УДК 159.923

КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Журавкова Марина Андреевна1, Левкова Татьяна Валериевна2
1ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема», студентка 4 курса
2ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье приведено исследование когнитивных стратегий обработки информации в контексте личностного развития студентов. Задачей исследования являет представленность искажений когнитивных стратегий обработки информации у студентов вуза. Актуальность темы заключается в том, что, исследуя искажении когнитивных стратегии, мы определяем проблематику саморазвитие личности, а следовательно в дальнейшем способствовать успешному саморазвитию личности.

Ключевые слова: искажение стратегии, когнитивные стратегии, когнитивный стиль, личность, обработка информации, саморазвитие, юношеский возраст


COGNITIVE STRATEGIES TREATING AN INFORMATION IN THE CONTEXT OF PERSONAL DEVELOPMENT STUDENTS

Zhuravkova Marina Andreevna1, Levkova Tatyana Valerievna2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, fourth-year university student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The article shows the study of cognitive information processing strategies in the context of personal development of students. The main purpose is studying the representation of cognitive information processing strategies distortion at high school students. Relevance of the topic is that by studying the cognitive distortion of the strategy we define self-development of the individual, and therefore further contribute to the success of the inividdual self-development.

Keywords: cognitive strategies, cognitive style, data processing, juvenility, personality, self-development, strategies distortion, student


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Журавкова М.А., Левкова Т.В. Когнитивные стратегии обработки информации в контексте личностного развития студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67653 (дата обращения: 20.11.2016).

Проблема когнитивных искажений у студентов вуза, относится к актуальным проблемам современной психологии. В настоящее время мы все чаще сталкиваемся со сложностью и адекватностью восприятия окружающего мира в юношеском возрасте, это, безусловно, отражается на личностном развитии. Частой причиной возникновения остановки в развитии личности и неадекватности анализа информации, которая поступает из внешнего мира, является  деформации когнитивного стиля личности.

Понятие когнитивный стиль в практическую психологию привнес А.Адлер, по его мнению, когнитивный стиль создается личностью для преодоления комплекса неполноценности[1].

Когнитивный стиль – это более высокий уровень функциональной организации, чем отдельные стратегии обработки информации, поэтому он является первичным по отношению к когнитивным стратегиям. От сюда следует, что когнитивный стиль определят стратегии обработки информации [2].

Стратегия обработки информации это – автоматическая мысли подкрепленная одинаковыми действиями возникающая в различных ситуациях.

Принимая во внимание, что возрастная задача юношества – это поиск себя, осмысление своего места в мире, саморазвитие и самореализация. В юношеском возрасте наличие деформация когнитивных стратегий тормозят личностное развитие, влияют на психологическое здоровье, в связи с этим происходит нарушение процесса осмысления жизни [3].

Теоретико-методологическую базу исследования составили теоретические положения о когнитивном стиле (А.Адлер, Г.Олпорт, Р.Гарднер, Ч.Носал, М.А.Холодная),  о когнитивных стратегиях (С.В Харитонов, А.Фриман), о психологических особенностях юношеского возраста (И.А.Зимняя, В.В.Давыдов, Г.С Абрамова, Л.И. Гурье, Н.П. Гончарук).

Объект нашего исследования: когнитивные стратегии обработки информации личности

Предмет нашего исследования: искажения когнитивных стратегий обработки информации у студентов вуза.

Цель нашего исследования: изучить представленность искажений когнитивных стратегий обработки информации у студентов вуза.

Классификация когнитивных стратегий, которая описана Харитоновым С.В, включает четырнадцать стратегий обработки информации: «чтение мыслей», «гадание», «катастрофизация», «использование ярлыков», «обесценивание», «негативный фильтр», «сверхобобщение», «дитохомическое мышление», «долженствование», «эксцентрические персонализации»; А.Фримена, который определил основными стратегиями  обработки информации : «катастрофизация», «чтение мыслей», «отнесение на свой счет», «доверие к критику», «максимализм», «болезненное сравнение себя с кем либо», «что, если…», «долженствование», «да, но…»[4].

Для определения представленности когнитивных стратегий обработки информации у студентов вуза, нами было проведено исследование на базе Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема (г.  Биробиджан).

Выборку исследования составили студенты Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема основных направлений подготовки. Количество респондентов составило 70 человек, в возрасте 18-21 года.

Для исследования основных когнитивных стратегий личности мы использовали опросник А. Фримена «Когнитивные стратегии личности» [5]. Количественные показатели, полученные при исследовании, представлены в рис. 1.

Рис.1. Представленность когнитивных искажений в выборке.

Проанализировав результаты опросника, мы видим, что большинство испытуемых пользуются стратегией «чтение мыслей» 64%,происходит нерациональное, не аргументированное додумывание, это свидетельствует о наличии неадекватности самооценки и мнительности. У 48% испытуемых наблюдается стратегия как «долженствование», люди данной категории живут по принципу «надо», «должен», отсюда неудовлетворенность жизнью и сниженная активность. «Отнесение на свой счет» – 47%, данная стратеги предполагает неуверенность в себе и затруднение в социальном взаимодействии. «Что, если…» у 40% испытуемых представления о том, что любое действие предполагает продолжение в виде вопроса. «Да, но…» – 31%, такие люди опасаются влияния различных факторов на их деятельность. «Доверие к  критику»- 27%, у таких людей преобладают отрицательные эмоции. Более редкими в использовании стали следующие стратегии: «Болезненное сравнение себя с кем либо» – 20%, это неадекватное реагирование на любые действия в сторону человека. «Катастрофизация» -21% полагается, что произойдет что-то ужасное и  невыносимое, чаще всего у таких людей низкий уровень стрессоустойчивости.

Максимализм является особенность юношеского возраста, он чаще всего, согласно возрастной психологии, представлен в юношеском возрасте. В нашем же исследовании мы наблюдаем обратный результат, всего 30% опрошенных обладают каким когнитивным искажение, как «максимализм».

Среди опрошенных всего у 9% не наблюдается искажений в когнитивных стратегиях, это говорит о том, что данные стратегии представлены, но не имеют яркой выраженности, не доминируют в процессе осмысления жизни.

А также у 3% процентов испытуемых преобладают все когнитивные искажении, это говорит о том, что все стратегии имеют яркую выраженность и занимают доминирующие положения в осмыслении жизни.

Изучая когнитивные стратегии, мы выявляем не только когнитивные искажения, но и можем предположить трудности в области саморазвития личности, такие как неадекватная самооценка, неуверенность в себе, низкая активность, а так- же затруднения взаимоотношений и взаимодействие с окружающим миром [6].

Данные по изучению когнитивных стратегий личности помогут психологу образовательных учреждений определить значимые направления психопрофилактической и психокоррекционной  работы целью, которой будет служить гармонизация психологического самоощущения студентов.


Библиографический список
  1. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума 2-ое изд, перераб. и доп.  СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов 4-е изд., стереотип.  – М.: Издательский центр «Академия», 1999.  – 672 с.
  3. Плотникова Е.С. От самодетерминации к самореализации. Психология и психотехника. 2015. № 2. С. 175-182.
  4. Харитонов С. В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. – М.: Психотерапия, 2009. – 176 с.
  5. Левкова Т.В. Личностные ресурсы развития продуктивных копинг-стратегий у студентов вуза/ Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-3 (45). С. 157-163.
  6. Бек А., Фримен А.. Когнитивная психотерапия расстройств личности СПб.: Питер, 2002. – 544 с.


Все статьи автора «Плотникова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация