СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Чжао Юэ1, Левкова Татьяна Валериевна2
1ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема», магистрант 2 курса
2ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В данной статье представлен сравнительный анализ особенностей смысложизненных ценностных ориентации китайских и российских студентов. Проанализированы результаты исследования иерархии и основных характеристик системы жизненных смыслов российских и китайских студентов. В исследовании использована методика Д.А.Леонтьева «Методика изучения жизненных смыслов».

Ключевые слова: иерархия смыслов, иерархия ценностей, смысл жизни, смысложизненные ориентации, смыслы, специфика жизненных ценностей, ценности


COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SYSTEM OF VITAL MEANINGS OF CHINESE AND RUSSIAN STUDENTS

Zhao Xue1, Levkova Tatyana Valerievna2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, master student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department Psychology

Abstract
This article presents a comparative analysis of the characteristics of the meaning of life value orientation of Chinese and Russian students. The results of the study of hierarchy and the basic characteristics of the system of meanings of life of Russian and Chinese students. The study used a technique D.A. Leontev «Methods of studying the meanings of life».

Keywords: hierarchy of meaning, hierarchy of values, meaning of life, meaning of life orientation, meanings, specific values in life, student, values


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чжао Ю., Левкова Т.В. Сравнительный анализ системы жизненных смыслов китайских и российских студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67655 (дата обращения: 14.03.2024).

Особое место в личностном становлении студентов занимает раскрытие смысла жизни. Понимая «смысл жизни», как «особое психическое образования, имеющее свою специфику возникновения, свои этапы становления, которое, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека»

Традиционно смысл жизни характеризуют как наиболее значимую для человека цель, самую главную идею, существенно обуславливающую его жизнедеятельность, его поведение, особенно в трудных ситуациях, на переломах жизненного пути [1]. Исследования показывают, что основная цель современных людей, хоть и очень значимая по своему содержанию, замкнулась в самой себе и стала изолированной от общественно ценных устремлений и оказалась связанной с материальным обеспечением, получением денег, покупкой жилья и т.п. По нашему мнению, такой смысл жизни не может стать позитивным фактором в становлении личности в юношеском возрасте. Как показывает практика, наибольшую ценность в самоосуществлении, получении удовлетворения от жизни имеют ценности высшего порядка, связанные в целом с миром, человечеством, обществом, с благополучием других.

Смысл жизни как психологический феномен включает в себя определенную иерархию «больших» и «малых» смыслов (В.Э. Чудновского) [2]. Здесь все зависит не только от содержания главного смысла, но и от характера его соотношения с другими «малыми» жизненными смыслами.

Если меняется структурная иерархия, изменяется и содержательная сторона смысла жизни. Таким образом, структура смысла жизни есть динамическая иерархия, в которой время от времени происходят подвижки (В.Э. Чудновского) [2]. Оглядываясь назад, можно заметить развитие, изменение смысла жизни и его структуры. Этой способностью к динамике можно управлять в процессе обучения в высшем учебном заведении и направлять смыслы жизни на акмеологические ориентиры, на возможности стать профессионалом, добиться высот в профессиональной деятельности.

Исследователи, занимающиеся проблемой смысложизненных ориентации – А.В.Серый, М.С.Яницкий, Д.А.Леонтьев, Г.А.Вайзер, Ф.Е.Василюк, Л.С.Выготский, Е.А.Климова, М.Рокич, С.Л.Рубенштейн, А.Маслоу, К.Роджерс.

Кроме того, интерес к изучению смысложизненных ориентаций вызван стремлением к постижению возможностей культурных ресурсов. В РФ обучается около 15 тыс. китайских студентов (Министерство образования Китая). На территории приграничных регионов формируется особое пространство взаимовлияния и взаимопроникновения не только языков, но и различных традиций, а также культур. Актуальность исследования обусловлена процессами индивидуализации и дифференциации жизненного мира, в котором культура и личность приобретают «качества непрерывных изменений» [3].

В связи с изучением смысложизненных ориентаций другой культуры особый интерес представляет китайская культура.  С позиции Г. Кларка система китайских культурных ценностей по своей универсалистской направленности близка к западной ментальности, в то время как российская культура, по его мнению, отличается самобытностью и парадоксальностью. Однако смешанная обрядность, включающая политеистический набор «из колдовства и демонологии» современного даосизма, синкретизм народной религии китайцев, «Книга Яшмовых Правил», космологическая символика также свидетельствуют о самобытности китайской культуры. Более того, концепция «всеобъемлющей национальной мощи» подтверждает стремление китайцев к определению собственных принципов поведения. Обращение к культуре обеспечивает постижение глубинных и наиболее устойчивых слоев человеческой психики. В связи с этим, думается, что уникальность каждой культуры отражается на мотивационных типах ценностей и смыслов.

Интенсивное развитие социального мира в эпоху быстро меняющихся технологий, насильственное столкновение и внедрение западных ценностей вызывают необходимость включения студенчества в новые системы социально-психологических связей. С этой точки зрения особый интерес представляют универсальные и культурно-специфичные смысложизненные ориентации китайских и российских студентов в силу ее особых социокультурных функций в условиях мирового и трансграничного жизненного пространства.

Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.

Объект исследования: ценностные ориентации личности

Предмет исследования: особенности систем жизненных ценностей  китайских и российских студентов.

Экспериментальной базой исследования явилась ПГУ им Шолом-Алейхема и Университет Цзямусы  в исследовании приняли участие 50 студентов ПГУ и 50 студентов Университета Цзямусы. В исследовании мы использовали методику исследования системы жизненных смыслов (Д.А.Леонтьев) [4].

Результаты количественной обработки представлены в таблице 1.

Таблица 1. –  Результаты исследования системы жизненных смыслов (китайские студенты)

nn Альтруист. Экзистенц. Гедонистич. Самореализац. Статусн. Коммуникат. семейные Когнит.
21 26 35 63 40 49 42 40
44 38 39 52 57 27 10 42
18 51 28 49 18 52 49 40
23 26 40 28 44 63 38 38
47 16 8 60 36 54 16 57
39 33 24 38 60 50 15 45
25 29 61 29 30 26 54 56
16 15 27 37 47 43 61 54
39 35 25 26 66 18 34 47
44 32 9 19 45 64 47 40
29 69 29 39 31 28 28 47
16 41 44 20 41 42 41 29
42 49 13 66 55 23 25 28
47 41 21 21 15 63 47 31
46 43 35 60 42 15 12 47
34 9 41 42 38 56 45 37
32 35 32 37 45 57 28 25
24 21 21 29 55 68 34 44
45 53 45 39 24 25 3 35
57 39 38 11 35 37 42 41
51 38 39 46 39 27 25 35
35 44 39 35 32 37 28 24
36 7 31 34 34 68 31 49
21 26 35 63 40 49 42 40
44 38 39 52 57 27 10 42
18 51 28 49 18 52 49 40
23 26 40 28 44 63 38 38
47 16 8 60 36 54 16 57
39 33 24 38 60 50 15 45
25 29 61 29 30 26 54 56
16 15 27 37 47 43 61 54
39 35 25 26 66 18 34 47
44 32 9 19 45 64 47 40
29 69 29 39 31 28 28 47
16 41 44 20 41 42 41 29
42 49 13 66 55 23 25 28
47 41 21 21 15 63 47 31
46 43 35 60 42 15 12 47
34 9 41 42 38 56 45 37
32 35 32 37 45 57 28 25
24 21 21 29 55 68 34 44
45 53 45 39 24 25 3 35
57 39 38 11 35 37 42 41
51 38 39 46 39 27 25 35
35 44 39 35 32 37 28 24
36 7 31 34 34 68 31 49
24 21 21 29 55 68 34 44
45 53 45 39 24 25 3 35
57 39 38 11 35 37 42 41
51 38 39 46 39 27 25 35
Средн. 35,94 31,48 31,82 37.70 40,22 42,82 32,28 40,34

Определим значимые ценности в порядке значимости для группы испытуемых: экзистенциальные (экзистенциальные смыслы – основаны на потребности человека придавать ценность самому проживанию жизни, иметь свободу выбора, испытывать любовь во всех ее проявлениях), гедонистические (гедонистические смыслы – основаны на потребности человека получать удовольствие от жизни, быть счастливым, наслаждаться всем разнообразием доступных человеку эмоций и ощущений), семейные (семейные ценности – основаны на потребности человека заботиться о членах своей семьи, жить ради нее, передавать все лучшее детям, участвовать в судьбе родных и близких людей), альтруистические (альтруистические ценности – основаны на потребности человека бескорыстно помогать другим людям, оказывать содействие, служить общему благу, пренебрегая собственной выгодой), ценности самореализации (смыслы самореализации – основаны на потребности человека исполнить свое предназначение, реализовать свои способности и возможности, совершенствовать свою личность и отношения с окружающим миром), статусные (статусные смыслы – основаны на потребности человека занимать высокое положение в обществе, активно строить карьеру, добиваться успеха и признания других людей), когнитивные (когнитивные смыслы – основаны на потребности человека познавать жизнь, разбираться в  противоречиях мира и собственной личности, искать смысл и причины происходящего), коммуникативные (коммуникативные смыслы – основаны на потребности человека общаться с другими людьми, переживать эмоции, связанные с общением, чувствовать свою нужность и причастность к жизни других людей).

Таблица 2.- Результаты исследования системы жизненных смыслов (российские студенты)

nn Альтруист. Экзистенц. Гедонистич. Самореализац. Статусн. Коммуникат. семейные Когнит.
40 21 26 40 35 42 63 49
42 44 38 57 39 10 52 27
40 18 51 18 28 49 49 52
38 23 26 44 40 38 28 63
57 47 16 36 8 26 60 54
45 39 33 60 24 15 38 50
56 25 29 30 61 54 29 26
54 16 15 47 27 61 37 43
47 39 35 66 25 34 26 18
40 44 32 45 9 47 19 64
47 29 69 31 29 28 39 28
29 16 41 41 44 41 20 42
28 42 49 55 13 25 66 23
31 47 41 15 21 47 21 63
47 46 43 42 35 22 60 15
37 34 9 38 41 45 42 56
25 32 35 45 32 38 37 57
44 24 21 55 21 34 29 68
35 45 53 24 45 3 39 25
41 57 39 35 38 42 11 37
35 51 38 39 39 25 46 27
24 35 44 32 39 28 35 37
49 36 7 34 31 31 34 68
40 21 26 40 35 42 63 49
42 44 38 57 39 10 52 27
40 18 51 18 28 49 49 52
38 23 26 44 40 38 28 63
57 47 16 36 12 16 60 54
45 39 33 60 24 15 38 50
56 25 29 30 61 54 29 26
54 16 15 47 27 61 37 43
47 39 35 66 25 34 26 18
40 44 32 45 9 47 19 64
47 29 69 31 29 28 39 28
29 16 41 41 44 41 20 42
28 42 49 55 13 25 66 23
31 47 41 15 21 47 21 63
47 46 43 42 35 22 60 15
37 34 9 38 41 45 42 56
25 32 35 45 32 28 37 57
44 24 21 55 21 34 29 68
35 45 53 24 45 3 39 25
41 57 39 35 38 42 11 37
35 51 38 39 39 35 46 27
24 35 44 32 39 28 35 37
49 36 8 34 31 31 34 68
44 24 21 55 21 34 29 68
35 45 53 24 45 3 39 25
41 57 39 35 38 42 11 37
35 51 38 39 39 25 46 27
Сред. 40,34 35,94 31,5 40,82 31,92 33,28 37.90 42,82

Определим значимые ценности в порядке значимости для группы испытуемых: гедонистические (гедонистические смыслы – основаны на потребности человека получать удовольствие от жизни, быть счастливым, наслаждаться всем разнообразием доступных человеку эмоций и ощущений), статусные (статусные смыслы – основаны на потребности человека занимать высокое положение в обществе, активно строить карьеру, добиваться успеха и признания других людей), коммуникативные (коммуникативные смыслы – основаны на потребности человека общаться с другими людьми, переживать эмоции, связанные с общением, чувствовать свою нужность и причастность к жизни других людей), экзистенциальные (экзистенциальные смыслы – основаны на потребности человека придавать ценность самому проживанию жизни, иметь свободу выбора, испытывать любовь во всех ее проявлениях), семейные (семейные ценности – основаны на потребности человека заботиться о членах своей семьи, жить ради нее, передавать все лучшее детям, участвовать в судьбе родных и близких людей), альтруистические (альтруистические ценности – основаны на потребности человека бескорыстно помогать другим людям, оказывать содействие, служить общему благу, пренебрегая собственной выгодой), ценности самореализации (смыслы самореализации – основаны на потребности человека исполнить свое предназначение, реализовать свои способности и возможности, совершенствовать свою личность и отношения с окружающим миром), когнитивные (когнитивные смыслы – основаны на потребности человека познавать жизнь, разбираться в  противоречиях мира и собственной личности, искать смысл и причины происходящего)[5].

Таблица 3.- Сравнительная таблица иерархии смыслов и ценностей студентов

Иерархия смыслов

(китайские студенты)

Иерархия смыслов

( российские  студенты)

экзистенциальные

гедонистические

гедонистические

статусные

семейные

коммуникативные

альтруистические

экзистенциальные

ценности самореализации

семейные

статусные

альтруистические

когнитивные

ценности самореализации

коммуникативные

когнитивные

Для определения различий в выбранных ценностях, мы использовали критерий Q-Розембаума. Полученный с помощью критерия Q-Розембаума показатель (Qэмп.1 = 9, Qэмп.2 = 13) позволяет нам констатировать о значимых различиях в показателях ранжирования ценностей в двух экспериментальных группах.

Итак, становление индивидуальной иерархии смыслов и ценностей определяется как национальными, так и возрастными особенностями. В нашем исследовании были выявлены существенные различия в позициях рангов семейных, когнитивных, экзистенциальных ценностей. Системы жизненных смыслов российских и китайских студентов имеют свои особенности, обусловленные национальной спецификой. Сходство смысложизненных ориентаций определяется возрастными особенностями юношества.


Библиографический список
  1. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб.пособие / Б.С. Волков; Моск. гос. обл. ун-т. – М.: Трикста: Академ. проект, 2006.
  2. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни. [Электронный ресурс]. URL:  http://akme31.narod.ru/1.html (дата обращения: 19.03.2016).
  3. 发展心理学作者林崇德主编   人民教育出版社2009年
  4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – M., 1992. – 17 с.
  5. Моисеева Т.В., Левкова Т.В. Психологическое здоровье студентов вуза в контексте антропологического подхода/Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 9. С. 117-120.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Плотникова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация