Проблема возрастных кризисов выступал предметом исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей. В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина отмечается, что поведение детей в период кризиса трех лет, как и других кризисов детского возраста, характеризуется трудновоспитуемостью, проявлениями со стороны детей упрямства, негативизма и других поведенческих особенностей [1,2,4].
Сущностью кризиса трех лет является разрушение и пересмотр старой системы социальных отношений, в результате данного кризиса происходит выделение ребенком своего «Я». Ребенок стремится отделиться от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения, в результате которых появляется феномен «Я сам».
Глубокий психологический анализ симптомов кризиса трех лет проведен в работе Т.В. Гуськовой. Автор выделила три группы симптомов в период кризиса, каждая из которых имеет характерные особенности и отражает динамику течения кризиса.
В первую группу входят симптомы, которые отражают самостоятельную деятельность ребенка, ее достижение, и ее оценка. Две следующие группы симптомов отражают взаимоотношения со взрослыми, но в разных аспектах. Вторая группа отражает вектор воображения. Третья группа симптомов – вектор оценки [3].
Данные симптомы также позволяют определить фазу течения кризиса трех лет. Именно поэтому такое важное значение приобретает анализ симптоматики, поскольку в результате можно оценить не только текущее состояние кризиса, то есть в какой фазе сейчас протекает кризис у ребенка, но и подобрать правильные методы и приемы оказания ребенку помощи. В каждую фазу кризиса проявляются определенные группы симптомов.
Т.В. Гуськова говорит о том, что одной из важнейших особенностей кризиса трех лет, которая проявляется у большинства детей и присуща последующим переходным периодам – обесценивание, когда ребенком происходит обесценивание того, что раньше было для него значимо и дорого. Например, ребенок может сломать любимую игрушку [3].
Авто отмечает, что весь обозначенный комплекс симптомов и проявлений кризиса трех лет свидетельствует о том, что у ребенка происходит серьезные изменения отношений к самому себе и к окружающим его людям. Происходит психологическое отделение от близких взрослых.
Опираясь на позицию Т.В. Гуськовой, мы определили критерии и методики исследования [3]. В качестве критериев оценки выступали две группы симптомов кризиса: симптомы, группирующиеся на полюсе «реальное»; симптомы, группирующиеся на полюсе «воображаемое».
Методиками диагностики выступали:
- Карта оценки проявления симптомов кризиса 3 лет (Т.В. Гуськовой).
- Анкетирование родителей (Т.В. Гуськова).
В исследовании приняли участие дети в возрасте от 2 до 3 лет в количестве 20 человек и их родители в количестве 20 человек.
Как показали результаты оценки, среди симптомов первой группы, на первом месте по встречаемости находится симптом негативизма (50), за ним следует стремление к самостоятельности (48), настойчивость в деятельности (47), острая аффективная реакция на критику (42) игра с воображаемым объектом (38), острое переживание успеха в деятельности (34).
Ярко выраженные проявления негативизма у детей проявлялись в том, что они активно сопротивлялись тому, что исходит от взрослого, стремились настаивать на своем, даже если их требование было абсурдно и несло ущерб им самим.
В целом по первой группе симптомов мы можем сделать вывод о том, что многие дети в период от двух до трех лет, принимавшие участие в исследовании активно стремятся к самостоятельности. Это проявляется во взаимоотношениях со взрослыми и в деятельности. Они активно отталкивают взрослого, отказываются от его помощи, от его комментариев, бурно реагируют на успехи, готовы более продолжительное время заниматься какой-то деятельностью, даже сталкиваясь с трудностями.
Выраженный негативизм свидетельствует о том, что у детей достаточно остро выражена реакция неприятия взрослого на фоне отделения себя от него и формирования чувства собственного «Я». В тоже время, необходимо учитывать, что данный симптом имеет своеобразие проявления. В предкритической фазе с помощью негативизма ребенок стремится преодолеть присущую ему весь ранний возраст тенденцию следовать образцу взрослого и ввести в реальное взаимодействие с ним замысел, идущий от себя (самостоятельный замысел). Однако это на первых порах сложно для ребенка. Ему для этого нужна какая-то опора. Такой опорой служит замысел-предложение взрослого, отталкиваясь от которого ребенок вырабатывает свой собственный. Другими словами, в интеллектуальном плане негативизм – отрицание образца, конструирование собственного замысла как негатива образца взрослого, как своеобразного антиобразца. Таким образом негативизм у ребенка может быть понят как переходная форма в становлении новых – опосредствованных собственным замыслом деятельности – отношений со взрослым.
По второй группе наиболее выражен симптом корыстного фантазирования (50), за ним следует острая потребность в оценке взрослого (49), демонстративное выражение чувства (47), упреждение реакции взрослого на свои действия (44), сопереживание настроению близких взрослых (39), своеволие (36), избегание наказания с помощью вымысла (28).
Многим детям не хватает адекватного эмоционального реагирования со стороны взрослых, на фоне этого у них проявляется активное стремление получать оценку взрослого, демонстративно выражать свои чувства, избегать наказаний с помощью вымысла, прибегать к корыстному фантазированию.
Выраженность симптомов данной группы является свидетельством неконструктивного поведения окружающих детей и взрослых, в том числе родителей и педагогов, которое приводит к усилению проявлений симптомов данной группы.
Симптомы третьей группы имеют следующее распределение по частоте встречаемости: бескорыстное фантазирование (21), острое переживание неуспеха в деятельности (17), фантастическая мотивировка отказа взрослому (17), злопамятность (15), хвастовство несуществующими достижениями (14), зависимость от собственных фантазий (10), намеренная амбивалентность поведения (10), внеситуативное отношение к малознакомым взрослым (9), согласование намерений с интересами окружающих (8), хитрость и изворотливость (4).
Те дети, у которых мы выявили проявление симптомов второй и третьей группы в свое поведении часто проявляли конфликтные формы. Это может являться следствием того, что в общении со взрослыми у детей не создается «зона ближайшего развития», вероятнее всего происходит ограничение самостоятельности, подавление потребностей ребенка в проявлении собственных желаний. Тем самым невольно взрослые тормозят развитие ребенка, обедняют его деловые контакты, препятствуют формированию у него важных средств общения.
В общей картине кризиса наиболее выраженными являются симптомы, отражающие внешнее протестное поведение, которое характеризуется стремлением к самостоятельности, негативизм, острыми аффективными реакциями на критику, настойчивостью в деятельности, предвидением конечного результата в деятельности. Они соответствуют предкритической фазе.
Преобладание симптомов предкритической фазы сочетается с появлением симптомов критической фазы, а у детей с симптомами критической фазы присутствуют отдельные симптомы посткритической фазы, что свидетельсвует о том, что симптомы следующей фазы начинают появляться во время фазы текущей. У большинства детей мы установили выраженность симптомов предкритической фазы, что указывает на то, что они находятся в самом начале кризиса.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что дети в период кризиса трех лет нуждаются в педагогической поддержке, поскольку самостоятельно преодолеть противоречивые проявления не могут, а конструктивную поддержку от родителей получают не всегда. Это является основанием для разработки программы педагогической поддержки детей в период кризиса.
Библиографический список
- Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. Московский социально-психологический институт, Воронеж : НПО «Модэк», 2011. 352 с.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. : Союз, 2007. 224 с.
- Гуськова Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет : автореферат дисс. кан. псих. наук. М. 1988. 21 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика 2009. С. 60-77.
Количество просмотров публикации: Please wait