УДК 78

КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ГРУППЫ «ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ»

Сошников Александр Евгеньевич
Самарский государственный институт культуры
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры

Аннотация
В статье рассматриваются тексты песен группы "Оргия праведников", значение и символика.

Ключевые слова: культура, музыкальное искусство, музыканты


KULTURFILOSOFSKY JUDGMENT OF CREATIVITY OF GROUP "ORGIA PRAVEDNIKOV"

Soshnikov Alexander Evgenyevich
Samara state institute of culture
candidate of pedagogical sciences, senior teacher of chair of the theory and cultural history

Abstract
In article lyrics of group are considered "Orgia pravednikov", value and symbolics.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Сошников А.Е. Культурфилософское осмысление творчества группы «Оргия праведников» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66719 (дата обращения: 20.11.2016).

Главенство массовой культуры в современном обществе и наводнение ТВ соответствующим продуктом, создает впечатление, что отечественная музыкальная сцена представлена исключительно музыкантами и группами развлекательного жанра, которые не могут стать полем для текстового анализа. Тем не менее, российская музыка включает в себя не только популярных артистов, но и группы, чье творчество является достаточно уникальным и интересным, с позиции гуманитарных наук. Можно привести такие коллективы как: Otto Dix, Калинов Мост, Легион, Мастер, Оргия праведников, Черный кофе и др. Этот ряд можно продолжать достаточно долго, но их известность не идет так далеко, как у поп-групп.

В данной статье мы коснемся творчества «Оргии праведников». Группа появилась в 1999 году, когда объединились Сергей Калугин и арт-рок-группа ARTель». Уже в самом названии заложена, казалось бы, противоречивость творчества, но, с другой стороны, кроме привычного значения, оргия – это особый тайный культовый обряд, ночное священнодействие. И получается, что противоречие лежит лишь на поверхности, а если посмотреть глубже, то его нет. Подобно названию, тексты песен группы также наполнены философским смыслом.

За 17 лет команда выпустила лишь 5 студийных альбомов. Несмотря на незначительное их количество, в каждом произведении есть определенный смысл, на который стоит обратить внимание. Не представляется возможным в одной статье охватить все творчество коллектива, постараемся разобрать лишь некоторые песни «Оргии праведников».

В композиции Армагеддон FM явственно прослеживаются религиозные мотивы, само  название уже отсылает к месту битвы добра со злом в конце времен – Армагеддон.

«Время кончилось в восемь часов,

И Полынь, загремев, навернулась»

Под Полынью, понимается апокалиптическая Звезда: «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» [1].

«Вы зря подпираете дверь –

Вам не закрыться:

Апокалипсис у входа!» [2]

Здесь, вновь, видим христианскую терминологию. Апокалипсис употребляется в значении конца света, наряду с термином Армагеддон, дословный перевод с греческого языка, означает раскрытие, откровение. В контексте песни, возможно, использование именно первого значения, на это могут указывать следующие строки:

«Глупый, смешной человек!

Ну, зачем ты играл против нас

В этом театре абсурда?

Вот и закончен твой век,

А ты так и не смог научиться

Приветствовать утро!»

В них говорится о конце света, наступлении Армагеддона.

Еще одной песней, в которой затронуты христианские мотивы, является «Гимн» [3].

«…Сhristus rеgnаt! Любовь затопила меня».

Здесь мы видимо прямое обращение к Господу на латыни, дословный перевод фразы «Иисус царствует!», что может явиться отсылкой к Средневековью, когда в Европе главенствовала церковь во всех сферах жизни, главным языком выступал именно латинский.

« Кто был мертвым – Тот ныне воскрес,

Камень гроба отвален, и нет Его здесь».

Это прямое упоминание воскрешение Христа.

«Самаэль! Разомкни нашу смерть.

Габриэль! Прикажи нам смотреть.

Михаэль! Дай нам пламя с небес».

Самаэль – один из демонов ада, ангел смерти. Габриэль – «помощник Бога», европейская традиция православного имени Гавриила. Михаэль – Святой Архангел Михаил. Таким образом, уже первые строки песни наполнены христианскими мотивами, причем, именно западной традицией,  а не православной. Здесь и обращение к Христу на латыни, и упоминание имен Архангелов на европейский манер.

«…Руку, Мастер! Мы можем лететь.

Реки тела наши примут, и вот мы

Ликуем в потоках, царим водопадами,

Влагою падая в листья прохлады,

Пьем Бога, разлитого в тающем воздухе».

Здесь говорится о единении с Богом, о стремлении воссоединится с ним, примкнуть к Небесам. А далее:

«Вечность пришла, мы бессмертны, как ангелы,

Пальцы сомкнувши на горле мгновения,

В облаке ветра взмываем над скалами –

Единосущны, единобезвременны…»

Воссоединение произошло, они прикоснулись к Божественному, стали единой частью с Богом и стали как ангелы – бессмертны.

«И мы в праве смотреть

В праве слышать, как трубы поют вдалеке

Всё сильней содрогается твердь

Единороги выходят к реке

Рекам, драконам, ветрам, водопадам,

Цветам хрусталя, восходящим из брения,

Птицам рассвета, святыням Заката –

Благословение, благословение!»

Под шум далеких труб Архангелов, содрогается земля, появляются единороги. Единороги и драконы, о которых идет речь, в средневековых легендах и сказках, отводилась немаловажная роль. На них устраивали охоты (см. цикл шпалер «Охота на единорога», «Битва Святого Георгия с драконом» и др), единорог выступал эмблемой Девы Марии, изображениями данных существ украшали гербы дворяне. И в конце звучит «благословение, благословение», то есть прославление, восхваление Господа Бога.

И в конце звучит:

«Аdоrаmus tе, О Сhristе Dоminum!»

«Взываем к тебе, о, Христос!»

Из краткого анализа «Гимна», видно, что данное произведение полностью наполнено религиозными мотивами, которые отсылают нас к европейской средневековой традиции.

Немного иного плана, является произведение «Восхождение чёрной луны» [4], несмотря на наличие философии, и религиозных мотивов, здесь уделяется внимание уже не христианству, а восточным религиям. Уже в первом четверостишие идет обращение ни к Богу, а Богам, такая множественность характерна для Востока.

«Над обрывом стою – Боги! Боги! Как берег крут!»

А далее:

«Мертвой свастикой в небе орел повис…»

Данный символ встречается уже в VIII тысячелетие до нашей эры, но само значение «свастика» имеет санскритские корни. Наиболее характерна именно для индийской культуры, в частности, традиционно рассматривается как солярный знак – символ жизни, щедрости и изобилия, напрямую связана с культом бога Агни. Широко используется джайнистами и последователями Вишну и является буддистским символом.

«Что приблизилось время Огня в Небесах,

Что приблизился час восхождения чёрной Луны».

«Огонь в Небесах» – это отсылка к божеству Агни, олицетворяющий огонь, домашний очаг, жертвенный костер и, который, представляет тройственный аспект огня: в небесах как Солнце, в воздухе как молния, на земле как обычный огонь. Согласно Авестийской Школе Черная Луна – это показатель темной кармы, всех злых дел и грехов человека. Употребляется еще значение Друдж – антитеза Аши в Зороастризме. И далее в тексте:

«Я когда-то был молод – так же, как ты.

Я ходил Путем Солнца – так же, как ты.

Я был Светом и Сутью – так же, как ты.

И был Частью Потока – так же, как ты!

Но с тех пор, как Она подарила мне взор

Леденящие вихри вошли в мои сны

И все чаще мне снились обрыв и костер

И мой танец в сиянии чёрной Луны»

Путь Солнца – это путь света, познания, каким шел вначале человек, а потом произошла смена на Путь Луны, то есть Путь Добра сменился Путем Зла, который одержал верх в извечной борьбе.

Последние строки песни говорят о том, что Путь Луны охватил всю Вселенную, что надежда на победу Добра оказалась тщетной, единственное, что осталось – это подчинится Чёрной Луне, оставляя себе лишь чувство вины:

«Ведь в этом мире мне нечего больше терять

Кроме мертвого чувства предельной вины

Мне осталось одно – это петь и плясать

В затопившем Вселенную пламени чёрной Луны».

В завершении хотелось бы упомянуть произведение «Rex» [5], которое представляет собой фрагменты католической заупокойной мессы «Requiem», исполняется на латыни. К данной тематике обращались многие композиторы прошлого такие как: М. Гайдн, В.А. Моцарт, А. Сальери, И. Брамс, А. Дворжак и другие.

Весь текст песни представляет собой, в той или иной мере, обращение к Господу и Божественном наказании:

«О, справедливый Судья мщения,

сотвори дар прощения

перед лицом судного дня.

Я воздыхаю подобно преступнику:

вина окрашивает мое лицо.

Пощади молящего, Боже.

Пощади молящего, Боже…

Вечный покой даруй им, Господи,

и свет непрестанный пусть им сияет

Тебе, Боже, поется гимн в Сионе,

И Тебе дают обеты в Иерусалиме…

Итак, когда Судия воссядет, —

Никто не останется без наказания.

Кто ни скрылся, тот появится.

Ничего не останется!»

Хоть и достаточно явственно, но религиозные мотивы здесь используются напрямую: взят текст Requiem, который напрямую связан с латинским религиозным обрядом.

Тексты песен Оргии Праведников наполнены философией с глубоким подтекстом, кроме того, они очень часто обращаются к религиозным мотивам, не только христианства, но и восточных религий. Для более полного и детального освещения данной темы, требуется владеть огромным материалом по философии, религии, филологии и другим наук. Мы же лишь постарались осветить малую часть огромного творчества уникальной отечественной группы Оргия Праведников.


Библиографический список
  1. Православный календарь // Откровение Иоанна Богослова. URL: http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_otkr8.htm (дата обращения: 19.04.2016).
  2. Армагеддон FM. URL:  http://orgius.ru/txt/armageddon_fm.html (дата обращения: 19.04.2016).
  3. Гимн. URL: http://orgius.ru/txt/gimn.html (дата обращения: 19.04.2016).
  4. Восхождение чёрной луны. URL: http://orgius.ru/txt/voshojdenie_chernoj_luni.html (дата обращения: 19.04.2016).
  5. Rex. http://orgius.ru/txt/rex.html (дата обращения: 19.04.2016).


Все статьи автора «Сошников Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация