модификаций навешиваемых на конкретную марку УЭС-РГ с.-х. машин должен проектироваться из условия последовательной реализации технологических операций возделывания и уборки одной или нескольких культур (при соблюдении главного условия – смещения выполняемых операций по времени в течение года) и производиться по заказам хозяйств.

6. Минимальный марочный парк универсальных самоходных шасси на РАГ для возделывания и уборки с.-х. культур в зоне Дальнего Востока должен реализовывать следующие назначения машин:

- технологическоеуниверсальное (высвобождаемое) энергосредство на РАГ с навешиваемыми на него уборочными машинами (комбайн, жатки, подборщики) для уборки зерновых, сои, других культур и заготовки кормов;

- соезерновой комбайн;

- транспортно-технологическое энергосредство для сбора урожая от уборочных машин в условиях переувлажнения и вывозки на край поля с перегрузкой или в места складирования, или в качестве компенсатора динамической системы «комбайн-транспортное средство», для загрузки сеялок, разбрасывания, внесения удобрений (кузов-перегрузчик);

- тяговоеэнергосредство с возможностью агрегатирования с прицепными и навесными однооперационными и комбинированными с.-х. машинами на основной, предпосевной обработке почвы, посеве и последующих технологических операциях по уходу и уборке (трактор).

7. Конструкция и технология изготовления РАГ должны обеспечивать возможность их производства в условиях Дальневосточного региона при снижении себестоимости по сравнению с закупками из-за рубежа.

Для реализации данной концепции в ДальНИИМЭСХ совместно с ГСКБ завода «Дальсельмаш» в процессе совместной работы авторов наработан значительный научно-технический задел для осуществления плавного, поэтапного перехода зональной мобильной полевой энергетики на РАГ. Созданы и проведены успешные испытания двух типов гусеничных ходовых тележек с РАГ фирмы «Bridgestone» с традиционной шарнирно-рычажной (ТГР-3) и торсионно-балансирной (ТГР-4) подвесками (рисунок 3), не имеющих мировых аналогов, и ряд уборочно-транспортных машин на их базе («Енисей-1200РА», СКП «Амур-10», «Кедр-1200Р», СЗК-1200РАГ, «Енисей КЗС-954Р», «Енисей КЗС-958Р», УЭС-150РГ и др. (рисунок 4).

Ряд технических решений агрегатов и узлов по гусеничной ходовой части и технологической части защищён патентами на изобретения РФ.

Первым этапом на пути реализации разработанной концепции по совершенствованию УТМВП стала работа по созданию опытного образца соезернового комбайна на РАГ.Проведены теоретические исследования, опытно-конструкторские работы по разработке испытанию и хозяйственной проверке приспособлений, агрегатов и узлов к серийным конструкциям комбайнов, переводящие его в разряд соезерновых, соевых комбайнов.На базе опытного образца рисозерноуборочного комбайна «Кедр-1200Р» создан соезерновой комбайн, получивший условную маркировку СЗК-1200РАГ, в конструкции которого апробированы следующие узлы и агрегаты:

1. Жатка низкого среза:

- специальные логарифмической формы пальцы мотовила;

- режущий аппарат низкого среза (40 мм);

2. Устройство для снижения частоты вращения первого барабана.

3. Зерновой шнек со щёточным обрамлением.

а
б
в
Рисунок 3 – Резиноармированная
гусеница и типы гусеничных ходовых тележек с ней для уборочно-транспортных машин : а – резиноармированная гусеница (РАГ); б – опытная гусеничная ходовая тележка (ГХТ) с РАГ типа ТГР-3 с полужесткой, шарнирно-рычажной, подпружиненной подвеской; в – опытная ГХТ с РАГ типа ТГР-4 с упругой, торсионно-балансирной подвеской опорных катков
а б
в г
д е
ж
Рисунок 4 – Опытные зерноуборочные комбайны на резиноармированных гусеницах: а – рисозерноуборочный «Кедр-1200Р»; б – соезерновой СЗК-1200РАГ; в – рисозерноуборочный «Енисей – 954Р»; г – рисозерноуборочный «Енисей – 958Р»; д - «Енисей 858» с объемным гидроприводом ходовой части по четырехмашинной схеме на металлогусеницах с литыми семипроушинными траками; е – то же на резиноармированных гусеницах; ж – соевый КЗС-812С «Палессе»

4. Элеваторная цепь с объёмными скребками.

5. Измельчитель-разбрасыватель соломы, валкообразователь.

6. Половосборник.

Результаты испытаний комбайна СЗК-1200РАГ в сравнении с «Енисей-1200Р» можно свести к следующим основным положениям:

- увеличен сбор сои на 1…1,5 центнера с гектара;

- в 1,9 раза снижено дробление и в 5 раз микроповреждения зерна сои;

- достигнуто измельчение соломы и разбрасывание по полю на ширину 4…4,5 метра или же укладка в валок шириной1,2…1,35 метра;

- даже при увеличении массы на 14-18% по сравнению с аналогом, то есть на 2-4 тонны, снижается в 1,46-2,5 раза уплотнение почвы и на 30% прирост твёрдости почвы в следе, на 17-27% –колееобразование;

- повышается надёжность ходовой системы и комбайна в целом, а ресурс гусениц увеличивается в 3…5 раз;

- улучшаются условия труда комбайнера по уровню вибрационных и шумовых нагрузок;

- обеспечивается возможность передвижения по дорогам с усовершенствованным покрытием без ограничений (асфальтоходность).

Данные разработки, предлагаемые опционально, обеспечивают повышение технико-экономической эффективности зерноуборочных комбайнов в специфических условиях уборки сои за счёт снижения прямых и косвенных потерь зерна, обеспечения сбора половы, поддержания плодородия почвы путём обеспечения внесения измельченной соломы в почву практически на всю ширину захвата жатки и снижения уровня техногенного механического воздействия на почву.

В ходе прикладных НИОКР, направленных на реализацию перехода на РАГ, апробированы опытные образцы гусеничной техники на них, реализующие ГХТ по типу ТГР-3 и отличающиеся эксплуатационной надежностью, большим ресурсом, экологичностью и эргономичностью – рисозерноуборочный комбайн «Кедр-1200Р», на его базе соезерновой комбайнСЗК-1200РАГ, рисозерноуборочные комбайны «Енисей 954Р», «Енисей 958Р»с объемным гидроприводом ходовой части по 2-хмашинной схеме и «Енисей 858»с ОГП по 4-хмашинной схеме (рисунок 4).

Успешные результаты испытаний на Амурской МИС и многолетней проверки эффективности комбайнов на РАГ в хозяйствах Амурской области послужили основой для разработки и серийного производства по инициативе Правительства области в сотрудничестве с ПО «Гомсельмаш» и ЗАО «ШМЗ «Кранспецбурмаш» соевого комбайна на РАГ – КЗС-812С «Амур-Палессе».

С учётом нашего опыта ростовскими комбайностроителями создан гусеничный комбайн Вектор 450 «Track» на базе тех же резиноармированных гусениц шириной 700 мм производства КНР, реализующий ГХТ по типу ТГР-4, но с более перспективной 4-хмашинной схемой объёмного гидропривода.Сегодня ростовские машиностроители работают в большей степени над адаптациейсвоих комбайнов, в том числе и гусеничной модификации к уборке сои.Для этого разработана соевая жатка ЖСУ-700, испытания которой в условиях сельскохозяйственного производства Амурской области с разработкой рекомендаций по её доводке и совершенствованию осуществляют специалисты ДальНИИМЭСХ.

Сегодня на основе преемственности с разработками ГСКБ завода «Дальсельмаш» (г. Биробиджан) и технических требований, разработанных с участием специалистов ДальНИИМЭСХ(г. Благовещенск) белорусскими сельхозмашиностроителями АО ПО «Гомсельмаш»созданы две уборочно-транспортные машины на резиноармированных гусеницах, реализующие ГХТ по типу ТГР-3 и объемный гидропривод ходовой части по 4-хмашинной схеме. Это кормоуборочный комбайн КВК 6028С «Амур-Палессе» и более производительный, чем КЗС 812С «Амур-Палессе», соевый комбайн пропускной способностью 10,5 кг/сGS-10,5C «Амурец», опытные образцы которых проходят испытания в хозяйствах Амурской области. Серийное производство данных машин будеторганизовано в регионе на Шимановском машиностроительном заводе «ШМЗ «Кранспецбурмаш», который уверенно становится флагманом регионального сельхозмашиностроения на Дальнем Востоке Российской Федерации.

В недрах направления на перевод УТМВП на РАГ из стремления повысить функционально-экологическую эффективность высокопроизводительных современных колёсных комбайнов в условиях частогопереувлажнения почвы в период уборочных работ выделилось направление на оснащение их полугусеничным ходом на базе гусеничных блоков собственной разработки – ШПР (рисунок 5).

Конструкция гусеничных блоков с РАГ более проста и в 2…3 раза дешевле в производстве, чем иностранные аналоги, например гусеничные блоки австрийской фирмы «Westtrack». Полугусеничный ход защищён 2 патентамина изобретение:патент РФ № 2342278 от 20.06.2007 – на сами гусеничные блоки и патент РФ № 2491176 от 28.11.2011 –на переходное устройство для монтажа пневматиков-уширителей на задние управляемые колёса полугусеничного хода.Последнее техническое решение для установки дополнительных колёс на управляемый мост снижает уровень давления колёс на почву до уровня, соразмерного давлению под передними гусеницами в условиях переувлажнения, и которые в нормальных почвенных условиях не оказывают влияния на работу и нагруженность элементов системы управления поворотом.

Полугусеничный ходс треугольной формой обвода РАГ и верхним расположением ведущих звездочек, устанавливаемых на фланцы выходных валов бортовых редукторов переднего моста вместо штатных колес, разработан для комбайнов семейства Енисей – КЗС 950…958 и «Енисей-1200НМ». С разработанными приспособлениями (адаптерами) гусеничные блоки этого хода устанавливаются на колесные комбайны «Вектор 410», «Полесье 812» и «John Deere» моделей 1075, 1076 и 3316 (рисунок 6).

Полугусеничный ход успешно прошёл испытания на Амурской МИС, его эффективность проверена в хозяйствах Амурской области совместно с уширителями колёс управляемого моста.

В ходе испытаний выявилась перспектива возможности улучшения функционально-экологической эффективности и колёсных тракторов за счёт использования на них сменного колёсно-гусеничного хода, что обеспечивает им зна чительное снижение воздействия (максимального давления и буксования) на почву и резкое повышение тягово-сцепных свойств без потери своей мобильности. Разработаны и апробированы адаптеры, позволяющие оснащать полугусеничным ходом колёсные тракторы класса 1,4…2 марки «Беларус» и 4-хзвенным гусеничным ходом тракторы с ломающейся рамой класса 3 – Т-150К (рисунок 6) и класса 5 – К-701, который, как показали испытания, способен перевести их в разряд класса 5 и 8 соответственно.

а
б в
 

Рисунок 5 – Гусеничный блок полугусеничного хода ШПР 00.00.000А на резиноармированных гусеницах 600×100×58 производства КНР: а – левая гусеничная каретка (блок), вид сзади, слева; б – тоже, вид сбоку, снаружи; в– тоже, вид сбоку, изнутри

То есть реализация положения о переводе зональных УТМВП на РАГ в сочетании с разработкой и внедрением опции полугусеничного хода с РАГ для колесных комбайнов, возможности и перспективности использования его гусеничных блоков на колесных тракторах обусловила возможность и необходимость перевода всей зональной мобильной полевой энергетики на РАГ.

Переход зональной мобильной полевой энергетики на РАГ обеспечивает

а б
в г
д е
ж к
Рисунок 6 – Мобильная полевая энергетика на РАГ с опцией ШПР:

а – КЗС «Енисей 950»; б – КЗС «Енисей 954» с широкопрофильными пневматиками на заднем мосту; в - КЗС «Енисей-1200НМ»; г – комбайн John Deere 3316; д – КЗС-812 «Палессе»; е – КЗС «Vector 410»; ж – трактор МТЗ-80 «Беларусь»; к – трактор Т-150К

повышение экологичности и эргономичности техники, значительное повышение уровня её эксплуатационной надежности и долговечности за счет снижения нагруженности элементов ходовой системы и машины в целом, увеличенного ресурса самих гусениц. При этом в ближайшей перспективе, по нашему мнению, наиболее рациональным решением на пути внедрения РАГ является приобретение готовых изделий, а в дальнейшем и технологии их изготовления за рубежом, например, у нашего ближайшего соседа – КНР (экспортирует до 80% производства гусениц в США, что свидетельствует о высоком уровне их эксплуатационной надежности) по доступным для российского сельхозмашиностроения ценам.

В плане дальнейшего радикального повышения технико-экономической эффективности открывается возможность, да и потребность, поскольку данный переход на РАГ УТМВП нового поколения осуществляется на фоне роста цен на такие машины, в создании данной техники на основе «блочно-модульного принципа» их конструирования. Реально дальнейший рост эффективности таких машин возможен за счёт расширения сферы использования энергетической части на других технологических операциях и увеличения времени её загрузки. Это можно сделать, только вычленив общую для технологических машин часть – энергетический модуль в виде самоходного шасси. То есть в основе радикального повышения эффективности зональных УТМВП на РАГ лежит их модульное формирование: деление на высвобождаемый (универсальный) энергомодуль и сменный технологический модуль.

В этом направлении в ДальНИИМЭСХ разработан, испытан и прошёл хозяйственную проверку специализированный комплекс самоходных сельскохозяйственных машин (СКССМ) на базе универсального энергосредства на РАГ – опытного образца самоходного шасси модели УЭС-150РГ, структура его отображена графически блок-схемой на рисунке 7, а общий вид каждой из машин формируемого комплекса представлен на рисунке 8.

В конструкции и самого самоходного шасси, кроме модульного формирования МЭС уборочного, транспортно-технологического, специального и общего назначениянами заложен принцип блочно-модульного проектирования, обеспечивающего внешнюю гибкость – адаптирование его верхней части (за счет «конструктивного трансформирования» – смещения в центральное и боковые расположения кабины и моторно-силовой установки в сочетании с объемный гидроприводом не только ходовой части, но и технологической) под установку того или иного технологического модуля, реализованный в конструкции УЭС-150РГ.

В плане создания комплектов сменного технологического оборудования – технологических адаптеров можно, реализуя принцип преемственности в конструкции зональных УТМВП, воссоздать на современном техническом уровне наиболее эффективные технические решения из прежних разработок. Институтом реализовано направление на использованиев конструкции формируемых машин технологической части серийных сельскохозяйственных машин аналогичного функционального назначения, ширина основной части которых в

Рисунок 7 – Блок-схема формирования СКССМ на базе самоходного шасси УЭС-150РГ и гибкого технологического комплекса: ЭММ – энергомодуль мобильный; СШГ – самоходное шасси на гусеничном ходу; ΣСТО – комплект сменного технологического оборудования; ΣКА – комплект конструктивных адаптеров; ΣТМ – комплект технологических модулей; ΣТА – комплект технологических адаптеров; ПР – приоритет разработки; ФН – функциональное назначение (концепция); [СКССМ] – допустимое сочетание основной и дополнительной функциональных концепций при формировании машин комплекса; ΣСМ – комплекс с.-х. машин и орудий (шлейф сельхозмашин тракторов, соответствующих самоходному шасси по классу тяги); ΣМТА – комплекс полевых мобильных с.-х. агрегатов (машинно-тракторных агрегатов);СЗК-1200РАГ – соезерновой комбайн; ГТК МПЭ-РАГ – гибкий технологический комплекс машин зональной мобильной полевой энергетики на РАГ

транспортном положении не превышает 2,5 метра. Задача адаптирования такой технологической части серийной машины решается либо путем конструктивного трансформирования самого энергомодуля, либо при помощи промежуточного конструктивного адаптера – рамного приспособления для монтажа. В этом случае привязка (адаптирование) технологических частей серийных машин, как сменных технологических модулей, к высвобождаемому энергомодулю осуществляется без значительных изменений их конструкции. Реализуя возможность взаимной адаптации энергомодуля и сменных технологических модулей,

а
б в
г д
Рисунок 8 – Специализированный комплекс самоходных сельскохозяйственных машин (СКССМ) на базе гусеничного самоходного шасси: а –самоходное шасси на резиноармированных гусеницах УЭС-150РГ – универсальный энергомодуль комплекса; б – жатка валковая самоходная, модернизированная ЖВС-6РГМ; в – универсальное тягово-приводное энергосредство УТЭС-150РГ в агрегате с культиватором-разуплотнителем ЭИР-1; г – самоходный кузов-перегрузчик модернизированный СКП-6РГМ; д – самоходный кузов-самосвал СКС-6РГ

нами преследуется цель ускорения процесса разработки и освоения производства машин уборочного и транспортно-технологического назначения на основе конструктивной концепции УЭС-РГ.

Технические решения конструкции такого универсального энергосредства типа модели УЭС-150РГ в комплекте с многофункциональным конструктивным адаптером в виде универсальной рамы прямоугольной формы и конструкции самоходных машин транспортно-технологического назначения на базе такого самоходного шасси на РАГ, реализованные в опытных образцах кузова-самосвала СКС-6РГ и кузова-перегрузчика СКП-6РГ, защищены патентами на изобретения РФ № 2335424 от04.12.2006 и № 2335881 от 30.01.2007.

Первым шагом в практической реализации принципа блочно-модульного формирования зональных уборочно-транспортных машин высокой проходимости нового поколения с центральным расположением кабины, моторно-силовой установки и технологической части нами рассматривается самоходное гусеничное шасси опытного образца кормоуборочного комбайна КВК 6028С «Амур-Палессе», способное к вычленению.

Перспективным решением для формирования, например,паркатранспортно-технологических машин высокой проходимости может быть использование практически без какой-либо доработки в качестве технологических модулей к разработанному энергосредству УЭС-150РГ или вычленяемому из конструкции кормоуборочного комбайна КВК 6028С самоходному шасси с центральным расположением кабины, моторно-силовой установки и технологическойчасти набора сменных кузовов к сельскохозяйственным автомобилям, тракторным полуприцепам и технологического оборудования к кузовам, разработанного ВИМ и выпускаемого его опытным производством по заказам потребителей. Согласование присоединительных размеров энергомодуля и сменных технологических модулей обеспечивается промежуточными конструктивными адаптерами – монтажными приспособлениями.

Сочетание соезерновых комбайнов на резиноармированных гусеницах типа СЗК-1200РАГ, самоходных уборочно-транспортных машин на резиноармированных гусеницах из состава специализированных комплексов типаСКССМ с расширением сферы использования высвобождаемого самоходного шасси в качестве универсального тягоприводного энергосредства, соответствующего, как минимум, одному из классов тяги 3…5, образует основу структуры гибкого технологического комплекса зональной мобильной полевой энергетики на резиноармированных гусеницах (ГТК МПЭ-РАГ) нового поколения (рисунок 7). Который при условии дальнейшего совершенствования ГХТ с РАГ и наличии соответствующего шлейфа сельхозмашин (SСМ),совместно с гусеничными и полугусеничными тракторами на РАГ способен осуществить комплексную механизацию возделывания и уборки сои и других культур в экстремальных условиях машинного земледелия Дальнего Востока.

Таким образом, следующим крупным направлением работы нашего института, цель которого – радикальное повышение технико-экономической эффективности зональной МПЭ на РАГ (самоходные УТМВП), является обоснование и разработка ГТК МПЭ-РАГна базе высвобождаемых энергомодулей – самоходных шасси типа УЭС-РГ и комплектов сменного технологического оборудования (СТО) в виде технологических модулей и конструктивных адаптеров к ним.

На сегодня еще более перспективной может быть работа самоходного шасси УЭС-150РГ или более мощного высвобождаемого из-под кормоуборочного комбайна КВК 6028С в качестве полевого технологического транспорта в составе уборочно-транспортного комплекса, включающего комбайны на РАГ и мобильные автосистемы (МАС) типа «мультилифт» на шасси автомобилей КамАЗ, МАЗ и тракторных полуприцепов с комплектом универсальных бункеров-накопителей. Для этого самоходное шасси достаточно оснастить сменным рамным многофункциональным конструктивным адаптером, формирующим аналогичнуюавтосистему МАС-16 или МАС-20 (также разработка ВИМ).Это позволит внедрить в наших экстремальных условиях уборочных работ современную перегрузочную технологию «ВИМлифт».

Адаптирование данной перегрузочной технологии к зональным условиям, исключая использование на поле тяжелой колесной техники, требует, чтобы все полевые машины (уборочные комбайны и технологический транспорт) были на РАГ. Только в этом случае, как в экстремальных, так и внормальных почвенных условиях гарантируются высокие эксплуатационно-технологические показатели и исключается сверхнормативное техногенное механическое воздействие на почву и, соответственно, её деградирование. Кроме того, данная технология исключает риск дополнительного повреждения при перегрузке зерна сои полевым технологическим транспортом, поскольку не предусматривает, кроме самого комбайна, дополнительных шнековых или скребковых транспортеров.

Разрабатываемые направления и результаты НИОКР по совершенствованию зонального парка мобильной полевой энергетики дважды (в 2006 и 2009 годах) по инициативе института выносились на обсуждение Бюро Отделения механизации, электрификации и автоматизации Россельхозакадемии, где получили одобрение и поддержку [2, с. 98-99; 3, с. 80-83].

По результатам конкурса «За инновационные достижения в области АПК» на агропромышленной выставке «Золотая осень-2014» за разработку концепции и её реализацию институт был награжден серебряной медалью.

Таким образом, практика совершенствованияУТМВП путем перехода на ГХТ с использованием РАГ, объемныйгидропривод ходовой части по 4-х машинной схеме, оснащение колесных комбайнов полугусеничным ходом на базе РАГ, гусеничные блоки которого могут быть использованы для реализации сменного колесно-гусеничного хода колесных тракторов, блочно-модульное формирование УТМВП с расширением сферы использования в течение года их базового универсального энергосредства на РАГ, а также повышение функционально-экологической эффективности применения перегрузочных технологий уборки по системе «ВИМлифт» путем использования машин мобильной полевой энергетики на РАГ подтверждают правильность разработанной концепции совершенствования, как основы стратегии разработки и применения зональной уборочно-транспортной техники на гусеничном ходу нового поколения.

 


Библиографический список
  1. Канделя М.В. Исследование и обоснование технического уровня различных типов гусеничных ходовых систем уборочно-транспортных машин: Автореф. дисс. канд. техн. наук. – Благовещенск, 1997. – 24 с.
  2. Отчет Отделения механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства за 2006 год и 2002-2006 гг. – М.: Россельхоз-академия, 2007. – 188 с.
  3. Отчет Отделения механизации, электрификации и автоматизации за 2009 год. – М.: Россельхозакадемия, 2010. – 201 с.


Все статьи автора «Ковалева Надежда Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация