УДК 21474

ВЛИЯНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ НА ПЛАН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Азадов Махмуджан Азадович
Ташкентский Государственный Технический Университет
старший преподаватель кафедры технической эксплуатации воздушных судов, авиационный факультет

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы влияния исходных данных на план последовательных испытаний авиационной техники. Проведен анализ варьирования таких исходных параметров, как риск поставщика, риск потребителя, вероятности годности и негодности партий испытываемых образцов авиационной техники в широком диапазоне. Получены выводы о степени влияния каждого исходного параметра на план последовательных испытаний авиационной техники.

Ключевые слова: браковочное число испытаний, график плана испытаний, константы плана, метод последовательных испытаний, минимальное число испытаний, оценочные нормативы, план последовательных испытаний, приёмочное число испытаний, риск поставщика, риск потребителя, число испытываемых агрегатов, число отказавших агрегатов


INFLUENCE OF INITIAL DATA ON THE PLAN OF SEQUENTIAL TESTS OF AVIATION TECHNICS

Azadov Mahmudjan Azadovich
Tashkent State Technical University
senior lecturer of the department of technical operation of aircraft, aviation department

Abstract
The article discusses the effect of source data on the progressive testing of aircraft equipment. The analysis of the variation of these input parameters, as the producer's risk, consumer's risk, probability of expiry and unfitness batches of test samples of aviation equipment in a wide range. The findings about the degree of influence of each source parameter on the progressive testing of aircraft equipment.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Азадов М.А. Влияние исходных данных на план последовательных испытаний авиационной техники // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69159 (дата обращения: 20.11.2016).

Метод последовательных испытаний применяется для контрольных испытаний на надежность систем и агрегатов самолета. Контрольные испытания позволяют лишь установить соответствие или несоответствие фактической надежности изделия согласованным требованиям к его надежности. При этом абсолютная оценка показателя надежности не производится, что обеспечивает снижение потребного для данной точности и достоверности объема испытаний.

Для получения подтверждения заданных требований по безотказности этим методом необходимы следующие исходные данные [1]:

- α-риск поставщика;

- β-риск потребителя;

- p0 – вероятность того, что партия считается годной в одном цикле;

- p1 - вероятность того, что партия считается негодной в одном цикле.

Эти исходные данные согласуются между поставщиком и потребителем авиационной техники. Для построения плана испытаний необходимо предварительно вычислить следующие параметры:

- оценочные нормативы А и В;

- константы плана h1, h2, S.

Для расчетов были использованы следующие формулы:

А=(1-β)/α , B=β/(1-α) , h1=lgB/{lg(q1/q0)+lg(1-q0)/(1-q1)},

h2=lgA/{lg(q1/q0)+lg(1-q0)/(1-q1)},

S=lg(1-q0)/(1-q1)/{lg(q1/q0)+lg(1-q0)/(1-q1)}, q1= 1 – p1, q= 1 – p.

Далее вычисляется минимальное число испытаний, при котором можно принять партию: m0=-h1/s . Вычислив m0 , можно построить график плана последовательных испытаний по трём характерным точкам(рис.1):

а) dm=0, m0=-h1/s; б) dm=h1, m=0; в) dm=h2, m=0 .

Как известно, план последовательных испытаний строится в виде графика (см. рис.1) или таблицы (табл.1).

Рис.1. График плана последовательных испытаний:

m- число испытуемых агрегатов, dm- число отказавших агрегатов во время испытаний, П- линия приемки, Б- линия браковки, ПИ- продолжение испытаний.

Таблица 1

dm 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
mпр, не более  

23

 

45

 

67

 

91

 

112

 

134

 

156

 

179

 

201

 

228

 

245

mбр, не более  

 

1

 

23

 

45

 

68

 

90

 

112

 

134

 

156

 

179

 

201

mпр-приёмочное число испытаний, mбр-браковочное число испытаний.

Рассмотрим влияние изменения значения исходных данных на план последовательных испытаний. Варьирования исходных данных производились в следующих диапазонах: p0 = 0,80…0,99, p1 = 0,80…0,99, α= 0,05…0,10, β= 0,05…0,10. Расчеты были выполнены в среде Microsoft Excel по вышеуказанным формулам [2].

Результаты расчетов сводятся в таблице. 2.

Таблица 2

1.Влияние изменения p0 = 0,99…0,80 на план последовательных испытаний (остальные параметры: p1=0,88; α=0,05; β=0,05; dm=5).
p0 0,99 0,97 0,95 0,9 0,9 0,89 0,87 0,85 0,83 0,81 0,80
mпр, не менее  

135

 

106

 

101

 

107

 

136

 

304

 

-218

 

-48

 

-16

 

-3

 

1

mбр, не более  

85

 

46

 

24

 

0

 

-40

 

-217

 

298

 

122

 

85

 

68

 

63

2.Влияние изменения p1 = 0,80…0,99 на план последовательных испытаний(остальные параметры: p0 = 0,99; α=0,05; β=0,05; dm=5).
p1 0,80 0,81 0,82 0,84 0,86 0,88 0,90 0,92 0,94 0,96 0,98
mпр, не менее  

89

 

93

 

97

 

107

 

120

 

135

 

157

 

187

 

235

 

326

 

636

mбр, не более  

61

 

63

 

66

 

71

 

78

 

85

 

95

 

107

 

121

 

135

 

56

3. Влияние изменения α= 0,05…0,10 на план последовательных испытаний(остальные параметры: p0 = 0,99; p1 =0,88; β=0,05; dm=5 ).
α 0,05 0,053 0,055 0,06 0,065 0,07 0,075 0,08 0,085 0,09 0,10
mпр, не менее  

135

 

135

 

135

 

135

 

135

 

135

 

135

 

135

 

135

 

135

 

135

mбр, не более  

85

 

85

 

86

 

87

 

88

 

88

 

89

 

89

 

90

 

90

 

91

4. Влияние изменения β = 0,05…0,10 на план последовательных испытаний(остальные параметры: p0 = 0,99; p1 =0,88; α =0,05; dm=5 ).
β 0,05 0,053 0,055 0,06 0,065 0,07 0,075 0,08 0,085 0,09 0,10
mпр, не менее  

135

 

135

 

135

 

134

 

133

 

133

 

132

 

131

 

131

 

130

 

130

mбр, не более  

85

 

85

 

86

 

86

 

86

 

86

 

86

 

86

 

86

 

86

 

86

В результате анализа полученных данных были сделаны следующие выводы:

- снижение значения вероятности того, что партия считается хорошей в одном цикле до p1 =0,91 приводит к уменьшению приёмочного числа испытаний и браковочного числа испытаний;

- с увеличением значения вероятности того, что партия считается негодной в одном цикле, увеличивается приёмочное число испытаний и медленнее увеличивается браковочное число испытаний;

- с увеличением значения риска поставщика α, увеличивается браковочное число испытаний, а приемочное число испытаний остается практически постоянным;

- с увеличением значения риска потребителя β, уменьшается приемочное число испытаний, а браковочное число испытаний остается практически постоянным.

Таким образом, полученные результаты могут быть использованы при составлении планов последовательных испытаний высокоресурсных агрегатов летательных аппаратов.


Библиографический список
  1. Косточкин В.В. Надежность авиационных двигателей и силовых установок. – М.: Транспорт, 1989.
  2. Половко А.М., Гуров С.В. Основы теории надежности. Практикум.- СПб.: БХВ-Петербург, 2006.


Все статьи автора «Азадов Махмуджан Азадович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация