ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ У ДЕТЕЙ

Чегаева Евгения Алексеевна
Иркутский Государственный Университет
студентка 4 курса

Аннотация
В статье рассматривается проблема изучения кризиса 3 лет у детей. На данный момент в практике работы с детьми данного возраста проявления кризиса практически не анализируются, что, на наш взгляд, препятствует организации полноценной работы с детьми и оказании им педагогической и психологической поддержки.

Ключевые слова: возрастной кризис, кризис 3 лет, критерии изучения симптомов кризиса, симптомы кризиса, фазы кризиса


THE STUDY OF THE MANIFESTATIONS OF THE CRISIS OF THREE YEARS IN CHILDREN

Chagaeva Evgeniya Alekseevna
Irkutsk State University
4th year student

Abstract
In the article the problem of studying the crisis 3 years in children. At this point in the practice of working with children of this age manifestations of the crisis are not analyzed that, in our opinion, prevents the organization of work of children and provide them with pedagogical and psychological support.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чегаева Е.А. Изучение проявлений кризиса трех лет у детей // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/67549 (дата обращения: 16.03.2024).

Проблема возрастных кризисов выступал предметом исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей. В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина отмечается, что поведение детей в период кризиса трех лет, как и других кризисов детского возраста, характеризуется трудновоспитуемостью, проявлениями со стороны детей упрямства, негативизма и других поведенческих особенностей [1,2,4].

Сущностью кризиса трех лет является разрушение и пересмотр старой системы социальных отношений, в результате данного кризиса происходит выделение ребенком своего «Я». Ребенок стремится отделиться от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения, в результате которых появляется феномен «Я сам».

Глубокий психологический анализ симптомов кризиса трех лет проведен в работе Т.В. Гуськовой. Автор выделила три группы симптомов в период кризиса, каждая из которых имеет характерные особенности и отражает динамику течения кризиса.

В  первую группу входят симптомы, которые отражают самостоятельную деятельность ребенка, ее достижение, и ее оценка. Две следующие группы симптомов отражают взаимоотношения со взрослыми, но в разных аспектах. Вторая группа отражает вектор воображения. Третья группа симптомов – вектор оценки [3].

Данные симптомы также позволяют определить фазу течения кризиса трех лет. Именно поэтому такое важное значение приобретает анализ симптоматики, поскольку в результате можно оценить не только текущее состояние кризиса, то есть в какой фазе сейчас протекает кризис у ребенка, но и подобрать правильные методы и приемы оказания ребенку помощи. В каждую фазу кризиса проявляются определенные группы симптомов.

Т.В. Гуськова говорит о том, что одной из важнейших особенностей кризиса трех лет, которая проявляется у большинства детей и присуща последующим переходным периодам – обесценивание, когда ребенком происходит обесценивание того, что раньше было для него значимо и дорого. Например, ребенок может сломать любимую игрушку [3].

Авто отмечает, что весь обозначенный комплекс симптомов и проявлений кризиса трех лет свидетельствует о том, что у ребенка происходит серьезные изменения отношений к самому себе и к окружающим его людям. Происходит психологическое отделение от близких взрослых.

Опираясь на позицию Т.В. Гуськовой, мы определили критерии и методики исследования [3]. В качестве критериев оценки выступали две группы симптомов кризиса: симптомы, группирующиеся на полюсе «реальное»; симптомы, группирующиеся на полюсе «воображаемое».

Методиками диагностики выступали:

  1. Карта оценки проявления симптомов кризиса 3 лет (Т.В. Гуськовой).
  2. Анкетирование родителей (Т.В. Гуськова).

В исследовании приняли участие дети в возрасте от 2 до 3 лет в количестве 20 человек и их родители в количестве 20 человек.

Как показали результаты оценки, среди симптомов первой группы, на первом месте по встречаемости находится симптом негативизма (50), за ним следует стремление к самостоятельности (48), настойчивость в деятельности (47), острая аффективная реакция на критику (42) игра с воображаемым объектом (38), острое переживание успеха в деятельности (34).

Ярко выраженные проявления негативизма у детей проявлялись в том, что они активно сопротивлялись тому, что исходит от взрослого, стремились настаивать на своем, даже если их требование  было абсурдно и несло ущерб им самим.

В целом по первой группе симптомов мы можем сделать вывод о том, что многие дети в период от двух до трех лет, принимавшие участие в исследовании активно стремятся к самостоятельности. Это проявляется во взаимоотношениях со взрослыми и в деятельности. Они активно отталкивают взрослого, отказываются от его помощи, от его комментариев, бурно реагируют на успехи, готовы более продолжительное время заниматься какой-то деятельностью, даже сталкиваясь с трудностями.

Выраженный негативизм свидетельствует о том, что у детей достаточно остро выражена реакция неприятия взрослого на фоне отделения себя от него и формирования чувства собственного «Я». В тоже время, необходимо учитывать, что данный симптом имеет своеобразие проявления. В предкритической фазе с помощью негативизма ребенок стремится преодолеть присущую ему весь ранний возраст тенденцию следовать образцу взрослого и ввести в реальное взаимодействие с ним замысел, идущий от себя (самостоятельный замысел). Однако это на первых порах сложно для ребенка. Ему для этого нужна какая-то опора. Такой опорой служит замысел-предложение взрослого, отталкиваясь от которого ребенок вырабатывает свой собственный. Другими словами, в интеллектуальном плане негативизм – отрицание образца, конструирование собственного замысла как негатива образца взрослого, как своеобразного антиобразца. Таким образом негативизм у ребенка может быть понят как переходная форма в становлении новых – опосредствованных собственным замыслом деятельности – отношений со взрослым.

По второй группе наиболее выражен симптом  корыстного фантазирования (50), за ним следует острая потребность в оценке взрослого (49), демонстративное выражение чувства (47), упреждение реакции взрослого на свои действия (44), сопереживание настроению близких взрослых (39), своеволие (36), избегание наказания с помощью вымысла (28).

Многим детям не хватает адекватного эмоционального реагирования со стороны взрослых, на фоне этого у них проявляется активное стремление получать оценку взрослого, демонстративно выражать свои чувства, избегать наказаний с помощью вымысла, прибегать к корыстному фантазированию.

Выраженность симптомов данной группы является свидетельством неконструктивного поведения окружающих детей и взрослых, в том числе родителей и педагогов, которое приводит к усилению проявлений симптомов данной группы.

Симптомы третьей группы имеют следующее распределение по частоте встречаемости: бескорыстное фантазирование (21), острое переживание неуспеха в деятельности (17), фантастическая мотивировка отказа взрослому (17), злопамятность (15), хвастовство несуществующими достижениями (14), зависимость от собственных фантазий (10), намеренная амбивалентность поведения (10), внеситуативное отношение к малознакомым взрослым (9), согласование намерений с интересами окружающих (8), хитрость и изворотливость (4).

Те дети, у которых мы выявили проявление симптомов второй и третьей группы в свое поведении часто проявляли конфликтные формы. Это может являться следствием того, что в общении со взрослыми у детей не создается «зона ближайшего развития», вероятнее всего происходит ограничение самостоятельности, подавление потребностей ребенка в проявлении собственных желаний. Тем самым невольно взрослые тормозят развитие ребенка, обедняют его деловые контакты, препятствуют формированию у него важных средств общения.

В общей картине кризиса наиболее выраженными являются симптомы, отражающие внешнее протестное поведение, которое характеризуется стремлением к самостоятельности, негативизм, острыми аффективными реакциями на критику, настойчивостью в деятельности, предвидением конечного результата в деятельности. Они соответствуют предкритической фазе.

Преобладание симптомов предкритической фазы сочетается с появлением симптомов критической фазы, а у детей с симптомами критической фазы присутствуют отдельные симптомы посткритической фазы, что свидетельсвует о том, что симптомы следующей фазы начинают появляться во время фазы текущей. У большинства детей мы установили выраженность симптомов предкритической фазы, что указывает на то, что они находятся в самом начале кризиса.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что дети в период кризиса трех лет нуждаются в педагогической поддержке, поскольку самостоятельно преодолеть противоречивые проявления не могут, а конструктивную поддержку от родителей получают не всегда. Это является основанием для разработки программы педагогической поддержки детей в период кризиса.


Библиографический список
  1. Божович Л. И.  Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. Московский социально-психологический институт, Воронеж : НПО «Модэк», 2011.  352 с.
  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. : Союз, 2007.  224 с.
  3. Гуськова Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет : автореферат дисс. кан. псих. наук.  М. 1988. 21 с.
  4. Эльконин Д.  Б. Избранные психологические труды.  М. : Педагогика 2009.  С. 60-77.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чегаева Евгения Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация