РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

Колесникова Наталья Владимировна1, Исакова Нина Александровна1
1Петрозаводский государственный университет

Аннотация
В статье представлены результаты исследования на рынке гостиничных услуг Республики Карелия, подтверждающие необходимость развития практикоориентированной подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Ключевые слова: подготовка кадров, туризм


DEVELOPMENT OF PRACTICE-TRAINING SYSTEM FOR TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY IN THE REPUBLIC OF KARELIA

Kolesnikova Natalia Vladimirovna1, Isakova Nina Aleksandrovna1
1Petrozavodsk State University

Abstract
The paper presents the study results of hospitality market in the Republic of Karelia, confirming the need for practice-training system development in the tourism and hospitality industry.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Колесникова Н.В., Исакова Н.А. Развитие системы практикоориентированной подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства в Республике Карелия // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/68401 (дата обращения: 20.04.2024).

В Республике Карелия на сегодняшний день наблюдается устойчивый рост показателей в сфере туризма (общее количество туристов, доход от туристской отрасли, объем инвестиций в сферу туризма и т. д.) [1, 2], что обуславливает актуальность подготовки специалистов высокого уровня с учетом необходимости создания системы непрерывного образования в туризме на уровне региона [3, 4].

По мнению исследователей [5, 6, 7], наиважнейшими задачами в кадровом обеспечении туристского комплекса являются: увеличение количества выпуска технических специалистов для предприятий туристской инфраструктуры (предприятий сферы гостеприимства, транспортных компаний) и кардинальное повышение качества подготовки специалистов в соответствии с международными требованиями и стандартами.

Исследование на тему «Повышение качества подготовки кадров сферы гостеприимства на примере реализации программ прикладного бакалавриата кафедрой туризма ИФКСиТ ПетрГУ» проводилось методом анкетирования, сравнительного анализа и обобщения. В анкетировании, проведенном в апреле-мае 2015 г. приняла участие 21 организация сферы гостиничного обслуживания.

По результатам опроса 52 % респондентов на вопрос «Учитывают ли, по Вашему мнению, учебные программы в сфере гостеприимства реальности гостиничного опыта?» ответили отрицательно. Очевидно, что большинство респондентов отмечают разрыв между теоретической подготовкой специалистов и теми навыками, которые им необходимы на рабочем месте.

Также респондентам был задан вопрос «Какие спецкурсы (дисциплины), по Вашему мнению, должны входить в программу обучения студентов (уделить особое внимание), обучающихся гостиничному делу?». По данному вопросу ответы разделились следующим образом: 43% считают необходимостью уделять большее внимание обучению и овладению компьютерными программами необходимыми для работы предприятий сферы гостеприимства; 30% респондентов настаивают на необходимости повышения овладения иностранными языками выпускников вузов; 20% опрошенных настаивают на том, что необходимо повышать культуру делового общения молодых специалистов; кроме того 7% респондентов высказались о необходимости изучения практической психологии. Для этого предлагают увеличить количество учебных часов по данному предмету на всех специализациях и в процессе всего времени обучения.

На вопрос «Готовы ли Вы принимать на практику студентов?» представлен положительный ответ дало абсолютное большинство респондентов — 83 %. Правда, это готовность, как правило, относится к летнему сезону, когда в республике наблюдается увеличенный поток туристов и отдыхающих. И только 17% респондентов не высказывают необходимости в студентах-практикантах.

Для работодателей идеальные выпускники ВУЗов, которых нанимают на работу, должны быть специалистами, имеющими опыт работы и нужные связи. Их рабочие качества при приёме на работу для работодателя имеют второстепенное значение, хотя в дальнейшем часто возникает необходимость их переучивания.

Современный российский работодатель достаточно требователен, хотя его ожидания относительно молодого специалиста весьма противоречивы. Он в полной мере осознает остроту кадровой проблемы на рынке труда, и предпринимает попытки решить её самостоятельно; имеет склонность переучивать своих сотрудников, а при приеме на работу отдает приоритет претендентам, которые имеют опыт работы и нужные связи.

Согласно оценкам работодателей, которые получены при проведении формализованных опросов в ходе проведения анкетирования, выяснилось, что сделать успешную карьеру после окончания ВУЗа, смогут лишь единицы выпускников. Остальные выпускники подвержены длительное время продвигаться по карьерной лестнице и нестабильное повышение заработной платы.

Учебным заведениям надлежит активно сотрудничать с туристскими и гостиничными предприятиями, для того чтобы быть в курсе тех требований, предъявляемых работодателями к выпускникам учебных заведений [8, 9, 10]. В данных условиях появляется необходимость создания результативного учебного процесса, соответствующего образовательному стандарту третьего поколения в сфере индустрии гостеприимства и туризма, и основным требованиям, предъявляемым работодателями.

Анкетирование администраторов и руководителей гостиниц позволили сделать вывод о том, что на сегодняшний момент признано, что основной целью непрерывного профессионального образования должна стать профессиональная компетентность, включающая в себя профессионализм, коммуникативные способности, самостоятельность, право и ответственность за принятие самостоятельных решений, овладение навыками быстрой адаптации и профессиональной мобильности.

Работа выполнена в рамках реализации научных мероприятий

Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012–2016 гг.


Библиографический список
  1. Кирилина В. М. Об особенностях развития региональной туристско-рекреационной системы / В. М. Кирилина, Н. В. Колесникова // В сборнике : Деревянное малоэтажное домостроение : экономика, архитектура и ресурсосберегающие технологии. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет». Петрозаводск, 2015. — С. 11-14.
  2. Колесников Н. Г. Кластерный подход к развитию туризма в регионе на примере Республики Карелия / Н. Г. Колесников, Н. В. Колесникова // В сборнике: Материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Петрозаводский государственный университет. — 2015. — С. 426-430.
  3. Колесникова Н. В. Туристская дестинация как элемент системы непрерывного образования / Н. В. Колесникова, Н. Г. Колесников // Научный альманах. — 2015. — № 8 (10). — С. 502-504.
  4. Светов С. А. Разработка партнерской международной магистерской программы «Проектирование в индустрии туризма» / С. А. Светов, В. М. Кирилина, Н. В. Колесникова // В сборнике : Классический университет в пространстве трансграничности на севере Европы : стратегия инновационного развития ; материалы Международного форума. Петрозаводский государственный университет. — Петрозаводск, 2014. — С. 218-222.
  5. Богданов Е. И. Совершенствование системы подготовки лиц с высшим профессиональным образованием для отрасли туризма / Е. И. Богданов, И. Г. Филиппова // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук Сборник трудов участников Второй международной научно-­практической конференции. — 2015. — С. 226-228.
  6. Власова Т. И. Проблемы подготовки кадров с высшим образованием для индустрии туризма в условиях модернизации российского образования / Т. И. Власова // Вестник Национальной академии туризма. —  2013. — № 3 (27). — С. 10-15.
  7. Гаврильчак И.Н. Формирование структуры кадрового обеспечения предприятий сферы туризма, сервиса и гостиничного дела в рекреационных дестинациях / И. Н. Гаврильчак, Н. Д. Закорин // Вестник Национальной академии туризма. — 2013. — № 4 (28). — С. 58-60.
  8. Кострюкова О. Н. Вызовы индустрии гостеприимства для профессионально-ориентированных программ подготовки кадров / О. Н. Кострюкова, Н. Б. Кущева // В сборнике : Вестник индустрии гостеприимства международный научный сборник. Санкт-Петербург, 2016. — С. 7-12.
  9. Лескова Г. А. Об организации зарубежной учебно-ознакомительной практики студентов, обучающихся по направлению «Туризм» / Г. А. Лескова, А. С. Лесков // В сборнике : Продвижение малобюджетного и молодежного туризма на приграничных территориях. Сборник статей по материалам международного проекта. Карельский региональный институт управления, экономики и права ПетрГУ, Кафедра туризма ПетрГУ. — Петрозаводск, 2014. — С. 90-104.
  10. Мухамеджанова О. Г. Особенности разработки профессиональных стандартов в сфере услуг / О. Г. Мухамеджанова, Т. И. Зворыкина, А. С. Ермаков // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. — 2013. — № 1. — С. 15-20.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Колесникова Наталья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация