УДК 338.1

КОНКУРЕНЦИЯ КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Щербинина Мария Юрьевна1, Стефанова Наталья Александровна2
1Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, бакалавр, кафедра «Электронной коммерции»
2Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, старший преподаватель, кафедра «Электронная коммерция»

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам, связанным с усилением экономического роста страны. Как одним из наиболее важных методов достижения стабильного экономического роста, автор статьи предлагает воспользоваться так называемыми драйверами усиления экономического роста предприятий, действующих на территории страны. Далее приводится краткий обзор существующих драйверов и выбор наиболее рационального к применению в рамках текущей экономической ситуации. Кроме того, будет раскрыто понятие «конкуренция», как один из драйверов усиления экономического роста и возможность его рациональной реализации на практике.

Ключевые слова: ВВП, драйверы роста, конкуренция, предприниматели, экономический рост


COMPETITION AS A DRIVER OF ECONOMIC GROWTH

Shcherbinina Maria Yurievna1, Stefanova Natalia Alexandrovna2
1Volga State University of Telecommunications and Informatics, bachelor, department of E-Commerce (Electronic Commerce)
2Volga State University of Telecommunications and Informatics, senior Lecturer, department of E-Commerce (Electronic Commerce)

Abstract
This article dedicated to the issues related to the strengthening of the economic growth of country. As one of the most important methods of achieving sustainable economic growth, the author proposes to use the so-called drivers, strengthen economic growth of enterprises operating in the country. The following is a brief overview of existing drivers, and the choice of the most efficient for application in the current economic situation. Besides, it will be described the term of "competition" as one of the drivers of economic growth and enhance the possibility of its efficient implementation in practice.

Keywords: competition, drivers of growth, economic growth, entrepreneurs, GDP


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Щербинина М.Ю., Стефанова Н.А. Конкуренция как драйвер экономического роста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69360 (дата обращения: 19.11.2016).

Одной из основных задач макроэкономики является изучение проблем, связанных с экономическим ростом, а также его темпами. Исследуя данные вопросы, можно внести ясность в следующие аспекты экономики:

  • межстрановые различия. Станет возможным оценить ситуацию в различных странах за один период времени, а также внутри страны за различные периоды.
  • межвременые различия. Данный фактор позволит оценить ситуацию внутри страны в различные периоды времени.
  • стимулы экономического роста. Данный аспект позволяет реально оценивать возможности, используя которые, будет наблюдаться тенденция роста; [1]

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, автор делает вывод о том, что в ситуации с высоким экономическим ростом наблюдается тенденция долгосрочного увеличения реального ВВП страны и в данном определении ключевыми являются следующие понятия:

  1. Тенденция. Подразумевает под собой уверенное движение экономики. Кроме того, к данному термину применимо понятие «тренд»;
  2. Долгосрочный. В данном контексте имеется ввиду перспектива потенциального ВВП, при котором задействованы все возможные ресурсы;
  3. Долгосрочная. Ввиду того, что экономический рост – явление долгосрочного характера, а речь идет об увеличении ВВП при полной загрузке ресурсов, появляются возможности для роста экономических производственных возможностей.
  4. Реальный ВВП. В отличие от номинального, для роста которого достаточно повысить уровень цен с сохранением тех же производственных объемов, величина реального ВВП оказывает ключевое действие на экономический рост.

Итогом стабильного экономического роста будет являться улучшение благосостояния и повышение уровня национального богатства. Высокий производственный потенциал вкупе с высоким темпом экономического роста напрямую влияет на уровень жизни населения. Слова Роберта Лукаса, американского экономиста и лауреата Нобелевской премии: «Значение этих проблем для благосостояния человечества таково, что, начав размышлять над ними однажды, невозможно думать о чем-либо другом» [2] являются тому прямым подтверждением.

Многие знают насколько важен в той или иной сфере деятельности высокий экономический рост. Согласно теории экономического развития Йозефа Шумпетера экономический рост – это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени. В свою очередь, увеличение объемов производства можно добиться в том случае, когда спрос на продукцию превышает предложение. Благодаря этому повышается эффективность некоторых, а возможно даже и всех процессов, протекающих в рамках осуществления производственной деятельности и, как следствие, качество выпускаемой продукции. В итоге конечные потребители остаются довольны, как качеством продукции данной компании, так и самой компанией в целом. Рождается понятие бренда, который символизирует надежность и качество производимой продукции или оказываемых услуг. Таким образом, компания выводит свою деятельность на новый уровень и получает более высокую прибыль. [3]

Существуют три вида усиления экономического роста:

-     увеличение численности населения;

-     рост, основанный на использовании экстенсивных факторов;

-     рост, основанный на использовании интенсивных факторов.

Первые два способа являются менее эффективными, поскольку увеличение численности населения влечет за собой множество побочных факторов, мешающих ускорению экономического роста. Так, например, увеличение численности населения за счет роста рождаемости не может рассматриваться как источник экономического роста на период до 25 лет. Подобное увеличение численности населения несет положительный эффект только в долгосрочной перспективе, в краткосрочном же периоде приводит к оттоку рабочей силы из экономики, а также приводит к увеличению нагрузки на социальную сферу и ведет к расширению непроизводственной сферы. Однако несмотря на это, не вызывает сомнения необходимость увеличения рождаемости, хотя положительный эффект от этого будет только в долгосрочном периоде.

Использование экстенсивных факторов экономического роста основывается на увеличении объема вовлекаемых ресурсов при уменьшении маржинальной эффективности их использования. Простое наращивание ресурсов, вовлекаемых в экономику (увеличение времени работы, распашка новых земель, освоение новых месторождений старыми методами, увеличение норм выработок) без адекватного роста эффективности производства за счет внедрения новых технологий является неприемлемым. Данный способ повышения экономического роста не даст положительного эффекта не только в долгосрочном плане, но и в краткосрочном.

Третий способ усиления экономического роста, именуемый интенсивным гораздо более эффективен за счет использования интенсивных факторов экономического роста основывается на внедрении высоких технологий, ускорения инновационных процессов в отечественной промышленности, удержания позиций лидерства хотя бы по отдельным технологическим направлениям, создания оптимальных условий для расширенного воспроизводства и реализации в промышленности нового научно-технического знания и технологий приобретают особое значение. Однако, вышеперечисленные способы исчерпывают себя и оказываются малоэффективными для повышения экономического роста. [4]

По данным Росстата рост ВВП России в 2014 году замедлился до 0,6% с 1,3% в 2013 году [5]. Министром экономического развития России А. Улюкаевым неоднократно в течение 2013-2014 гг. драйверами роста российской экономики назывались «потребительский спрос наряду с инвестиционным спросом и экспортом». Однако, в новых условиях развития России они не являются актуальными.

По данным доклада конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в 2014 г. прямые иностранные инвестиции в Россию упали на 70%, до $19 млрд. В качестве причин столь резкого снижения интереса инвесторов к стране были названы санкции против России, а также отрицательные перспективы роста экономики [6]. Реальные располагаемые денежные доходы в марте 2015г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 1,8%, в I квартале 2015г. – на 1,4% [7]. Динамика внешнеторгового оборота и экспорта также не является позитивной. Таким образом, современные условия реализации государственной экономической политики России требуют активизации новых драйверов экономического роста. По словам министра финансов России А. Силуянова: «Чтобы повысить экономический рост нам нужен частный инвестор», в качестве которого могут выступать институциональные инвесторы, а также малый и средний бизнес [8]. По мнению автора, для привлечения частных инвесторов необходимо сохранять между ними дух конкуренции.

В этом случае одним из так называемых «драйверов» экономического роста оказывается конкуренция. Главным участником и «судьей» в данном случае выступает потребитель, то есть человек, совершающий выбор в пользу той или иной компании.

Конкуренция – это соперничество с целью получения выгоды. В результате возникновения здоровой рыночной конкуренции производители товаров и услуг, в своей борьбе за потребителя стараются делать большой упор в сторону повышения удовлетворенности своего клиента. Фирмы-производители выпускают продукцию, которая будет в некотором отношении лучше продукции, производимой в конкурирующих компаниях. Постоянно совершенствуя качество выпускаемой продукции, соревнующиеся компании провоцируют собственный экономический рост, а также укрепляют репутацию своего бренда [9]. Безусловно, в такой ситуации, клиент данной компании всегда будет доволен сделанным выбором и, вряд ли, захочет становиться потребителем продукции фирмы-конкурента. Поэтому, конкуренция становится так называемым «драйвером», то есть ускорителем экономического роста компании.

Развитие конкуренции в реалиях современной макроэкономики, несомненно, будет благотворно влиять на экономический рост, как и отдельно взятых компаний, участвующих в гонке за лидерство в своей отрасли, так и на экономику государства в целом [10]. Экономическая политика государства должна стимулировать у предпринимателей конкурентный дух и желание совершенствовать свою экономическую деятельность. Только в таком случае станет возможным вести речь о конкуренции как об успешно используемом драйвере экономического роста.


Библиографический список
  1. Бурцева Т.А. Новые драйверы экономического роста в экономике России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6 [Электронный ресурс], ­– Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2015/06/9125, свободный – Загл. с экрана.
  2. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика. Конспект лекций [Текст] Д.А. Шевчук, В.А. Шевчук, 2009 – 145 с.
  3. Шорина А.А., Стефанова Н.А. Инновации, меняющие будущее // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-1. С. 78-80.
  4. Самуэльсон П. Экономика. Том 1. [Текст] / П. Самуэльсон – 1993
  5. Матерова А.А., Крюкова А.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в России // EUROPEAN RESEARCH. 2015. № 6(7). С. 24-26.
  6. РБК — новости, акции, курсы валют, доллар, евро [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://goo.gl/dG813o, свободный – Загл. с экрана
  7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gks.ru, свободный – Загл. с экрана
  8. Официальный сайт Минфина РФ. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info.minfin.ru/, свободный – Загл. с экрана
  9. Юричева Е.Ю. Конкурентоспособность как обобщающая характеристика эффективности  деятельности предприятия  // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. № 2, том 2. С. 272-274.
  10. Ларичева Е.А. Некоторые аспекты становления креативной экономики // Проблемы современного антропосоциального познания. 2015. С. 163-166.


Все статьи автора «Щербинина Мария Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация