УДК 349.6

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СПЕЦИФИКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рубанова Наталья Анатольевна1, Жусупов Аскар Ракимжанович2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, кандидат юридических наук, доцент кафедры права и культурологии
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студент группы ФЭУПОб-13-1

Аннотация
Предметом исследования данной статьи являются вопросы совершенствования экологического контроля и управления в Российской Федерации. Проводится анализ законодательства регулирующего государственное и региональное экологическое развитие, видов и уровней экологического контроля. Статья раскрывает особенности регионального экологического развития Челябинской области, обосновывает необходимость мер стимулирования хозяйствующих субъектов с целью обновления парков оборудования и внедрения наилучших доступных технологий. Основное внимание в работе акцентируется на создании условий для реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду через меры экологического контроля и создание в данной области отношений системы упреждающего контроля.

Ключевые слова: государственное и региональное экологическое развитие, меры стимулирования, наилучшие доступные технологии, экологический контроль


ENVIRONMENTAL CONTROL IN SYSTEM OF MEASURES FOR REALIZATION OF THE STATE AND REGIONAL POLICY IN THE SPHERE OF ECOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: SPECIFICS OF CHELYABINSK REGION

Rubanova Natal'ya Anatol'evna1, Zhusupov Askar Rakimzhanovich2
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, candidate of legal Sciences, associate Professor of law, and cultural studies
2Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, student group FAUPOb-13-1

Abstract
The subject of study of this paper are the issues of improving environmental control and management in the Russian Federation. The analysis of the legislation regulating state and regional ecological development, types and levels of environmental control. The article reveals the peculiarities of regional environmental development of the Chelyabinsk region, justifies the need for measures to stimulate economic entities to update the fleet of equipment and implement the best available technologies. The main focus of the work focused on creating conditions for realization of constitutional right to a healthy environment through environmental control measures and creation in the field of relationship systems with proactive monitoring.

Keywords: : environmental control, best available technologies, incentives, state and regional ecological development


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рубанова Н.А., Жусупов А.Р. Экологический контроль в системе мер по реализации государственной и региональной политики в сфере экологического развития Российской Федерации: специфика Челябинской области // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/67105 (дата обращения: 03.06.2017).

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Для эффективной реализации данного конституционного права в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и формирование федеральных программ в области экологического развития. На Правительство Российской Федерации возложена обязанность обеспечения проведения в России единой государственной политики в области экологии [1, ст.42, ст.71, ст. 114].

Каждый год экология не только в России, но и в мире в целом ухудшается.  В «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом РФ 30.04.2012г., экологическая ситуация в стране характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями экономической деятельности в прошлом. По аналитическим данным на 2012 год, которые были взяты за основу в подготовке государственной политики, можно увидеть, что в 40 субъектах РФ более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха; объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким; сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель; количество отходов, которые не используются как вторичные ресурсы, а направляются на размещение, возрастает. Исходя из данной информации была поставлена стратегическая цель государственной политики в области экологического развития – «решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» [2].

Для достижения стратегической цели необходимо обеспечить решение задач, среди которых: формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды; обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий; совершенствование системы государственного экологического мониторинга и контроля; формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;  обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности [3].

В частности, предусматривается раз­витие экономического регулирования и ры­ночных инструментов охраны окружающей среды. Такое регулирование включает стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствую­щих территорий; поддержку технологической модернизации, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую сре­ду.

Государственная политика в области экологического развития включает в себя и региональную политику в данной области. Это нашло свое отражение в Указе Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», которым были обозначены основные направления региональной политики. Для обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды ориентиры были взяты на экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности; рациональное использование природных ресурсов; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования [4]. На примере металлургических предприятий Челябинской области можно рассмотреть практический результат внедрения государственной экологической политики.

Экономика Челябинской области со времен СССР и по сей день напрямую зависит от «черной» металлургии». Челябинская область является одной из самых развитых регионов страны в этой отрасли, так как в ней активно функционируют «мегазаводы и мегакомбинаты» по добыче и переработке черных металлов. Такая широкомасштабная промышленность влечет за собой неблагоприятные экологические проблемы. В современный период времени предприятия вынуждены обновлять свои парки оборудования для соответствия установленным требованиям законодательства, внедрять наилучшие доступные технологии (НДТ) в пользу благоприятной экологической обстановки.

На данный момент основу тяжелой металлургии не только Челябинской области, но и страны в целом, составляют уникальные промышленные предприятия, имеющие высокий рейтинг и положение в мире. Челябинская область может гордиться современными технологиями предприятий о которых пойдет речь дальше.

Одним из самых крупнейших предприятий черной металлургии в Челябинской области и в России является Магнитогорский Металлургический Комбинат (ММК). На внутреннем рынке страны он реализует порядка 20% общего объема металлопродукции. На предприятии производится полный производственный цикл на котором изначально подготавливается железнорудное сырье, в последствии заканчивая интенсивной переработкой черного металла. ММК на сегодняшний день выпускает огромное количество разной металлопродукции почти не имеющей равных конкурентов в стране и среди стран СНГ, о качестве и востребованности говорит тот факт, что 50% продукции идет на экспорт в разные страны.

Образование и дальнейшее становление Магнитогорского металлургического комбината неразрывно связано с общими тенденциями развития всей страны и представляет собой удивительное явление отечественной истории. За последние пять лет затраты ММК на капитальное строительство природоохранных объектов составили боле 6,9 млрд. рублей (в том числе в 2014 году — более 1,5 млрд. рублей). Основные затраты были связаны со строительством природоохранных объектов аглоцеха, доменного цеха, комплекса ЛПЦ-9, ЛПЦ-11, ЛПЦ-4.

Защита атмосферного воздуха остается приоритетным направлением природоохранной деятельности ММК. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу ММК за последние 5 лет сократились на 1,8 тыс. тонн и составили в 2014 году 219,1 тыс. тонн в год, при этом удельные выбросы сократились на 12% и составили в 2014 году 18,8 кг/тонны металлопродукции.

Начиная с 2004 года в АО «ММК» внедрена и успешно функционирует система экологического менеджмента, сертифицированная на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001. На предприятии реализовано уже два цикла экологической политики и в 2016 году пошел третий виток в ее реализации. Деятельность ММК в области охраны окружающей среды получила общественное признание. По итогам 2014 года ММК присуждена почетная медаль и вручен диплом лауреата конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент», также ММК стал лауреатом национальной экологической премии «ERAECO 2014» за разработку и внедрение технологий, направленных на повышение экологической безопасности производственных процессов[5].

Челябинский металлургический комбинат (ЧМК). ЧМК является одним из самых крупных и значимых металлургических предприятий на Южном Урале, выпускает самую качественную сталь и ее сплавы в мире, имеет огромный спектр разработки и производства различных видов стали, которые недавно были внедрены в обращение. Предприятие соответствует технологическим и информационным тенденциями. ЧИК имеет огромный объем мощности и состав оборудования, благодаря чему выпускается широкий марочно-профильный сортамент. Данная продукция особенно востребована в наукоемких субъекта экономики, которые имеют особый спрос на качество стали и сплавов.

За последние три года общие выбросы Челябинского металлургического комбината, входящего в компанию «Мечел», сокращены на 30 процентов. Объем инвестиций в экологию – пять миллиардов рублей. Для достижения целей в области охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки города Челябинска на Челябинском металлургическом комбинате утверждена и реализуется долгосрочная экологическая программа. В первом полугодии 2015 года Челябинский металлургический комбинат направил более 35 млн рублей на экологические мероприятия по защите атмосферного воздуха и водных объектов. В результате ЧМК провел ремонты природоохранных систем по всему производственному циклу комбината. В ходе работ были заменены фильтры, обновлено оборудование по улавливанию дымовых газов, пыли и других примесей, проведена плановая наладка газоотводящих трактов и газоочисток [6].

Один из крупнейших в России трубопрокатных заводов – Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ), который имеет общую долю на рынке занимающую около 20% всей продукции. В компании трудится примерно 35 000 человек, а доход предприятии давно превысил $2 млрд. При этом завод недавно вошел в топ-10 крупнейших трубопрокатных фирм мира. Группа ЧТПЗ объединяет предприятия и компании черной металлургии: АО «Челябинский трубопрокатный завод», АО «Первоуральский новотрубный завод», металлоторговое подразделение АО Торговый дом «Уралтрубосталь», компанию по заготовке и переработке металлолома ООО «МЕТА», нефтесервисный дивизион, представленный компанией «Римера».

Целевая программа ЧТПЗ основана на комплексном удовлетворении потребителя в лице крупнейших промышленных компаний мира, берущая начало с решения вопроса о транспортировке необходимого энергоресурса внутри страны и в зарубежные страны (экспорт). Обладая достаточным количеством мощностей по производству сварных и бесшовных труб широкого сортамента, развитой системой складов, ЧТПЗ позиционирует себя как эффективного универсального игрока на трубном рынке России и стран СНГ, специализирующегося на изготовлении трубной продукции для всех основных секторов экономики.

Реализация комплексной программы защиты окружающей среды, которая осуществляется в соответствии с международными требованиями, – это часть бизнес-стратегии компании. Стремление к высоким стандартам качества на ЧТПЗ всегда сочеталось с работой по улучшению экологической обстановки в зоне влияния предприятия. Ежегодно руководство ЧТПЗ выделяет более 140 млн рублей на содержание экологических объектов, исследования и проектные работы, направленные на минимизацию воздействия предприятия на окружающую среду [7].

Крупнейший комплекс по производству ферросплава в стране – Челябинский электрометаллургический комбинат, который имеет возможность обеспечить полностью отечественную металлургию.

Сортамент производимого продукта составляет около 120 компонентов ферросплавов и лигатур, также производится порядка сорока наименований электродного производства. Продукция цехов и участков по переработке отходов основного производства находит широкое применение в лакокрасочной и резинотехнической промышленности, в дорожном, промышленном и жилищном строительстве, в сельском хозяйстве. Важнейшим направлением деятельности АО «ЧЭМК» является снижение негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду и здоровье человека.

На комбинате существует комплексная система управления охраной окружающей среды, которая позволяет вести планирование, разработку и внедрение природоохранных мероприятий; контролировать эффективность работы очистных сооружений. Контрольные функции осуществляются централизованной службой экологического надзора. ЧЭМК – одно из немногих крупных предприятий, где путем создания замкнутого цикла промышленного водоснабжения с многостадийной очисткой воды, решена проблема сбросов производственных стоков в городскую реку[8].

Несмотря на всю пользу, которую приносят в экономику России металлургические предприятия Челябинской области, они также вносят огромнейший вклад в усугубление экологической ситуации в области. Каждый год в Челябинской области в атмосферу и гидросферу выбрасывается порядка 100 млн. тонн мусора и с геометрической прогрессией объемы растут. На данных предприятиях активно устанавливаются фильтрационные сооружения, но их недостаточно в виду большой концентрации в рамках одной области.

Безусловно задача экологии заключается в том, чтобы не мешать экономике, а обеспечить ее здоровое развитие. Поэтому необходимо осуществлять процесс развития предприятий с учетом экологических требований. Для того, чтобы повысить заинтересованность предприятий в уменьшении сбросов и выбросов вредных веществ, в переработке своих отходов, опираясь на существующую законодательную базу, исполнительная власть должна помогать внедрению НДТ на предприятиях, активизировать применение льгот для предприятий, осуществляющих вторичную переработку своих отходов или применяющих в своей деятельности материалы и технологии, уменьшающие негативное воздействие на экологию. В то же время необходимо корректировать и контролировать действия как самих предприятий, так и государственных органов в данном направлении. И стадия контроль играет решающую роль в достижении поставленных задач в области экологии и охраны окружающей среды. В частности, можно говорить, что «в административной процедуре лицензирования <…> стадия контроля и надзора является обязательной, так как позволяет обеспечить законность при проведении административной процедуры» [9, с.71].

Законодатель под экологическим контролем понимает – контроль в области охраны окружающей среды как систему мер, направленную: на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; на обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды [10, ст.1]. Экологический контроль имеет большое видовое разнообразие: государственный, отраслевой, муниципальный, производственный, общественный, охватывая федеральный, региональный, местный и локальный уровни. Создание в данной области системы упреждающего контроля (надзора) позволит «своевременно выявлять нарушения и оперативно принимать действенные правовые меры по устранению нарушений и восстановлению нарушенных прав граждан», в том числе и в области экологии [11, С.165].


Библиографический список
  1. Конституция (основной закон) Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 10.03.2016).
  3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012)  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.03.2016).
  4. Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1996.  – №23. – Ст. 2756.
  5. Сайт Российского информационного агентства «URA.RU» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ura.ru/news/1052210829. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.03.2016).
  6. Сайт Агентства новостей «Доступ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dostup1.ru/economics/ChMK-napravil-bolee-35-mln-na-ekologicheskie-meropriyatiya-v-I-polugodii-2015-goda_78388.html. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.03.2016).
  7. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/news/companynews/detail.php?ID=19254. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.03.2016).
  8. Официальный сайт Челябинского Электрометаллургического комбината [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chemk.ru/about/ecology. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.03.2016).
  9. Гречкина О.В., Рубанова Н.А. Лицензирование образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования: теоретико-правовое исследование: монография. – Москва: Изд-во «Юрлитинформ», 2014. – 176 с.
  10. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133.
  11. Рубанова Н.А. О соотношении понятий контроля и надзора за процедурой лицензирования образовательной деятельности. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 7-1. – С. 161-165.


Все статьи автора «Жусупов Аскар Ракимжанович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: