УДК 342

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Мантурова Тамара Александровна
Уральский институт экономики, управления и права
магистрантка первого курса

Аннотация
Статья посвящена определению места государственных внебюджетных фондов в финансовой системе Российской Федерации. По результатам исследования предлагается исключить социальные фонды из бюджетной системы России, а также систематизировать, институционально и организационно оформить самостоятельную систему государственных внебюджетных фондов.

Ключевые слова: бюджетная система, государственные внебюджетные фонды, структура финансовой системы РФ, финансовая система


STATE NON-BUDGETARY FUNDS AS THE ORGAN OF STATE POWER OF SPECIAL COMPETENCE

Manturova Tamara Aleksandrovna
Ural Institute of economics, management and law
student

Abstract
The article is devoted to the definition of state extra-budgetary funds in the financial system of the Russian Federation. According to the research results proposed to exclude the social funds of the budget system of Russia, and to systemize institutionally and to institutionalize an independent system of social funds.

Keywords: budgetary system, financial system, state non-budgetary funds, structure of financial system of the Russian Federation


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мантурова Т.А. Государственные внебюджетные фонды как орган государственной власти специальной компетенции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/68339 (дата обращения: 20.11.2016).

Интенсивное развитие теории финансового права, активное развитие финансовых отношений, существенные изменения законодательства требуют научного осмысления некоторых финансово-правовых явлений.

В данной статье осуществлена попытка теоретического анализа изменяющейся сущности категории «государственные внебюджетные фонды» в координатах российской финансовой системы.

Представляется, что для комплексного анализа заявленной категории следует обратиться к исследованию научных подходов к понятию финансовой системы государства. Отметим, что в науке по-прежнему отсутствует единство взглядов на данное понятие.

Следует подчеркнуть, что категория «финансовая система» является правовой, так, в частности это словосочетание используется в первую очередь в Бюджетном кодексе РФ [1], в Федеральном законе “О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации” [2], Федеральном законе “Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период” [3], Федеральном законе “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (глава 4. Финансовая система пенсионного страхования) [4] и других. Представляется, что довольно частое упоминание законодателем исследуемой категории требует законодательного закрепления ее дефиниции. Однако, указанное понятие до сих пор является только теоретической конструкцией, вызывающей множество споров и диаметральные точки зрения в науке.

Выделим, концептуальные, в контексте данного исследования, характеристики финансовой системы:

  • способность к саморазвитию за счет использования договорного способа регулирования финансовых отношений;
  • границы финансовой системы задаются правовым регулированием, реализующемся посредством финансовой политики;
  • структурные элементы финансовой системы взаимосвязаны и воздействуют друг на друга;
  • в рамках каждого структурного элемента финансовой системы одновременно функционируют все виды финансов [5].

Отметим, что структуру финансовой системы возможно рассматривать в различных предметных плоскостях (рисунок 1).

Рисунок 1 – Научные подходы к содержанию структуры финансовой системы РФ

Для определения места государственных внебюджетных фондов в бюджетной системе РФ, рассмотрим подробнее содержание каждой предметной плоскости (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура финансовой системы в различных предметных плоскостях [5, 6]

Следуя выделенным характеристикам структуры финансовой системы в различных предметных плоскостях, отметим, что государственные внебюджетные фонды как элемент финансовой системы является структурным элементом бюджетной подсистемы государственной формы собственности, опосредующей аккумулирование, перераспределение и расходование государственных финансов. В свою очередь, бюджетная система (как подсистема финансовой системы) включает в себя совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Определяя место государственных внебюджетных фондов РФ в системе финансовых отношений следует указать на наличие диаметрально противоположных точек зрения на целесообразность включения указанных фондов в бюджетную систему России. В частности, о нелогичности ст. 13 БК РФ в связи с введением исследуемых фондов в бюджетную систему высказываются такие ученые как Крохина Ю.А. [7], она указывает, что рассматриваемые фонды представляют собой обособленные вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных прав граждан, аналогичного мнения придерживается Сатарова Н.А. [8], Бочкарева [9], Е. А., Химичева Н.И. [10] и др. Однако ряд ученых высказывает иную точку зрения, в частности у Шевелевой Н.А. [11] не вызывает сомнений целесообразность включения внебюджетных фондов в бюджетную систему России, схожая позиция и у Ногиной О.А. [12].

Таким образом, ученые соглашаясь с тем, что рассматриваемые фонды являются самостоятельными, одновременно не соглашаются с законодательным включением их в состав бюджетной системы, называя данное положение дел ошибкой методологии [7].

Присоединимся к авторам, выражающим последнюю точку зрения. В обоснование указанной позиции приведем ряд доводов:

  • включение социальных фондов в бюджетную систему затрудняет реализацию принципа общего покрытия расходов бюджета;
  • невозможность, согласно вышеуказанному принципу, привязки расходов бюджета к определенным его доходам, в силу целевого характера страховых взносов во внебюджетные фонды;
  • также вызывает неоднозначную трактовку другой принцип бюджетной системы – возможность в случаях, установленных федеральными законами, исполнения расходных обязательств за счет средств социальных фондов, таким образом, возникает противоречие между указанным принципом и принципом целевого расходования средств внебюджетных фондов;
  • противоречит принципу целевого расходования средств внебюджетных фондов и ст. 144 БК РФ, устанавливающая возможность дотаций и межбюджетных трансфертов из внебюджетных фондов в пользу бюджетов бюджетной системы.

Таким образом, представляется целесообразным вывести государственные внебюджетные фонды за рамки бюджетной системы РФ. Реализация указанного предложения позволит:

  • усилить значимость социальных фондов;
  • установить особые правила функционирования указанных фондов;
  • принять отдельный нормативный акт учитывающий всю совокупность специфических черт, а главное социальную значимость государственных внебюджетных фондов.

Также считаем целесообразным систематизировать, институционально и организационно оформить систему социальных фондов. Необходимость создания законодательно-оформленной системы государственных внебюджетных фондов обусловлена увеличивающейся ролью публичных финансов в экономически развитых странах.


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.  – Режим доступа: http://base.consultant.ru
  2. О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
  3. Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.04.2014 N 37-ФЗ. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
  4. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (ред. от 14.12.2015) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
  5. Мирошник, С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности [Текст] /С. В. Мирошник. //Банковское право. –2015. – № 3. – С. 33 – 38.
  6. Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России [Текст] / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: ИД “Юриспруденция”. – 2006.
  7. Крохина Ю.А. Финансовое право [Текст]: Учебник. М. – 2009. – С. 306.
  8. Сатарова Н.А. Бюджетное право[Текст]: Учебник. М. – 2009.
  9. Бочкарева, Е. А. Финансово-правовые аспекты формирования системы внебюджетных социальных фондов в Российской Федерации [Текст] / Е. А. Бочкарева. //Государственная власть и местное самоуправление. –2014. – № 4. – С. 28 – 31
  10. Финансовое право [Текст]: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М. – 2002. – С. 125.
  11. Шевелева Н.А. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ [Текст] / СПб. – 2004. – С. 27 – 28.
  12. Ногина О.А. Проблемы правового регулирования управления финансовыми средствами государственных внебюджетных фондов // Финансовое право. – 2005. – N 1. – С. 19 – 21.


Все статьи автора «Elena123456789»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация