УДК 37

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ СРЕДСТВ АФК В ОЗДОРОВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Евсеев Фёдор Александрович1, Доровских Игорь Геннадьевич2
1Югорский государственный университет, студент 3-го курса кафедры "Физико-химия процессов и материалов"
2Югорский государственный университет, к.пед.н., доцент кафедры "Физическая культура"

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема готовности будущих педагогов физической культуры к использованию здоровьесберегающих средств и для того чтобы в процессе использования своих профессиональных функций создавать условия для обеспечения паритета между здоровьем учащихся и их образованностью по всем предметам учебного плана, педагог должен обладать многими профессиональными качествами. Их совокупность и определяет готовность к использованию здоровьесберегающих средств адаптивной физической культуры.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, здоровьесбережение, нетрадиционные средства, физическое воспитание


THEORETICAL BASIS OF READINESS OF THE FUTURE TEACHERS TO USE HEALTH SAVING AFC IN IMPROVING STUDENTS

Evseev Fedor Aleksandrovich1, Dorovskih Igor Gennadyevich2
1Ugra State University, student of 3rd course of the Department of Physical Chemistry of the processes and materials
2Ugra State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical culture

Abstract
In this article the problem of readiness of the future teachers of physical training to the use of health-funds and to use in the process of their professional functions to create the conditions to ensure parity between the health of the students and their education in all subjects of the curriculum, the teacher must possess many professional skills. Their aggregate determines the readiness to use health-means of adaptive physical culture.

Keywords: adaptive physical education, health saving, non-traditional means, physical education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евсеев Ф.А., Доровских И.Г. Теоретические основы готовности будущих педагогов к использованию здоровьесберегающих средств АФК в оздоровлении студенческой молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68910 (дата обращения: 21.11.2016).

Решая задачи физического воспитания, будущему педагогу необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Студентов, занимающихся физической культурой с ослабленным здоровьем, необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Для того чтобы обеспечить выполнение выше указанных требований, педагогу физической культуры необходимо обладать достаточно широким кругом профессионально-значимых знаний и умений. Соответствующие знания предполагают его компетентность в вопросах эстетических, нравственных и духовных ценностей физической культуры и спорта, дидактических закономерностей физического воспитания, методики физкультурно-спортивных акцентированно-оздоровительных занятий со студентами, возрастно-половых закономерностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков, комплексного контроля в физическом воспитании, взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма, профилактики и коррекции функциональных нарушений у студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе здоровьесберегающими средствами адаптивной физической культуры.

Среди умений, необходимых преподавателю физкультуры для выполнения стоящих перед ним профессиональных задач, важную роль играет владение технологией обучения студентов двигательным действиям и развитие физических качеств. Проведение основных видов физкультурно-оздоровительных занятий с учащимися, осуществление медико-биологического и психолого-педагогического контроля состояния организма в процессе физкультурных занятий, использование различных средств и методов физической реабилитации организма. А также организация и проведение методической работы по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры, владение навыками рационального применения учебно-спортивного оборудования и инвентаря, применение методов врачебно-педагогического контроля, оказание первой помощи при травмах в процессе выполнения физических упражнений [1].

Как видно, здоровьесберегающее направление достаточно серьезно представлено в требованиях к профессиональной деятельности, будущего педагога физической культуры, к его знаниям и умениям. В то же время здоровьесберегающая деятельность предполагает помимо мер, направленных на сохранение здоровья студентов, и другие, способствующие улучшению их общей успеваемости за счет более широкого применения нетрадиционных средств адаптивной физической культуры в образовательном процессе и внеучебной деятельности.

Анализ имеющегося отечественного и зарубежного опыта показывает, что повышению эффективности применения нетрадиционных средств адаптивной физической культуры на занятиях физического воспитания способствуют такие условия, как учет требований комфортности, способствующей возникновению положительных эмоций при выполнении и по окончании  двигательных упражнений. Многообразие форм и методов физического воспитания, создание необходимой материально-технической базы для физкультурно-спортивных занятий, использование новых подходов к научно-методической организации занятий по физкультуре с преобладанием циклических упражнений, имеющих наибольшее здоровьесберегающее значение [2, с. 39].

Деятельность педагога, использующего средства адаптивной физической культуры, предполагает опору на определенные концептуальные положения которые можно выделить в виде структуры (схема. 1).

Схема. 1. Структура деятельности педагога физической культуры к использованию здоровьесберегающих средств АФК

а) индивидуальное наполнение и расширение границ физического воспитания, исходя из уровня и состояния здоровья, функциональных возможностей организма, склонностей и интересов студентов, имеющимися в наличии традиционными и нетрадиционными видами, формами, средствами (индивидуальный стиль двигательной активности);

б) расширение сферы досуговых физкультурно-оздоровительных услуг с использованием возможностей дополнительного образования и мер общественной поддержки;

в) введение системы реабилитационных, психофизических мероприятий в образовательном процессе, рекреативных форм физической подготовки [4].

Высокая суммарная умственная нагрузка студентов, недостаток в движениях отрицательно влияют на нормальную жизнедеятельность органов и функциональных систем организма. Для решения задач здоровьесберегающего образования двигательный режим должен переплетаться с другими компонентами общего режима, образуя чередование учебного труда и активного отдыха на образовательных занятиях и между ними, повышая работоспособность студентов младших курсов и эффективность их обучения. Все это определяет здоровьесберегающие функции будущего педагога физического культуры в образовательном учреждении.

Таким образом, на основе представленных подходов к структуре профессиональной педагогической готовности с учетом выявленных особенностей осуществления оздоровления учащейся молодежи будущим педагогом физической культуры в вузе, можно охарактеризовать в целом его готовность к использованию средств здоровьесберегающей деятельности. Мы понимаем под ней профессиональное свойство, в котором выражается степень усвоения будущим педагогом социального опыта в сфере обеспечения паритета образованности и здоровья студентов, занимающихся в специальных медицинских группах, средствами адаптивной физической культуры и способность пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности [3].


Библиографический список
  1.  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 022300 – физическая культура и спорт. – М.: Минобразование РФ, 1999. – 43 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  3. Доровских И.Г. Формирование готовности студентов педагогического вуза к использованию средств адаптивной физической культуры: дис. …канд. пед. наук / И.Г. Доровских. Челябинск, 2005. – 183 с.
  4. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей / Н.В.Ипполитова. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. – 217 с.


Все статьи автора «Евсеев Федор Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация