УДК 81

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО И ГЛАГОЛА

Богданова Юлия Зуфаровна
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Аннотация
В статье представлены взгляды А.А.Потебни, А.М.Пешковского, Л.Бэбби, А.А.Шахматова, Е.М.Вольф на сходства и отличия имени прилагательного и глагола.

Ключевые слова: адъективный, глагол, имя прилагательное, качественный и процессуальный признак, предикативный


LINGUISTIC CONCEPTS OF SIMILARITY AND DIFFERENCE OF AN ADJECTIVE AND A VERB

Bogdanova Juliya Zufarovna
State Northern Trans-Urals Agrarian University
candidate of philological sciences, assistant professor

Abstract
A.A.Potebnja, A.M.Peshkovsky, L.Babby, A.A.Shakhmatov, E.M.Volf's views on similarities and differences of an adjective and a verb are presented in the article.

Keywords: adjectival, adjective, predicative, qualitative and processual feature, verb


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Богданова Ю.З. Лингвистические концепции сходства и отличия имени прилагательного и глагола // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68484 (дата обращения: 02.06.2017).

В лингвистической концепции А.А.Потебни прилагательное и глагол рассматриваются как признаковые части речи, различающиеся между собой только тем, что глагол обозначает признак во времени его возникновения от действующего лица, а прилагательное – как признак, данный в вещи. “Сравнивая, с одной стороны, выражения,- пишет А.А.Потебня,- как “зелёная трава”, не составляющие предложения, а с другой предложения, как “трава зеленеет”, не найдём в них никакого различия по содержанию” [1, с.91].

А.М.Пешковский, отмечая семантическое сходство указанных частей речи, считал, что они могут объединиться друг с другом и  вместе противостоять существительному, так как “существительное обозначает предмет, а прилагательное и глагол то, что мы приписываем предметам… . А предметам мы приписываем, конечно, их признаки. Это и есть самое общее значение обеих этих частей речи” [2, с.75].

Представители так называемого “логического” направления в русском языкознании (И.Орнатовский, Л.Г.Якобсон, Н.И.Греч, Ф.М.Буслаев), в трудах которых нашли отражение идеи всеобщей, или философской грамматики, рассматривая прилагательное в качестве самостоятельной части речи, противопоставляли его существительному и, соответственно, сближали с глаголом на основании того, что оно, кроме выполнения атрибутивной фукции, может быть и сказуемым. Сходство глагола и прилагательного отмечалось также и А.А.Шахматовым.

В современном языкознании есть тенденция изучать прилагательное внутри глагольного класса и рассматривать его как самостоятельную часть речи, родственную глаголу, а не существительному. Согласно Е.М.Вольф, качественные прилагательные являются “классическими предикатами”, так как не включают никаких других сем кроме предикативных [3, с.9].

Представитель американской лингвистики Л.Бэбби, используя понятие глубинной структуры и методы порождающей грамматики Н.Хомского, пришёл к выводу, что в глубинной структуре краткая форма прилагательного в русском языке  – это глагол с признаком плюс адъективность. На основании этого исследователь утверждает, что прилагательное и глагол являются представителями одной лексической категории и различаются единственным признаком – адъективностью [4, с.158].

Как самостоятельная часть речи, родственная глаголу, рассматривается прилагательное в диссертации Н.В.Челюбеевой [5]. Включению прилагательных в “предикативный” класс способствует, по её мнению, семантическая, функциональная и грамматическая близость с самым ярким предикатом – глаголом. И прилагательное, и глагол противопоставляются существительному как признаковые части речи.

Однако объединению прилагательных в один класс с глаголами препятствует семантическое различие этих частей речи. Прилагательное выражает понятия о качественных признаках, способных изменяться по шкале интенсивности как вверх, так и вниз от нулевой точки отсчёта. Специфическим средством выражения качественности прилагательных являются степени сравнения (компаратива), которые могут быть синтетическими и аналитическими. Иными словами, форма положительной (нулевой) степени прилагательных имплицитно выражает наличие у него степеней сравнения, обозначающих увеличение или уменьшение проявления признака.

В отличие от прилагательного глагол выражает понятие о процессуальных признаках, что отмечается во многих пособиях по грамматике, в том числе и в “Русской грамматике-80”, где глагол описывается следующим образом: “Значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения. Глагол представляет собой процесс (процессуальный признак) и действия (бежать, грузить, рыть), и состояния (лежать, спать, страдать), и отношения (иметь, преобладать, принадлежать)” [6, с.582]. Особенность процессуального признака, выражаемого глаголом, в сравнении с качественным признаком, выражаемым прилагательным, заключается в том, что он имеет протяжённость во времени, то есть изменяется по шкале интенсивности не вертикально, а горизонтально, вдоль временной оси, как бы разворачиваясь на ней и обязательно ограничиваясь начальными и конечными фазами своего развития. Любой признак, следовательно, имеет три стадии: инициальную (начальную), медиальную (срединную) и финальную (конечную).

Специфическим средством выражения общекатегориальной семантики глагола в русском языке служат формы грамматической категории вида, подобно тому как специфическим средством выражения качественности прилагательного являются формы компаратива. Отсюда следует то, что объединению в один класс с глаголом препятствует также и различие грамматических форм этих частей речи. Таким образом, главное отличие глагола от прилагательного состоит в том, что качественный признак, выраженный последним, обладает способностью изменяться по шкале интенсивности как в сторону его увеличения, так и в сторону уменьшения, о чём свидетельствует наличие у прилагательного специфических форм степеней сравнения.


Библиографический список
  1. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т.2. М.: Учпедгиз, 1958. 536 с.
  2. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Учпедгиз, 1956. 511 с.
  3. Вольф Е.М. Грамматика и семантика прилагательных. М.: Наука, 1978. 200 с.
  4. Бэбби Л. Глубинная структура прилагательных и причастий в русском языке // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 15. М.: Прогресс, 1985. С. 156-170.
  5. Челюбеева Н.В. Семантико-грамматические признаки качественно-предикативных слов в говорах Тамбовской области: Дис. … к.ф.н. Тамбов, 1987. 176 с.
  6. Русская грамматика. Т.1. М.: Наука, 1980. 783 с.
  7. Богданова Ю.З. Лингвистическая проблематика Н.В.Крушевского и В.А.Богородицкого // Филология и литературоведение. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2015/06/1521
  8. Богданова Ю.З. Имена прилагательные в экспозиции художественного произведения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62997
  9. Богданова Ю.З. Русские имена прилагательные и их соответствия в немецком переводе (на материале рассказов А. П. Чехова): дис. … канд. филол. наук / Ю.З. Богданова. – Тюмень, 2004. – 134 с.


Все статьи автора «Богданова Юлия Зуфаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: