СРАВНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ НА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЪЕКТАХ

Малеев Денис Андреевич
Московский Городской Университет Управления при Правительстве Москвы
бакалавр, специальность - менеджмент организации

Аннотация
В статье рассмотрены основные методы управления проектами на инфраструктурных объектах, их отличия и сложности при реализации каждого из них. Так же, отдельно, внимание уделено интересу к российским инфраструктурным проектам со стороны крупнейших западных инвестиционно-строительных организаций и анализу наличия интереса у определенной компании. Проведенное исследование позволяет выбрать наиболее оптимальный метод и схему управления строительным проектом.

Ключевые слова: методы проектного управления


COMPARISON OF METHODS FOR PROJECT CONSTRUCTION MANAGEMENT ON INFRASTRUCTURE PROJECTS

Maleev Denis Andreeviсh
Moscow City University of Management under Moscow Government
Bachelor's , specialty - management of organization

Abstract
The article describes the basic methods of project management to infrastructure projects , their differences and difficulties in implementing each of them. Also , separately , the attention paid to the interest in the Russian infrastructure projects by the major Western investment and construction companies , and the analysis of the presence of interest in a particular company . This study allows you to select the most appropriate method, and construction project management

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Малеев Д.А. Сравнение методов проектного управления строительством на инфраструктурных объектах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/69441 (дата обращения: 19.04.2024).

Сравнение методов проектного управления строительством на инфраструктурных объектах

Для эффективной реализации проектов в инфраструктурной сфере управление осуществляется с помощью целого ряда процессов с использованием специальных навыков, подходов и знаний. Отличительная особенность строительных проектов заключается в наличии процессов взаимодействия участников, распределения зон ответственности, которые учитывают специфику отрасли. Также стоит учитывать наличие иностранных инвестиционно-строительных участников, их потенциал, особенно на фоне инвестиционного портфеля и количества проектов и их интереса к реализации инфраструктурных проектов в России.

Вариантов для реализации инфраструктурных проектов в России достаточно и по возможности даже при сегодняшних условиях, когда государственный бюджет сокращается и основные статьи его расходов на протяжении еще нескольких лет не будут меняться эти варианты нужно рассматривать, для того же замещения бюджетных средств. В таком случае РФ не столкнется с торможением в инфраструктурном развитии и будет постепенно развивать и осваивать новые объекты и строения в различных регионах и областях.

В табл.1 представлена статистика по проектам и инвестиционной привлекательности за период 2015-2016гг. (источник книга «Инвестиции в Инфраструктуру. Деньги, проекты, интересы»). Из данной таблицы можно сделать вывод, что зарубежные компании и что особенно важно крупные игроки проявляют заинтересованность в участи в инфраструктурных проектах России. А так же, что особенно интересно, видят потенциальные возможности для дальнейшего развития различных инфраструктурных объектов, разного формата и назначения.

Компания
Страна

Число проектов
Портфель инвестиций млрд. $ Интерес к России
ACS Group Испания
55

72

Да
Vinci Франция 41 70,7
Да
Macquarie Group Австралия 57 48,2 Да
Atlantia Италия 18 44,3 Нет
Bouygues Франция 27 38,6 Да
Meridiam Франция/США 32 31,2 Нет
EGIS Projects Франция 26 26,6 Да
Sacyr Испания 36 21,8 Нет
John Laing Англия 22 21,4 Нет
OHL Испания 34 18,2 Да
Strabag Австрия 30 14 Да
Eiffage Франция 31 13,6 Нет
Fluor США 9 10 Да
IRB Infrastructure Индия 9 7 Нет
Empresas ICA Мексика 18 6,1 Нет
SNC-Lavalin Канада 20 3 Да

Таблица 1. Присутствие ключевых иностранных инвестиционно-строительных участников мирового рынка инфраструктурных проектов в России за 2015-2016гг.

Поводом для определения интереса компании к российскому инфраструктурному рынку послужили несколько определяющих факторов. Например, таких как наличие представительства или дочерней компании в России, участие в проектах или как минимум в конкурсах по проектам, упоминание России как перспективного рынка, запросы конкурсной документации по проводимым отборам и тендерам и участие в предварительных переговорах или различных дискуссиях.

В условиях, когда отдельно взятая отрасль, в виду ее особенностей, требует все более совершенных инструментов управления на первый план выходит поиск подходящих способов руководства проектами разного рода сложности и принадлежности.

Развитие методов управления проектами обусловлено потребностью в более гибких и прозрачных схемах взаимодействия между всеми участниками проекта.

Существует три метода организации возведения инфраструктурных объектов в РФ :

  • Генеральный подряд (General Contract) Management)
  • Управление строительным проектом с генеральным подрядчиком (Project Management)
  • Управление строительным проектом без генерального подрядчика (Construction Management)

Каждый метод имеет свои плюсы и минусы и подходит для определенного типа проектов и заказчиков. Однако, стоит отметить, что заказчики чаще всего это не профессиональные строители, а организации, строящие какой-то объект исходя из собственных или спекулятивных целей.

Генеральный подряд наиболее интересен –
для Заказчика, у которого в штате есть своя управляющая структура и которому необходимо как можно меньше отвлекаться от своего основного бизнеса на проект строительства.

Управление строительным проектом с генеральным подрядчиком – чаще всего применяется для несложных, небольших проектов, заказчик которых не имеет своей управляющей структуры. Однако он хочет быть уверенным, что проект осуществится в соответствии с его требованиями, что используются наиболее эффективные решения, применяются наиболее подходящие (а не самые дорогие) материалы и работы ведутся в рамках графика и бюджета, а в конце проекта неожиданно не возникнет огромный перечень дополнительных работ. Кроме этого банки, выдавая кредиты, требуют участия в проекте сторонней контролирующей и надзорной организации, в роли которой очень часто выступают управляющие компании.

Управление строительным проектом без генерального подрядчика – для сложных, крупных проектов, которые нередко осуществляются этапами. В таких проектах применение метода управления без генерального подрядчика позволяет сократить сроки и сэкономить бюджет путем профессиональной координации опытных пакетных подрядчиков, выбранных на тендерной основе. Управляющий строительством, зная по опыту, процесс реализации таких проектов, заранее вовлекает определенных подрядчиков, раньше проводит тендеры на некоторые виды работ. Этот метод требует большей вовлеченности заказчика в процесс строительства, поэтому обычно создается совместная команда по управлению строительным проектом с участием представителей инвестора и управляющей организации. Заказчик понимает, что проект сложный и хочет быть полностью уверенным в наилучших методах и решениях, применяемых для реализации его проекта.

Теперь более подробно о каждом методе.

Более традиционным методом проектного управления в инфраструктурных проектах является – контракт на генеральный подряд.

Он характеризуется несколькими факторами:

  • Фиксированной ценой. Генеральный подрядчик выбирает субподрядчиков и поставщиков внутри бюджетной цены без согласия и одобрения Заказчика. Таким образом, Заказчик не может контролировать заключение субподрядных контрактов и осуществление работ по этим субподрядам.
  • Строительство начинается только после того, как вся проектная документация выполнена и согласована. Нет возможности раннего начала строительных работ на площадке.
  • Когда контакт заключен, Заказчик не может вносить изменения в соответствии со своими требованиями, либо это оформляется дополнительным соглашением с пересмотром цены.

Рисунок 1. Традиционный метод управления строительным проектом. Контракт на Генеральный подряд

Что касается стоимости такого контракта, то для Заказчика она непрозрачна и контролируется в основном только Генподрядчиком, если не выходит за рамки бюджета. Чаще всего Заказчик не знает, что на каких-то работах можно было сэкономить, где-то применить более эффективные решения. Генеральный подрядчик не только закладывает в цену свою премию за риск и управление, но и маржу по каждому заключенному субподряду, что Заказчик просто не в состоянии проследить. Часто Генеральный подрядчик пытается сэкономить на субподрядных контрактах, что приводит к снижению качества, так как при выборе исполнителя работ, Генподрядчик может руководствоваться только ценой, а не опытом и профессионализмом субподрядчика. В среднем, Генеральный подрядчик получает плюс 20-25% сверх заявленной прибыли и накладных расходов, так как закладывает свой процент на каждом этапе выполнения проекта и в каждом виде работ.

Метод управления строительством инфраструктурного объекта с генеральным подрядчиком.

При таком методе управления строительным проектом Заказчик нанимает строительного консультанта в лице Управляющего проектом, который:

  • Осуществляет технический надзор на площадке
  • Выполняет функции технического Заказчика
  • На предстроительном этапе готовит подробный график выполнения работ и денежных потоков
  • Готовит тендерную документацию и проводит тендер на выбор генерального проектировщика
  • Готовит вместе с Заказчиком задание на проектирование Генеральному проектировщику и следит за тем, чтобы не было непонятных и спорных моментов, которые могут в дальнейшем привести к дополнительным работам и увеличение цены
  • Готовит тендерную документацию и проводит тендер на выбор генерального подрядчика
  • Ежедневно следит за ходом работ на площадке и следит за четким выполнением требований Заказчика, СНиП, применением соответствующих решений и материалов
  • Осуществляет финансовый надзор за расходованием денежных средств
  • Регулярно готовит отчеты Заказчику о ходе проекта со своими профессиональными комментариями и рекомендациями

Рисунок 2. Схема метода управления строительством с Генеральным подрядчиком

Несомненно, по сравнению с Генеральным подрядом такой метод имеет ряд преимуществ так как : заказчик полностью информирован о ходе работ независимой стороной, имеет четкое представление о расходовании денежных средств, получает профессиональные рекомендации касательно наиболее эффективной стратегии и методах реализации своего проекта, может принимать то или иное решение в ходе проекта на основании профессионального заключения Управляющего строительством, который не заинтересован в затягивании сроков или превышении бюджета, так как его вознаграждение фиксировано и не зависит от стоимости строительства.

Тем не менее, Управляющий строительством в определенной мере ограничен в своих полномочиях. Выбор субподрядчиков и заключение субподрядный договоров находится в руках Генерального подрядчика, который, как правило, не имеет желания делать эту часть работ прозрачной. Однако, само присутствие профессионального Управляющего оставляет меньше лазеек для увеличения маржи Генподрядчика, хотя не сводит их к нулю.

Участие в проекте профессионального управляющего позволяет качественно подготовить задание на проектирование и тем самым сократить время на вопросы и переделки проектной документации. Он следит за четким выполнением графика выпуска проектной документации, что бы начать строительство без задержек, а по возможности и с опережением.

Управляющий проектом в ограниченной степени может способствовать внесению изменений на основании требований Заказчика путем применения более эффективных решений и рекомендаций по заключению субподрядного договора с более профессиональным и опытным исполнителем.

На итоговой стоимости это инфраструктурного проекта присутствие управляющего сказывается в более положительную сторону для заказчика. По сравнению с генеральным подрядом она несколько ниже в силу принятия своевременных и грамотных решений и бюджетного контроля с самого начала проекта. Благодаря профессиональному управлению возможно снижение затрат на 5-10% и более прозрачное ведение работ по выборам исполнителей и поставщиков. Главное отличие в том, что имея профессионального управляющего, Заказчик уверен в своевременном завершении работ и не превышении бюджета.

Однако, более интересным является третий метод, так как он самый продвинутый и наиболее подходит для современных технологически сложных строительных проектов.

Метод управления строительством инфраструктурного объекта без Генерального подрядчика.

Рисунок 2.1 Схема метода управления строительством без Генерального подрядчика.

В пролом методе управления уже рассматривалось, что Заказчик в лице инвестора нанимает профессионального Управляющего строительством, который берет на себя функции планирования, управления, организации и контроля на всех стадиях проекта, начиная с предстроительного этапа до сдачи объекта в эксплуатацию.

В данном методе Заказчик платит Управляющему вознаграждение за профессиональные рекомендации касательно наиболее эффективных проектно-коммерческих решений на всех этапах проекта. Это позволяет Заказчику максимизировать свой вклад в проект и контроль на протяжении всего процесса реализации проекта, так как через Управляющего он находится в прямом и постоянном контакте с субподрядчиками и поставщиками.

Использование этого метода дает ряд преимуществ, таких как: применение наиболее эффективных решений касательно затрат и качества работ путем непосредственно влияния и контроля за исполнителями работ, оптимальная и структура управления и отчетности на всех этапах проекта, единый центр ответственности перед Заказчиком.

Как следствие, инфраструктурный проект реализуется дешевле и быстрее, чем с использованием традиционного метода генподряда и даже управления проектом с генподрядчиком.

В итоге, можно сказать, что каждый из трех перечисленных методов подходит под определенный тип проектов и зависит от индивидуальных требований Заказчика, а так же учета его интересов. Исходя из всего выше перечисленного, метод управления строительством без Генерального подрядчика является наиболее оптимальным, так как у Заказчика появляется возможность реализовывать проект без посредника и без дополнительных расходов, как материальных, так и временных. Особенно которые связанны, с внесением изменений в проект во время его реализации, так как они требуют согласования с Генеральным подрядчиком и уже потом с субподрядчиками и поставщиками.

Выбор метода проектного управления строительством на инфраструктурных объектах важен и для инвесторов. Принятие решений об инвестировании проекта, так же, как и стоимость денег для проекта определяется на стадии моделирования проекта при определении его стоимостных показателей. Поэтому важно показать при расчетах экономической эффективности проекта его схему реализации и затраты, связанные с обеспечением степени вовлеченности участников.


Библиографический список
  1. А.С. Еганян – «Инвестиции в Инфраструктуру. Деньги, проекты, интересы»
  2. Руководство PMBok. Четвертое издание.
  3. Project Management Institute – Расширение для строительной отрасли


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Малеев Денис Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация