УДК 372.881.111.1

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Рольгайзер Анастасия Александровна
Кемеровский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Аннотация
В данной статье рассматривается эффективность использования интерактивных методик, применяемых в процессе преподавания иностранного языка. Особое внимание уделено технологии проведения урока-квеста, методу шести шляп и дебатам, способствующим повышению учебной мотивации обучающихся.

Ключевые слова: иностранный язык


MODERN INTERACTIVE TRAINING METHODS AS INSTRUMENT OF INCREASING MOTIVATION TO LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE

Rolgayzer Anastasia Aleksandrovna
Kemerovo Institute (branch) of the Federal State Budget educational institution of higher education «Plekhanov Russian University of Economics»

Abstract
In this article utilization efficiency of interactive methods applied in the course of foreign language teaching is considered. Particular emphasis has been placed on technology of quest realization, on method of six thinking hats and on debate promoting increasing of educational motivation.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рольгайзер А.А. Современные интерактивные методики обучения как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66709 (дата обращения: 02.06.2017).

В настоящее время важной составляющей профессионализма педагога становится его способность решать профессиональные педагогические задачи, применяя новаторские методы и приемы, которые зачастую более эффективны по сравнению с традиционными методами обучения.

Достаточно эффективным способом развития воспитания и обучения является применение интерактивных методик  на уроках иностранного языка.  Организация учебной деятельности в форме дебатов, игр, кейсов и т.д. дает возможность в увлекательной творческой форме продуктивно реализовывать  задачи и цели урока. Применение интерактивных методик в сочетании с информационными технологиями позволяет студентам «практически применять свои знания, умения и навыки потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка» [2, с. 16].

В рамках данной статьи рассмотрим такие интерактивные методики обучения иностранному языку как «Урок-квест», «Шесть шляп мышления» и дебаты.

Урок-квест – это приключенческая дидактическая игра, включающая в себя различные элементы, такие как «повествование и обследование, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач» [1]. Квест может быть проведён как в стенах учебного заведения, так и  на улицах города. Игра разработана по правилам, в основе которых лежит целенаправленный поиск, требующий от игроков умственных усилий.

Основные цели такого урока сводятся к следующему: повышение мотивации к обучению, приобретение знаний через опыт учебного экспериментирования, развитие навыков работы в группе. В основе урока-квеста лежит принцип деятельностного подхода, способствующий раскрытию творческого потенциала и способностей учащегося.

Содержание квеста может быть достаточно разнообразным: грамматическим, лексическим, фонетическим, страноведческим, а так же включать в себя всевозможные творческие задания.

Правила игры сводятся к тому, что в самый короткий промежуток времени участникам необходимо разгадать головоломки, отыскать шифры и пройти различные уровни испытания. В процессе игроки получают огромное количество положительных эмоций и бесценный опыт эмоционального взаимодействия. В целом, проведение уроков-квестов помогает сделать изучение иностранного языка более интересным и увлекательным.

Основные этапы разработки урока-квеста:

1. Определение темы квеста.

2. Подготовка разнообразных заданий для «станций», «пунктов».

3. Проектирование маршрута, карты квеста.

Этапы проведения урока-квеста:

1. Объявляется тема урока-квеста.

2. Формируются команды, равные по количеству участников и уровню знаний.

3. Каждая команда получает карту и движется от станции к станции, выполняет предусмотренные задания.

4. Руководитель станции проверяет выполнение заданий и заносит в карту количество баллов, набранные командой на данной станции.

5. Подводятся итоги.

Ниже представлен примерный сценарий проведения урока-квеста на тему «Travel across Great Britain»:

Participants: 3-4 teams of 5-7 players.

Accessories:

  • trip map
  • sign-plates with station names
  • assessment sheets
  • missions for each station

Course of game

Step 1. Participants draw lots with names of team.

Step 2. Participants elect team captains.

Step 3. Team captains receive trip maps with the indication of station names.

Step 4. All players disband on various stations.

Station 1. «History of Great Britain»

Answer the questions:

  • What is the historic, the governmental part of London? (Westminster)
  • Who founded the Tower of London? (William the Conqueror)
  • Queen Boudica, according to legend, is said to be buried under a platform of which London train station? (King’s Cross)
  • The 15th-century Wars of the Roses were fought between the houses of Lancaster and which other noble house? (York)
  • Who was the British prime minster at the time of Queen Elizabeth II’s coronation on 2nd June 1953? (Winston Churchill)
  • United Kingdom was formed in which year? (1707)
  • Who is the first woman Prime Minister of United Kingdom? (Margaret Thatcher)
  • Who personifies England? (John Bull)

Station 2. «Geography of Great Britain»

Specify on the map the following geographical features:

  1. England, Scotland, Wales and Northern Ireland.
  2. London, Edinburgh, Cardiff, Belfast.
  3. English Channel.
  4. Ben Nevis and Snowdon.
  5. Loch Ness.

Station 3. «Sights»

Guess what sight is represented in the picture (Big Ben, Tower Bridge, Buckingham Palace, Natural History Museum, Stonehenge, Globe Theatre).

Station 4. «Traditional British food»

Guess traditional British dishes:

1. This cake was named after Queen, who was known to enjoy a slice of the sponge cake with her afternoon tea (The Victoria Sponge).

2. It is an English dish made from batter consisting of eggs, flour, and milk or water. The dish is sometimes served with beef and gravy and is a staple of the traditional British Sunday roast. It may also be served as a dessert (Yorkshire Pudding).

3.  This is England’s traditional take-away food. It is not normally home cooked but bought at a shop to eat on premises or as a «take away» (Fish and chips).

4. It is made with minced lamb and vegetables topped with mashed potato (Shepherds’ Pie).

5. It is a dish made traditionally from lamb or mutton and onion, topped with sliced potatoes, left to bake in the oven all day in a heavy pot and on a low heat (Lancashire hotpot).

Station 5. «Music»

Participants listen to fragments of musical compositions and guess composer or performing musician.

Step 5. Totalization.

Следующая интерактивная методика, на которой хотелось бы остановит внимание, носит название «Метод шести шляп». Метод шести шляп разработан английским писателем и психологом Эдвардом де Боно. В книге «Six Thinking Hats» он описывает приемы, помогающие структурировать коллективную и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной. Основу метода шести шляп составляет концепция о наличии у человека двух типов мышления: «реактивного» и «взвешенного».

Каждой шляпе соответствует свой собственный цвет, наделяющий ее отличительными, присущими только ей одной качествами. Именно цветовое различие делает каждую шляпу своеобразной и неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления.

1. Белая шляпа направлена целиком на информацию. Её интересуют только конкретные факты, цифры, события. Белая шляпа помогает освободиться от эмоций и представить беспристрастную информацию.  Красная шляпа: чувства и интуиция

2. Красная шляпа показывает свои чувства по отношению к рассматриваемой проблеме, проявляет эмоции. Она дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках.

3. Желтая шляпа позитивна и требует переключить свое внимание на обнаружение преимуществ и позитивных сторон рассматриваемого вопроса. Она помогает увидеть «плюсы» ситуации или проблемы.

4. Зеленая шляпа наделяет человека креативностью. Надев зеленую шляпу, мы генерируем новые идеи, находим альтернативы. Зеленый цвет актуализирует творческое мышление и дает возможность  искать новые спо­собы и приемы.

5. Черная шляпа дает критическую оценку ситуации и предостерегает  от непродуманных действий, указывая на возможные риски. Надев черную шляпу, человек  видит все негативные стороны события ил проблемы.

6. Синяя шляпа управляет всем процессом работы. Ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Обозначим положительные стороны применения данного метода в образовательном процессе:

  • метод «Шесть шляп мышления» способен сделать умственную деятельность красочной и интересной;
  • метод позволяет привлечь к обсуждению робких и неразговорчивых людей;
  • участники не испытывают дискомфорта, высказывая свою точку зрения, поскольку он говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица;
  • мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным;
  • с помощью данного метода участники учатся управлять своим вниманием.

Правила метода шести шляп мышления сводятся к следующему:

1. Обязательное наличие руководителя (ведущего), находящегося под синей шляпой, который обозначает проблему или задачу.

2. Все участники поочередно надевают шляпу определенного цвета и смотрят на ситуацию в ракурсе соответствующем этой шляпе. Обсуждение лучше начинать с белой шляпы, рассматривая все имеющиеся факты, цифры и статистические данные.

3. В завершении обсуждения ведущий подводит итог проделанной работе.

Рассмотрим применение данного метода на примере занятия на тему «Death penalty» (для студентов направления «Юриспруденция»):

Participants: 3-4 teams of 5-7 students.

Accessories: 6 hats

Students have to discuss death penalty from different points of view.

Each team receives one color hat and discusses problem to solve from viewpoint of this hat (within 5 min). Then teams change hats.

A white hat: Give all the facts you know about death penalty in Russia, in UK and in the USA. Don’t give own point of view and don’t show emotion. Don’t speak about advantages/disadvantages.

A red hat: Give own point of view on death penalty.

A yellow hat: Speak about the positive aspects of death penalty.

A green hat: Use your creativity speaking about death penalty.

A black hat: Speak about the disadvantages of death penalty: problems, negative effects. Give examples.

A blue hat: You must draw a conclusion, to sum up all the info.

Еще один эффективный метод – метод дебатов, представляющий собой такую форму работы, при которой заявляются две различ­ные, возможно противоположные, точки зрения. Цель участников – отстоять то или иное мнение. Обязательным условием дебатов является присутствие двух оппонентов, старающихся убедить третью сторону в правильности своих взглядов на проблему. По сути, данный метод представляет спор, организованный по определенным правилам. В дебатах побеждает сторона, сумевшая более аргументированно отстоять свою позицию.

Таким образом, благодаря применению методов интерактивного обучения на занятиях у учащихся формируется способность неординарно мыслить, обосновывать свои точки зрения; развивается умение работать в команде и проявлять толерантность по отношению к своим оппонентам. Опыт показывает, что использование интерактивных методик на занятиях по иностранному языку необходимо, поскольку они способствуют повышению интереса и мотивации к изучению предмета.

Благодаря широкому развитию информационно-коммуникационных технологий преподаватель получает возможность обучать иностранному языку не просто используя интерактивные технологии, а во взаимодействии с мультимедийными средствами, что, несомненно, повышает эффективность образовательного процесса.


Библиографический список
  1. Каравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями // Интернет-журнал «Мир науки». 2015. №3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf (дата обращения: 05.04.2016).
  2. Рольгайзер А.А. Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Социогуманитарный вестник. 2011. №6. С. 13-17.


Все статьи автора «Рольгайзер Анастасия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: