УДК 159.9

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА

Горбунова Кристина Юрьевна1, Маслова Татьяна Михайловна2
1Приамурский государственный университет имени Шолом – Алейхема, студентка 4 курса
2Приамурский государственный университет имени Шолом – Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме мотивации достижения успеха рассматриваемая нами как стремление человека добиваться высоких результатов в различных видах деятельности и общении и избеганию неудач как устойчивому стремлению человека избегать неудачи в жизненных ситуациях, связанных с оценкой его деятельности и общения, дается понятие мотив и мотивация. В статье проанализированы подходы к трактовке мотивация, эмпирически выявлены мотивация достижения успеха и избегания неудач.

Ключевые слова: влечение, инстинкт, личность, модальность, мотив, мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация избегание неудач, потребность, целеполагание


MOTIVATION TO SUCCEED IN FIRST-YEAR UNIVERSITY

Gorbunova C.Y.1, Maslova T.M.2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department Psychology

Abstract
This article deals with the problem of motivation to succeed was identified as a human desire to achieve good results in a variety of activities and communication and avoidance of failures as a sustainable human desire to avoid failure in life situations related to the evaluation of its activities and communication, given the concept of motive and motivation. The article analyzer the approaches the interpretation of the motivation, empirically identified motivation to achieve success and avoid failure.

Keywords: desire, goal setting, instinct, modality, motif, motivation, motivation of avoiding failure, need, personality, success


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Горбунова К.Ю., Маслова Т.М. Мотивация достижения успеха у первокурсников вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67352 (дата обращения: 03.06.2017).

Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, брать на себя ответственность за принятие решения, определяется той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации личности. Такая стратегия поведения, обеспечивает мотивацию достижения, которая отражает ценностные отношения индивида к себе как личности и субъекту деятельности.

Одна из стержневых проблем в психологии – это проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности. Ещё древнегреческие философы Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ, Б. Спиноза поднимали вопросы о мотивации личности, считая главной побудительной силой аффекты поведения, к которым они относили влечение, в первую очередь оно связанно как с телом, так и с душой, и если она осознается, то превращается в желание [1].

В 40-х годах с позиции «теории установки» мотивацию личности рассматривал Д.Н. Узнадзе, считая источником активности человека его потребность, нужную для организма, но чем он в данный момент он не обладает [2].

Важной особенностью мотивации человека В.Г. Асеев считал двухмодульное, положительно – отрицательное ее строение. Её модальности побуждения реализуются в виде стремления к чему-либо, и избегание, в виде удовлетворения и страдания, в виде взаимодействия на личность – поощрения и наказания. Они проявляются во влечениях и непосредственной реализуемой потребности – с одной стороны, и в необходимости – с другой [3].

Два типа мотивации выделил А.Н.Леонтьев: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае имеется отождествление мотива с мотивацией. А.Н.Леонтьев полагал, что мотив как форма мотивации возникает на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей.

Так, например, Т.М. Маслова отмечала, что мотивации и целеполагание относятся к психологическим исследованиям деятельности и влияют на психологическое здоровье личности [4].

Слово «мотивация» впервые употребил А. Шопенгауэр в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» в начале XX века. Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека [6].

В настоящее время мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В первом случае – это совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, определяющих поведение, а во втором случае – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Так же мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как механизм и процесс действия мотива, определяющее возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за деятельность и побуждение [5].

В психологической науке «мотивация достижения успеха» трактуется, как стремление человека добиваться в различных видах деятельности и общения, а «мотивация избегания неудач» как относительно устойчивое стремление человека избегать неудачи в жизненных ситуациях, которые связанны с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Таким образом, многочисленные теоретические исследования показывают, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важными видами мотивации человека.

Проанализировав теоретические подходы к определению понятий «мотив», «мотивация», «мотивация достижения успеха», «мотивация избегания неудач», мы провели исследование на базе Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан. В экспериментальном исследовании приняло участие 47 первокурсников, обучающихся на факультете ПП – ЦПО.

Для этого мы использовали модификацию теста-опросника М.Ш. Магомеда-Эминова для измерения мотивации достижения. Проведя исследование и обработав полученные результаты, мы отразили их в таблице 1.

Все испытуемые разделены таким образом, 1 группа, что составляет 82,9% направлены на мотивация достижения успеха, и вторая группа 8 студентов, что составляет 12,1% мотивированны на избегание неудач.

Таблица 1 – Уровень мотивации достижения успехов у первокурсников.

Уровень мотивации достижения успеха

Высокий Средний Низкий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
6 15,4 15 38,5 18 46,1

Уровень мотивации избегания неудач

0 0 1 12,5 7 87,5

Результаты исследования, отраженные в таблице 1, показывают, что у 6 респондентов, что составляет 15,4% от числа респондентов ориентированных на мотивацию успеха, диагностирован высокий уровень мотивации достижения, а это значит, что они всегда нацелены на успех, высоко развита мотивация, в деятельности ставят высокие цели и достигают их, возможные препятствия и трудности не останавливают деятельность, продуктивность деятельности и степень ее активности не зависят от внешнего контроля, у 15 студентов, что составляет 38,5%, диагностирован средний уровень мотивации достижения успеха это значит, что нацеленность на успех зависит от мотивации на деятельность и осознания цели, активность и инициативность в деятельности зависят от мотивации, внешнего контроля и результатов, иногда возможные препятствия трудности ослабевают деятельность. У 18 студентов, что составляет 46,1% диагностирован низкий уровень мотивации достижения успеха, а это слабая нацеленность на успех, недостаточно мотивированы на деятельность, недостаточно активны, инициативны в деятельности, возможные препятствия останавливают ее, деятельность зависит от внешнего контроля, слабо развита потребность достижения успеха.

Исследование показывает, что у одного респондента, что составляет 12,5% диагностирован средний уровень мотивации от числа респондентов ориентированных на мотивацию избегания неудач, это значит, что начиная деятельность, заранее просчитывают возможную неудачу и чаще думают о путях избегания этой неудачи, слабо нацелены на конечный результат, у 7 студентов, что составляет 87,5% – низкий уровень мотивации избегания неудач, а это означает что активность человека связанна с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи, ухода от ошибок и лишней траты энергии, долго раскачиваются, перед тем как приступить к деятельности, мотивации избегания неудач с высоким уровнем – не диагностировано.

Таким образом, результаты исследования показывают, что у большинства первокурсников низкий уровень мотивации достижения успеха и низкий уровень мотивации избегания неудач. Если мотивация человека выше к успеху – достижения цели, тем ниже готовность избегать неудачи. При этом мотивация к успеху будет влиять и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющие большие надежды на него, свойственно избегать неудачи.


Библиографический список
  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб и др.: Питер. 2002. – 512с
  2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – Евразия – СПб.,2012. – 352с.
  3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирования мотивации учения. М., 2003.- 183с.
  4. Маслова Т. М. Здоровье студентов как психологический феномен // Психологическое здоровье личности как ценность образовательного пространства: коллективная монография / под общ. ред. Т. А. Македон, Т. М. Масловой — Москва: Изд-во «Спутник+», 2013. — Гл. 3.2. — С. 94—101.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: – М: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2004. – 384с.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005.- 583 с.


Все статьи автора «Плотникова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: