УДК 796.011.1

ПРОЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ ВУЗА С РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Пащенко Лена Григорьевна
Нижневартовский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье представлены результаты изучения мотивации занятий физической культурой и спортом студентов вуза с ограниченным и расширенным двигательным режимам. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать об имеющихся различиях в проявлении мотивов и выделить для каждой группы наиболее актуальные, действенные, побуждающие заниматься физическими упражнениями мотивы и те, которые не оказывают заметного побуждающего влияния на двигательную активность.

Ключевые слова: двигательная активность, мотивы, студенты вуза, физическое воспитание


DEMONSTRATION OF MOTIVES PHYSICAL CULTURE AND SPORTS STUDENTS WITH DIFFERENT MOTOR ACTIVITY

Pashchenko Lena Grigorievna
Nizhnevartovsk State University
Ph.D., Associate Professor

Abstract
The article presents the results of a study of motivation of physical culture and sports of students with low and high physical activity. The results of the study allow us to conclude about differences in the motives and allocate each for group the most important motives and those which do not affect locomotor activity.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пащенко Л.Г. Проявление мотивов занятий физической культурой и спортом у студентов вуза с различной двигательной активностью // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67015 (дата обращения: 29.09.2017).

В современных условиях вуз выступает организатором целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья студенческого контингента, расширению их функциональных возможностей, совершенствованию физической подготовленности. Рационально организованный учебный процесс по физическому воспитанию в высшем образовании направлен на формирование физической культуры личности, способности целесообразного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, содействуя подготовке к будущей профессиональной деятельности. Не учет индивидуальных особенностей занимающихся, в частности его мотивов и потребностей при организации процесса по физическому воспитанию снижает эффективность занятий по дисциплине «Физическая культура».

В то же время, в период обучения в вузе, вопросы физического совершенствования становятся второстепенными и менее значимыми по сравнению с вопросами получения профессиональной подготовки, трудоустройства, служебной карьеры, общественной деятельности, создания семьи и воспитании детей [1, с. 25]. По мнению ряда ученых на современном этапе развития системы высшего образования важное значение имеет не только профессионально – прикладная направленность занятий физической культурой, но и стимулирование двигательной активности студентов [2 с. 90].

Исследователями установлено, что обязательные учебные занятия по физической культуре в вузе обеспечивают двигательную активность студентов только на 35-50 % от оптимального среднесуточного объема [3, с. 22]. Вместе с этим, достаточный объем двигательной нагрузки, по данным ряда исследователей, должен составлять не менее 6–8 часов в неделю [4, с. 240]. Двигательная активность, являющаяся неотъемлемой частью полноценной жизни любого студента, позволяет более полноценно решать задачи физического воспитания, обеспечивая ему физическое и психологическое благополучие [5, с. 172].

Система педагогических воздействий в процессе физического воспитания должна быть направлена на привлечение студентов к осознанным занятиям физическими упражнениями, формированию у них активного интереса к физкультурно-спортивной деятельности [6, с. 48]. Важной задачей становится формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни. Одним из современных подходов к организации физического воспитания является свободный выбор студентами той или иной физкультурно-спортивной специализации для обязательных занятий по программе «Физическая культура».

В последнее время отмечается увеличение количества работ, в которых изучению мотивационного фактора стало уделяться больше внимания, поскольку, только изучив индивидуальные особенности студента, можно подобрать тот или иной вид двигательной активности, который позволит развить интерес к занятиям физической культурой и спортом, а это в дальнейшем, будет способствовать формированию его профессиональных качеств. Недостаточная разработанность вопросов о мотивах и целях занятий физической культурой студентов вуза, а также причинах снижения активности их участия в обязательных и дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, падения интереса к этим занятиям, требует усиления исследований в этой области.

Целью исследования явилось выявление мотивов занятий физической культурой и спортом студентов вуза, имеющих различный режим двигательной активности.

Для ее достижения применялась следующие методы. Изучение мотивов занятий физической культурой и спортом осуществлялось путем анкетирования с применением анкеты М.М. Безруких «Оценка мотивации к занятиям физической культуры». Студентам предлагалось дать количественную оценку (от 1-го – не согласие с утверждением, до 5-и – абсолютное согласие) утверждениям, характеризующим такие мотивы, как самосохранение здоровья, совершенствование фигуры, двигательная активность, приобретение практических навыков, физкультурно-спортивные интересы, соперничество, удовольствие от движений, подражание, привычка, положительные эмоции. Для количественного анализа полученных результатов использовался метод оценки достоверности различий по t-критерию Стъюдента.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» (далее НВГУ), где студентам всех факультетов в начале учебного года предоставляется возможность свободного выбора одной из нескольких физкультурно- спортивных специализаций, а также свободной их замены в течение года.

В исследовании приняли участие 78 студентов, обучающихся на 1-3-х курсах НВГУ, которые были дифференцированы по двум группам: в первую вошли студенты (39 человек), чей двигательный режим был ограничен обязательными занятиями физической культурой, в рамках изучения обязательной дисциплины; во вторую (39 человек) – двигательный режим расширен дополнительными физкультурно-оздоровительными или спортивными занятиями.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ проявления мотивов, побуждающих заниматься физической культурой и спортом юношей – студентов вуза, имеющих различную двигательную активность.

Таблица 1 – Сравнительный анализ мотивов занятий физической культурой и спортом юношей с различной двигательной активностью

Мотивы

Двигательный режим ограничен обязательными занятиями по ФВ

Двигательный режим расширен дополнительными занятиями по ФКиС

Достоверность различий

M

m

σ

M

m

σ

t

p

1

Самосохранение здоровья

3,64

0,21

1,29

4,28

0,15

0,94

2,48

<0,05

2

Самосовершенствование

3,82

0,20

1,23

4,44

0,13

0,82

2,60

<0,01

3

Двигательная активность

3,68

0,18

1,11

4,31

0,10

0,62

3,06

<0,01

4

Долженствование

3,41

0,16

0,99

4,23

0,12

0,78

4,10

<0,001

5

Приобретение практических навыков

3,26

0,18

1,14

4,23

0,14

0,90

4,25

<0,001

6

Общение

3,85

0,17

1,04

4,36

0,13

0,81

2,38

<0,05

7

Доминирование

3,69

0,20

1,24

4,46

0,14

0,85

3,15

<0,01

8

Физкультурно-спортивные интересы

3,33

0,17

1,09

4,04

0,14

0,85

3,22

<0,01

9

Соперничество

3,27

0,19

1,18

4,12

0,13

0,78

3,69

<0,001

10

Удовольствие от движений

3,92

0,14

0,85

4,33

0,11

0,68

2,30

<0,05

11

Подражание

2,82

0,23

1,47

3,56

0,23

1,43

2,28

<0,05

12

Привычка

3,46

0,15

0,96

3,95

0,14

0,90

2,39

<0,05

13

Положительные эмоции

3,73

0,17

1,05

4,19

0,12

0,77

2,21

<0,05

Студенты, имеющие ограниченный физкультурными занятиями объем двигательной активности имеют показатели проявления изучаемых мотивов достоверно ниже, чем у их сверстников, занимающихся физической культурой и спортом дополнительно к учебным занятиям.

В группе студентов, чей двигательный режим расширен дополнительными занятиями двигательной направленности, показатели проявления мотивов более однородны, по сравнению с результатами юношей, которые посещают только обязательные занятия по физической культуре. Данный факт констатирует о неоднородности этой группы, в ней присутствуют как студенты с позитивным отношением к занятиям физической культурой, так и имеющие отрицательное отношение. Свободный выбор физкультурно-спортивной специализации в рамках обязательных занятий по физической культуре позволил части студентов с низким объемом двигательной активности изменить отношение к физической культуре и спорту.

В группе студентов с повышенным объемом двигательной активности отмечается разброс показателей в проявлении мотива подражание: низкие показатели были обнаружены у студентов, имеющих спортивные достижения (успешные в спорте) – для них подражание, как мотив, побуждающий к занятиям физическими упражнениями, является малозначимым, высокие – у приобщившихся к спортивным занятиям, обучаясь в вузе – они отметили о желании заниматься физической культурой в связи с модой и престижностью этих занятий среди молодежи.

В таблице 2 представлены доминирующие и малозначимые мотивы занятий физической культурой и спортом у юношей.

Таблица 2 – Выраженность мотивов занятий физической культурой у студентов вуза, имеющих различный двигательный режим

Проявление мотивов

Двигательный режим ограничен обязательными занятиями по ФВ

Двигательный режим расширен дополнительными занятиями по ФКиС

Доминирующие

Стремление к доминированию; стремление к самосовершенствованию

Значимые

Получение удовольствия от движений; общение; стремление к самосовершенствованию

Двигательная активность; получение удовольствия от движений

Малозначимые

Подражание; приобретение практических навыков в физкультурно-спортивной деятельности; соперничество; физкультурно-спортивные интересы

Так, юноши, имеющие низкую двигательную активность, к числу значимых мотивов занятий физической культурой отнесли желание иметь красивую фигуру и сильные мышцы. Они получают удовольствие от занятий, что объясняется фактом самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации для обязательных занятий по физическому воспитанию. Для них, также важным является возможность общения в процессе физкультурно-оздоровительных занятий.

Малозначимым мотивом для данного контингента является интерес к физкультурно-спортивной работе в вузе, они стараются не принимать в ней участие. Этой группе студентов не нравятся спортивно-массовые мероприятия, связанные с соперничеством и борьбой. Они не готовы использовать опыт, полученный на учебных занятиях в своей будущей жизни.

У юношей, чей двигательный режим расширен дополнительными занятиями физической культурой и спортом доминирующими мотивами явились стремление к доминированию, стремление к самосовершенствованию. Они считают, что систематическое выполнение физических упражнений позволяет решать воспитательные задачи, развивать морально-волевые качества. Значимыми для них мотивами явились возможность осуществления двигательной активности, а также получение удовольствия от движений. Они находят возможность заниматься физкультурой, потому что движения доставляют им радость.

Подтвердилась малая значимость мотива подражания для студентов с низким объемом двигательной активности.

Таблица 3 – Уровень мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза, имеющих различный объем двигательной активности

Уровень мотивации

Двигательный режим ограничен обязательными занятиями по ФВ, %

Двигательный режим расширен дополнительными занятиями по ФКиС, %

Низкий

7,7

-

Средневыраженный

48,7

20,5

Высокий

43,6

79,5

Изучение уровня мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза, имеющих различный объем двигательной активности (таблица 3), позволило констатировать о наличии высокой степени проявления мотивов у 79,5% юношей, чей двигательный режим расширен дополнительными занятиями физической культурой и спортом и только у 43,6% студентов, получающих физическую нагрузку только на обязательных занятиях по физическому воспитанию. Низкий уровень мотивации был выявлен у 7,7% молодых людей со сниженным объемом двигательной активности. Студенты со средневыраженной мотивацией к занятиям являются объектом пристального внимания преподавателей и требуют поиска средств, методов и условий педагогических воздействий, что позволит в дальнейшем повысить их интерес и улучшить их отношение к физкультурно-оздоровительным и спортивным занятиям.

Проведенное исследование позволило выявить различия в проявлении мотивов у юношей – студентов вуза, имеющих различный режим двигательной активности, а также выделить для каждой группы наиболее актуальные, действенные, побуждающие заниматься физическими упражнениями мотивы и те, которые не оказывают заметного побуждающего влияния на активность. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать о наличии более выраженной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у  юношей с расширенным объемом двигательной активности и неоднородности группы студентов со сниженным объемом двигательной активности, часть которой положительно относится к занятиям физической культурой и спортом, что требует поиска путей расширения объема их двигательной активности.


Библиографический список
  1. Чепаков Е.М., Винкович М.В., Осипова Л.Ф. Социальная значимость анализа взаимосвязи физической активности и интеллектуального потенциала студентов современного вуза // Социология и право. 2015. №4 (30).
  2. Бриллиантова О.О. Содержание двигательной активности студентов вузов // Современные образовательные технологии. 2015. №2.
  3. Ивановская Т.В. Оптимизация учебного процесса в институте физической культуры на основе мониторинга состояния здоровья, функционального и физического статуса студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов-н/Д. 2003.
  4. Минибаева Е.Д., Васильева А.Г. Разработка методики определения и оценки сформированности уровня двигательной активности студента технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. №3.
  5. Наскалов В.М., Мудров М.Ю. Взаимосвязь показателей здоровья с характеристиками физической подготовленности и двигательной активности студентов вузов // Вестник полоцкого государственного университета. 2011. №15.
  6. Пащенко Л.Г., Коричко А.В. Эффективность физического воспитания студенток вуза в условиях самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации // Теория и практика физической культуры. 2015. № 12.


Все статьи автора «Пащенко Лена Григорьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: