УДК 331.108

СОСТОЯНИЕ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ И ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА

Криворотько Инна Александровна1, Торосян Анна Артушовна2
1Институт экономики и управления Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики
2Институт экономики и управления Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, магистрант направления подготовки «Экономика»

Аннотация
В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на развитие конкурентоспособного человеческого капитала. Проведен анализ состояния рынка труда, естественного движения населения, направление миграционных потоков, причины безработицы, рейтинговая таблица уровня образования, продолжительность жизни населения в России и других ведущих странах мира.

Ключевые слова: безработица, занятость, конкурентоспособность, рынок труда, страна, трудовые ресурсы, уровень жизни, человеческий капитал


ANALYSIS OF FACTORS AND DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN RUSSIA AND THE LEADING COUNTRIES

Krivorotko Inna Alexandrovna1, Torosyan Anna Artushovna2
1Institute of Economics and management, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Simferopol, candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of world economy
2Institute of Economics and management, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Simferopol, master student of specialty "Economy"

Abstract
The article describes the major factors affecting the development of competitive human capital. The analysis of the labor market, the vital, the direction of migration flows, causes of unemployment, rating table level of education, life expectancy in Russia and other leading countries of the world.

Keywords: competitiveness, employment, human capital, human resources, labor market, standard of living, the country, unemployment


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Криворотько И.А., Торосян А.А. Состояние и факторы развития человеческого капитала в России и ведущих странах мира // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69348 (дата обращения: 02.06.2017).

Проблема развития человеческого капитала имеет большое значение как в целом в мире, так и в России. Рассмотрим основные факторы,  влияющие на формирование человеческого капитала, сопоставив основные показатели данного процесса в России и других странах мира.

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» самым благоприятным сценарием для России – переход на инновационный тип экономического развития. Для того чтобы  данная цель была достигнута, необходимо решать задачи  опережаю­щего развития, требующие от страны реализации целого ряда связанных между собой направлений и комплексов, главным из которых является определенная специализация в мировой системе хозяйствования и повышение кон­курентоспособности человеческого капитала[1]. В свою очередь, качественное развитие человеческого капитала способствует высокому уровню жизни населения и лидирующему мест у страны в мировой экономической системе.

Для реализации поставленных государством долгосрочных целей развития, необходимо проанализировать факторы, влияющие на формирование человеческого капитала, и выявить недостатки, которые мешают его качественному развитию[2].

Направления развития человеческого капитала тесно связаны с масштабными изменениями на рынке труда, сложившиеся в конце 20 века в России – глубокий социально-экономический кризис, который сопровождался ростом числа безработных и снижением занятости населения. С началом нового тысячелетия данные показатели стали заметно улучшаться (табл. 1).

Таблица 1. Динамика безработицы и занятости населения России

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Экономически активное население – всего 75700,1 75694,2 75477,9 75779,0 75676,1 75528,9 75428,4 76587,5
Занятые вэкономике 71003,1 69410,5 69933,7 70856,6 71545,4 71391,5 71539,0 72323,6
Безработные 4697,0 6283,7 5544,2 4922,4 4130,7 4137,4 3889,4 4263,9

Источник: [3]

Снижение занятости населения страны наблюдалось в 90-е го­ды, это связано с тем, что структура человеческого капитала страны не соответствует требованиям современной рыночной экономики. В данный период существенная часть занятых концентрировалась в сфере промышленности,сфера услуг в стране практически не развивалась. Практически не было спроса на профессии в сфере юриспру­денции и менеджмента. Существенные изменения в системе экономики страны привели к тому, что большая часть человеческого капитала стала невостребованной. Данный факт отразился на снижении уровня конкурентоспособности во многих сферах экономики, в том числе и человеческого капитала.

В период реформ в РФ прослеживался значительный структурный дисбаланс в сфере занятости, что было обусловлено нехваткой профессиональных кадров в одних отраслях и избытком в других. Многим пришлось столкнуться с кардинальной сменой своей профессии. Система подготовки кадров в России не была готова к функционированию в условиях рыночной экономики[2]. Существенное влияние на дисбаланс в сфере занятости экономически активного населения оказало также изменение форм собственности организационных структур.

В начале нового тысячелетия стали прослеживаться позитивные сдвиги в развитии трудовых ресурсов в стране. К сожалению, данные изменения не соответствуют выбранной стратегии развития страны и не затронули его качественных характеристик.

Один из важнейших факторов, связанных с развитием человеческого капитала, является демографическая ситуация в стране. Несмотря на все усилия государственных органов правительства, и разных общественных структур, в России наблюдается старение и естественная убыль населения (табл. 2).

Таблица 2. Естественное движение населения в России (тыс. чел.)

Годы

Всего, человек

На 1000 человек населения

родившихся

умерших

естественный прирост

родившихся

умерших

естественный прирост

1950

2745997

1031010

1714987

26,9

10,1

16,8

1960

2782353

886090

1896263

23,2

7,4

15,8

1970

1903713

1131183

772530

14,6

8,7

5,9

1980

2202779

1525755

677024

15,9

11,0

4,9

1990

1988858

1655993

332865

13,4

11,2

2,2

1995

1363806

2203811

-840005

9,3

15,0

-5,7

2000

1266800

2225332

-958532

8,7

15,3

-6,6

2005

1457376

2303935

-846559

10,2

16,1

-5,9

2011

1788948

2028516

-239568

12,5

14,2

-1,7

2012

1796629

1925720

-129091

12,6

13,5

-0,9

2013

1902084

1906335

-4251

13,3

13,3

0,0

2014

1895822

1871809

24013

13,2

13,0

0,2

2015

1947301

1913613

33688

13,3

13,1

0,2

Источник: [3]

Склонность к депопуляции, которая сложилась в конце прошлого века и продолжающаяся и в наше время, может создать угрозу целостности и безопасности страны, особенно остро данная проблема отражается в регионах на востоке страны. В целом к 2030 году численность населения страны, возможно, сократиться до 137млн.чел.

Следует отметить незначительное повышение рождаемости в 2012 году относительно количеству умерших человек в стране. Этому способствовали государственные программы повышения численности рождаемости. Стратегическая задача – стабилизация к 2017 году численности населения на уровне не ниже 141-144млн.чел. и созданием факторов развития численности населения после 2030 года. Это подразумевает сокращение до 270-275 тыс.чел. ежегодно естественной убыли населения; повышение показателя рождаемости до 1,65-1,7; увеличение миграционного прироста до 420-440 тыс.чел. в год; увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет [3].

В целом, сложность демографических процессов заключается в том, они слабоуправляемы и устойчивы к любым изменениям, следовательно, регулировать их, даже на государственном уровне, достаточно трудно. Например, в Китае стратегической целью являлось к 1980 году достигнуть показателя 1% естественного прироста населения, а к 2000 году – 0%. Для сравнения, население Китая увеличивается, в начале нового тысячелетия составило -1,3 млрд.чел., а в 2025 году по оценкам экспертов составит 1,5 млрд. чел. Для России существенно изменить демографическую тенденцию проблематично, потому что во многом это зависит от религиозных убеждений, института семьи, культурных ценностей, которые формируются поколениями людей и склонны к переменам.

Воспроизводство человеческого капитала — одно из основных конкурентных преимуществ, которое способно обеспечить процветание и безопасность страны, при условии, что государство будет развивать человеческий капитал в соответствии с современными тенденциями и в правильном эффективном направлении.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в сфере воспроизводства человеческого капитала Россия, по сравнению с другими странами мира, все еще не конкурентоспособна. Численности населения страны прямо пропорционально качеству человеческого капитала, за счет старения населения, потере специалистов во многих отраслях экономики. Возникает проблема нехватки научных и других высококвалифицированных кадров. Постепенно сокращаются предложения на рынке труда. Учитывая эти условия, следует определить, что важнейшим фактором развития человеческого капитала становится регулируемая и контролируемая миграция населения.

Факторы, стимулирующие миграционные процессы в современных условиях развития мировой экономики:

  • перенаселение в развивающихся странах;
  • рост депривации в определенных странах мира, растущая поляризация уровня жизни населения;
  • различия в режимах демографических процессов, которые формируют относительно молодую структуру населения в одних странах и старение в других;
  • рост безработицы и различия в уровне занятости трудоспособного населения[5].
  • военные действия в тех или иных странах, угроза террористических атак.

При переходе России к рыночной экономике произошла трансформация на рынке труда, которая привела к значительному снижению спроса на научные кадры. Массовое обесценивание человеческого капитала сказалось на значительной текучести научных кадров из России в зарубежные страны, такие как: Западная Европа, США, Австралия, Канада. Национальный состав мигрантов, покинувший Россию в этот период, состоял из: немцев – 38%; русских – 33%; евреев -16%; и из мигрантов других национальностей 13%. В период с 2007 по 2015 гг., по статистическим данным, из России в зарубежные страны выехало более 620 тыс. чел.[3].

Для решения ключевой проблемы миграции, т.е. снижению потока низкоквалифицированных трудовых ресурсов в нашу страну необходимо создать благоприятные условия для реализации своих целей научно-квалифицированных кадров из зарубежных стран. Данная задача многоструктурная и требует тщательного анализа стратегии, направленной на реализацию важнейшей задачи на пути к повышению конкурентоспособности человеческого капитала страны на мировой арене.

Миграция высококвалифицированных кадров сопровождалась увеличением потока нелегальной и временной трудовой иммиграции низкоквалифицированных специалистов преимущественно из стран СНГ (табл. 3).

Представленные данные позволяют прийти к следующему заключению: за последние шесть лет в России численность эмигрантов не превышает численность иммигрантов, то есть наблюдается положительное сальдо миграционных потоков. В целом, к 2013 году число мигрантов заметно увеличилось, что оказало положительное влияние на демографическую ситуацию в стране. Достаточно низкий уровень иммигрантов – в основном высококвалифицированных специалистов из стран дальнего зарубежья и высокий уровень иммигрантов из стран СНГ, большинство из которых это низкоквалифицированные кадры, которые прибывают в Россию на заработки, характеризует неготовность России на данном этапе выигрывать конкурентную борьбу за качественную составляющую человеческого капитала.

Таблица 3. Сальдо миграционных потоков в России (человек)

2009

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Прибыло в РФ – всего 177230 186380 286956 281614 279907 191656 356535 417681 482241
     в том числе:
из стран СНГ 163101 170851 263277 261170 261495 171940 310549 363955 422738
из стран дальнего зарубежья 14129 15529 23679 20444 18412 19716 45986 53726 59503
Выбыло из РФ – всего 69798 54061 47013 39508 32458 33578 36774 122751 186382
     в том числе:
в страны СНГ 35418 34669 30726 25542 20326 21206 22568 95572 147853
в страны дальнего зарубежья 34380 19392 16287 13966 12132 12372 14206 27179 38529

Источник: [3]

Увеличению числа высококвалифицированных кадров в Россию препятствует множество негативных факторов, основные из которых:

-   Низкий уровень заработной платы.

- Высокий уровень безработицы (табл.4).

Таблица 4. Причины безработицы

1) Неразвитая инфраструктура и административные препятствия Экономические механизмы свободного найма в России развиты слабо. Доступность жилья, социального обеспечения, медицинского обслуживания и других условий для жизни низкие, особенно в небольших городах, деревнях.
2) Неравномерность распределений миграционных потоков на территории РФ. В большинстве регионах Севера и Северо-запада страны численность мигрантов на одного безработного в несколько раз (4-5) ниже среднего показателя в России. Сложная миграционная проблема наблюдается в Кам­чатской,Магаданской и Сахалинской областях.

Источник: [6]

Миграционные потоки внутри государства преимущественно актуальны в крупных городах – центрах, поскольку там гораздо больше возможностей для получения образования и большая вероятность получить высокооплачивае­мую работу. Данная ситуация приводит к исчезновению множества деревень и мелких городов, понижению численности населения во многих регионах России,  перенаселению мегаполисов. Все отмеченные факторы препятствуют увеличению числа высококвалифицированных эмигрантов, и сокращает уже накопленный человеческий капитал в стране, т.е. способствуют продолжению процесса «утечки мозгов» из России.

В нынешних условиях развития «экономики, основанной на знаниях», сфера образования оказывает большое влияние на все важнейшие показатели рынка труда – занятость, уровень заработной платы, безработицу и экономическую активность населения. Уровень образования населения – это важный экономический показатель, который показывает степень увеличения человеческого капитала. В ряде современных мировых исследований приводятся доказательства положительного воздействия образования на общественное благополучие и развитие: улучшение здоровья и повышение активности населения. Высокий уровень образования населения дает возможность повышать уровень оплаты труда; повышает благосостояние населения и влияет на экономический рост экономики страны, что позитивно сказывается на качественном развитии человеческого капитала.

В целом, сфера образования в нашей стране одна из известнейших. А численность студентов в стране с каждым годом все больше увеличивается. Из таблицы 5 видно, что показатель значительно повысился за последние восемь лет и на данном этапе является самым высоким среди стран «группы восьми». С одной стороны, это свидетельствует о конкурент­ных возможностях образования страны, но, с другой стороны, численность учащихся не отражает качественную характеристику образования – это лишь количественный показатель.

Таблица 5. Численность студентов (на 1000 человек населения)

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Италия

35

35

34

34

33

Канада

39

40

42

Россия

68

70

69

68

65

61

58

Великобритания

38

39

39

40

40

США

59

60

61

63

67

Франция

36

36

35

35

36

36

Япония

32

32

31

31

31

Источник: [3]

Если по уровню образования Россию относится странам-лидерам в мире, то в последние годы образовательные стандарты отечественного образования снижаются и не соответствуют мировым инноваци­онным тенденциям, сложившимся в настоящее время. В десятку стран мира с оценкой уровня образования населения данной территории, ранжированных по индексу уровня образования по состоянию на 2015 год, вошли следующие (табл. 6).

Таблица 6. Рейтинговая таблица: индекс уровня образования стран (2015 г.)

Место

Страна

Продолжительность жизни (лет)

1

Австралия

0.927

2

Новая Зеландия

0.917

3

Норвегия

0.910

4

Нидерланды

0.894

5

Соединённые Штаты Америки

0.890

6

Ирландия

0.887

7

Германия

0.884

8

Литва

0.877

9

Дания

0.873

10

Чехия

0.866

Источник: [3]

Россия в данном рейтинге занимает 36 место, с индексом 0,780. Прежде всего, низкое качество образования в нашей стране связано с недостаточным финансированием по сравнению с ведущими странами мира. Одно из последних мест среди развитых стран мира Россия занимает по доле затрат на образование в ВВП. С учетом высоких показателей охвата населения образованием, показателя душевого ВВП и соотношения между расходами на одного обучающегося, Россия входит в группу стран-аутсайдеров. Расходы бюджета на образование в РФ до 2015 года составили 8 трлн. руб., в 2016-2020 гг. – свыше 20 трлн. руб. Это один из самых низких показателей в мире[1].

Одним из главных факторов, влияющих на понижение качества образования в России, является его несоответствие новым образовательным стандартам в мире, которые под влиянием изменения информационной составляющей трансформируются. С появлением информационных технологий активно стало развиваться сфера дистанционного образования, в результате чего обучение становится более мобильным и доступным, а также реализуют на практике модель «образование-вся жизнь».

Помимо всех вышеперечисленных факторов, которые влияют на качественную характеристику формирования человеческого капитала, стоит также выделить сферу здравоохранения и уровень доступности жилья населению страны.

Здоровье населения непосредственно продлевает срок службы человеческого капитала. Основным показателем, характеризующим уровень здоровья населения  и состояние  системы здравоохранения, является уровень продолжительности жизни при рождении. Рассмотрим и проанализируем данный показатель в «странах большой восьмерки» (табл. 7).

Таблица 7. Уровень продолжительности жизни при рождении в странах «группы восьми» (2015 г.)

Место Страна Продолжительность жизни (лет)
1 Япония 83.6
2 Италия 82.4
3 Франция 81.8
4 Канада 81.5
5 Германия 80.7
6 Великобритания 80.5
7 Соединённые Штаты Америки 78.9
8 Россия 68

Источник: [7]

Из таблицы видно, что в России самый низкий показатель продолжительности жизни при рождении среди «группы восьми». Исхо­дя из представленных данных, можно предположить, что такой низкий показатель связан с отставанием системы здравоохранения и с негативными трансформационными процессами, происходящими в 90-х годах.

В настоящее время показатель продолжительности жизни в стране начинает увеличиваться, но его отрыв от развитых стран остается значительным. Главным фактором, замедляющим темпы развития системы здравоохранения в России, является низкий уровень государственных инвестиций в данную сферу по сравнению с таким же показателем в «странах большой восьмерки».

Низкий уровень здоровья граждан негативно воздействует на процесс демографического воспроизводства, вызывает депрессивные настроения среди населения, снижает способность общества осваивать трудоемкие и наукоемкие профессии. Недостаточная развитость системы здравоохранения снижает конкурентоспособность человеческого капитала и уменьшает срок его службы.

Инфраструктура жилищного фонда также оказывает значительное влияние на формирование и развитие человеческого капитала. В России данная проблема стоит особенно остро. Жилищные условия в России наихудшие среди «стран большой восьмерки». Несмотря на активную поддержку государства, строительство жилищного фонда не покрывает потребности населения в жилье, что вызывает дефицит и повышение цен в данном сегменте рынка, особенно в крупных городах. С проблемой обеспечения жильем сталкивается почти каждая семья России, что способствует тому, что значительную часть инвестиций и накоплений население направляет именно в данную сферу. Неразвитость жилищной инфраструктуры являются препятствием к развитию индивидуальных способностей личности, уменьшают желание и возможности для получения образования и освоения инновационных профессий. Соответственно, плохие жилищные условия  в стране негативно воздействуют на качественные характеристики человеческого капитала [8].

Оценив факторы, которые влияют на формирование человеческого капитала, можно сделать вывод, что  человеческий капитал России по международным меркам, с точки зрения количественной составляющей является одним из самых значительных в мире, однако по его качественным характеристикам не соответствуют современным тенденциям глобализации, что значительно снижает его конкурентоспособность.

Таким образом, государству необходимо выработать меры, способствующие развитию конкурентоспособности человеческого капитала. Этому может посодействовать опыт решения данного вопроса в ведущих странах мира:

  • введение в образовательные стандарты новые и качественно усовершенствованные образовательные программы;
  • применение образовательных технологий, основанных на современных достижениях науки;
  • внедрение активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих мировому уровню;
  • повышение качества образования, путем развития современных систем управления качеством;
  • интеграция образования, науки и инновационной деятельности;
  • формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.

Государству также следует обратить внимание на содействие обеспечения занятости выпускников учебных заведений, которым в современных условиях крайне проблематично найти подходящую работу. Необходимо обеспечить совместную работу ВУЗов и предприятий, с обучения специалистов в соответствии с реальными требованиями на рынке труда в стране с дальнейшим трудоустройством на данную должность.


Библиографический список
  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р. [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Капелюшников Р.И. Человеческий капитал России / Р.И. Капелюшников // XVI Кондратьевские чтения «Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика». Тезисы докладов и выступлений участников чтений. – М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2009. – С. 51.
  3. Федеральная служба государственной статистики  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru.
  4. Римашевская Н.М. Качество человеческого капитала в России / Н.М. Римашевская // XVI Кондратьевские чтения «Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика». Тезисы докладов и выступлений участников чтений. – М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2009. – С.54-56.
  5. Мониторинг «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января 2015 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/20151028.
  6. Карташова Л. В. Управление человеческими ресурсами / Л.В. Карташова. – М.: Инфра-М, 2010. – С.112.
  7. «Рейтинг стран мира по уровню продолжительности жизни» /  Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info.
  8. Криворотько И.А., Сухоборов А.А. Россия на международном рынке образовательных услуг //Материалы международной научно-практической конференции «Современные вызовы и реалии экономического развития России» (08-10 апреля 2015г.). – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет. – 2015. – С. 106-108.


Все статьи автора «Криворотько Инна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: