УДК 658.78

ПОТЕНЦИАЛ УПРАВЛЕНИЯ ПОСТАВКАМИ ЦЕПИ «ПОСТАВЩИК – ЗАКАЗЧИК»

Сярдова Оксана Михайловна
Тольяттинский государственный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмент организации

Аннотация
Данная статья посвящена проблемам эффективности цепи «поставщик-заказчик» и выявлению ее потенциала. Проведенное исследование позволяет утверждать, что на сегодняшний день не существует единого подхода к оценке качества логистического обслуживания.

Ключевые слова: интеграция, качество логистического обслуживания, логистические издержки, потенциал, цепь «поставщик-заказчик», эффективность


POTENTIAL SUPPLY CHAIN MANAGEMENT "SUPPLIER - CUSTOMER"

Syardova Oksana Michailovna
Togliatti State University
PhD in Social Science, Assistant Professor of management of organization

Abstract
This article is devoted to problems of logistics services chain "supplier-customer" and the identification of its potential. The study suggests that to date there is no single approach to the logistics service quality assessment.

Keywords: efficiency, logistics costs, potential integration of the chain "supplier-customer", quality of logistics services


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сярдова О.М. Потенциал управления поставками цепи «поставщик – заказчик» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66349 (дата обращения: 20.11.2016).

Вопрос совершенствования логистического обслуживания в цепи «поставщик-заказчик» является одним из основных в деятельности предприятий, которые работают в рыночных условиях. Это тем более справедливо для крупных промышленных предприятий, что обуславливается масштабностью их деятельности, сложностью производственного процесса, объемами и широтой закупок товарно-материальных ценностей. В последние годы в рамках проектов по управлению поставками неоднократно предпринимались попытки оптимизировать оперативные логистические процессы.

К одной из основных проблем отечественных промышленных предприятий относится отсутствие показателей качества логистического обслуживания в цепи «поставщик-заказчик», что не позволяет своевременно выявлять узкие места.

В тоже время, анализ данных о текущих недопоставках, величине дефицита или объеме запасов позволяет заранее заметить симптомы возможных проблем, возникающих в данной цепи. Комплекс показателей качества обслуживания способствует оценке уровня затрат, установлению мест возникновения сбоев в обслуживании, изменению степени приближения к достижению поставленной цели, планированию работ по доставке продукции с ориентацией на снижение уровня логистических затрат.

К основным показателям оценки качества обслуживания в цепи «поставщик-заказчик» можно отнести: надежность логистического обслуживания, вероятность дефицита, степень удовлетворенности заказчика, гибкость поставщика (табл. 1) [1].

Таблица 1 – Показатели оценки качества логистического обслуживания

Показатель

Формула расчета

Примечание

Надежность логистического обслуживания

, где

D – вероятность дифицита

T – степень удовлетворенности заказчика

B – бесперебойность поставок

G – гибкость поставщика

Показывает удовлетворенность заказчика требованиям, предъявляемым к поставщику, т.е. каковы отзывы предыдущих и имеющихся клиентов о данной организации; каков профессионализм сотрудников, выполнение сроков поставок и т.д.

Вероятность дефицита

, где

Qнi – количество заказов i-го клиента, не поступивших вовремя

Qобщi – общее количество заказов i-го клиента за тот же период

n – общее количество клиентов

Показатель во многом зависит от количества имеющегося запаса

Степень удовлетворенности заказчика по времени

, где

tожi – время выполнения поставок по требованию заказчика

tфi – фактическое время поставок

Показывает способность совершать все необходимые действия для исполнения заказа в определенные сроки

Бесперебойность поставок

, где

Qсi – количество заказов i-го клиента, выполненных без задержек

Qобщi – общее количество выполненных заказов i-го клиента

n – общее количество клиентов

Означает выполнение поставок в срок

Гибкость поставщика

, где

Qудi – количество выполненных поставщиком требований заказчика

Qтрi – количество изменений в условиях поставок

Готовность к быстрому реагированию на изменение условий поставки

Планы логистического обслуживания должны предусматривать возможность срывов и ошибок и, следовательно, содержать действия, направленные на их корректировку. Такие планы, тем самым гарантируют достижение и поддержание требуемого уровня логистического обслуживания. На случай сбоев в планах логистического обслуживания прописываются мероприятия по их преодолению.

Потенциал управления поставками цепи «поставщик – заказчик» представлен на рисунке 1. [2,3].

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, для того чтобы партнеры эффективно функционировали в условиях кризиса, и в тоже время высокой конкуренции, они должны значительно улучшить свое интегрированное поведение. Для реализации концепции интергированного взаимодействия необходимо постоянно координировать действия между поставщиками, транспортными компаниями, производителями, финансовыми посредниками и т.д., для динамичных действий в ответ на запросы конечного потребителя. Для этого необходим более широкий обмен информацией между поставщиками и потребителями, идентификация основных поставщиков, организация четких и открытых связей, обмен информацией и планами на будущее, установление отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия, а также признание достижений и улучшений поставщика. Кроме того, для эффективного управления поставками требуется также взаимный обмен рисками и достижениями. При этом сотрудничество не должно ограничиваться условиями текущей сделки, а должно осуществляться на нескольких уровнях менеджмента: начиная с совместного планирования и завершая совместным контролем с целью оценки работы всех участников цепи поставок. В том случае, если все участники цепи «поставщик – заказчик» будут иметь общую цель при обслуживании потребителей, то в итоге это будет способствовать успешному развитию бизнеса.

Рисунок 1. Потенциал управления поставками цепи «поставщик – заказчик»

Для сокращения времени поставок можно использовать систему «точно в срок» («Just in Time» или сокращенно JIT), которая позволяет обеспечить оперативное регулирование производственного цикла и сводит до минимума складские запасы материалов и комплектующих изделий.

При управлении поставками необходимо выделять зоны действия. Кроме оптимизации, интеграции и сотрудничества должна быть выделена в отдельную зону зона синхронизации, которая является высшей ступенью эволюции в управлении цепями поставок. Цель синхронизации состоит в достижении общего оптимума. Для этого необходимо чтобы партнеры по цепочке поставок отказались от своей автономии и предоставляли наиболее важные данные по управлению. При этом необходимо заключать соглашения о целевых показателях и критериях измерений, совместных бизнес-процессах и операциях, определять правила и зоны ответственности, использовать информационные и коммуникационные технологии.

Таким образом, потенциал цепи «поставщик – заказчик» можно реализовать только силами всех его звеньев с помощью инновационных, информационных и коммуникационных систем, которые обеспечивают информационную прозрачность.


Библиографический список
  1. Гуренков И.С., Сярдова О.М. Логистические затраты в цепи поставок промышленных предприятий // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 68-70.
  2. Кузнецов В.Н., Сярдова О.М. Управление заказами в цепи поставок предприятий автомобильной промышленности // Экономические науки в России и за рубежом. 2014. № XIV. С. 58-61.
  3. Фадеева А.В., Боргардт Е.А. Совершенствование логистических процессов на предприятиях автомобильной промышленности//Приволжский научный вестник. 2015. № 5-2 (45). С. 40-46.


Все статьи автора «Сярдова Оксана Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация