ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Фазылджанова Адиба Собировна
Ташкентский педиатрический медицинский институт
ассистент кафедры Фармакологии и физиологии

Аннотация
В современном мире все острее становится проблема воспитания подрастающего поколения. Для гармоничного развития личности, как утверждает автор, необходимо максимально занять молодого человека полезной деятельностью, развить его способности и таланты. Этому способствует дополнительное образование.

Ключевые слова: дополнительное образование, компетенции, молодежь, образование


EDUCATION AS A FACTOR SELF-DEVELOPMENT AND SELF-IMPROVEMENT YOUNG GENERATION

Fazylzjanova Adiba Sobirovna
Tashkent Pediatric Medical Institute
Assistant of the Department of Pharmacology and Physiology

Abstract
In today's world more acute becomes the problem of educating the younger generation. For the harmonious development of personality, the author argues, it should be possible to take a young person useful activities, to develop his abilities and talents. This contributes to further education.

Keywords: additional education, competencies, education, youth


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фазылджанова А.С. Дополнительное образование как фактор саморазвития и самосовершенствования молодого поколения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/67022 (дата обращения: 10.04.2024).

Сегодня все развитые страны перешли на концепцию непрерывного образования, в том числе и Узбекистан. У нас также перешли на трехступенчатый цикл высшего образования, который существует в странах, принявших резолюции Болонского процесса – это бакалавр, магистр, доктор.

Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три “слоя” ценностей. Это ценности образования:как ценности государственной; как ценности общественной; как  ценности личностной. Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план.
В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования.Подрастающее поколение сегодня должно иметь множество компетенций, среди которых:

1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

2. Компетенции жизни в многокультурном обществе, связанные с пониманием различий между расами, этносами и культурами, способностью уважать друг друга, жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением. Владение несколькими языками, важными для работы и общественной жизни.

4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой средствами массовой информации рекламе.

5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. [3, 2].

В этой связи именно дополнительное образование является одной из тех сущностных основ, которая позволяет формировать универсальные знания, самостоятельность мышления и деятельности, то есть ключевые компетенции., сформулированные в 1996 году в Берне на Международном симпозиуме «Среднее образование для Европы»[4]. Дополнительное образование как одна из наиболее значимых основ обеспечения формирования ключевых компетенций человека.Ряд компетенций необходимо формировать в течение всей жизни человека. К ним относятся следующие компетенции: личностные, коммуникативные, информационные.

Содержание дополнительного образования включает области технического творчества, художественного творчества, спорта, физической культуры, эколого-биологического, туристско-краеведческого направления, музыкальной культуры и других областей, а также и все базовое образование, на котором строится дополнительное образование. Еще очень важно подчеркнуть мысль о том, что в ряде случаев содержание базового образования может становиться дополнительным. Так, психолого-педагогическое образование в педагогическом вузе или языковое в институте иностранных языков является основным, базовым. В техническом же вузе, инженер получая техническую специальность может выбрать специализацию технического перевода или педагога той или иной специальной дисциплины. Тогда названные специализации и знания, полученные по ним, являются дополнительными.Формы и средства дополнительного образования, по сравнению с основным, также многообразны. Это разнообразные клубы, мастерские, школы, центры, секции, студии, дворцы и дома творчества, дворцы культуры, лагеря, академии и институты повышения квалификации и другие. Еще более разнообразны средства дополнительного образования. Это огромное количество техничес­ких средств обучения, дополнительных образовательных программ типовых и авторских, материальных объектов и предметов духовной культуры и другие.[4]

В Узбекистане сегодня большое значение придается работе с молодежью- вовлечению ее в общественную жизнь, поощрению здорового образа жизни и занятиями спортом. Ежегодно на всех уровнях, начиная со школы, колледжа или вуза, проводятся конкурсы и олимпиады, универсиады, фестивали. Молодые люди могут проявить свои способности и таланты и в творческой самодеятельности, и в инновационной деятельности. Так, на протяжении последних лет проводится Республиканская ярмарка инновационной деятельности молодежи, в которой участвуют  бизнесмены и представители науки и промышленности. Здесь же разработчики могут найти спонсоров, которые воплотят их проект в практику. Таким образом, сотни молодых людей смогли создать свои,пусть не такие масштабные, но индивидуальные бизнес-проекты, например, учебные центры по обучению языков, основ программирования, моделирования и т.д., сайты по обучению английского или немецкого языков для разных возрастных групп, начиная с дошкольников ивключая студентов вузов. Много интересных проектов создано в области сельского хозяйства: различные удобные приспособления для сельского оборудования, выпускники сельхозвуза и отраслевых колледжей смогли получить кредиты и создать свои фермерские хозяйства. Особенно динамично Узбекистан развивается в области спорта. В 2015 году наши спортсмены завоевали более 800 наград международного уровня. Этому способствовала последовательная политика государства: спортивные состязания проводятся на всех уровнях – между школами, колледжами, вузами, районами, областями, и завершаются республиканским этапом. Без надлежащей материально-технической базы, вряд ли могли бы проводиться такие мероприятия –тысячи учебных заведений провели капитальный ремонт и реконструкцию основных помещений и спортивных залов.

Сегодня задача образования состоит в том, чтобы воспитать гармонично развитую личность, способную активно участвовать в современном мире. Формирование общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативныхкомпетенций у подрастающего поколения  подготовит их самостоятельной жизни, научит правильно ориентироваться в информационном потоке, сосуществовать с представителями различных культур и религий, не терять свою идентичность,реализуя при этом  непрерывные потребности человека в саморазвитии, самосовершенствовании, и самовоспитании.


Библиографический список
  1. Андрейченко А.Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития учреждений дополнительного образования. Автореф. дис….канд.пед.наук. – Казань, 1996.
  2. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания/Под общ. ред. И.А. Зимней. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – 85 с.
  3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. –М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
  4. МорозоваН.А. Дополнительное образование как одна из наиболее значимых основ обеспечения формирования ключевых компетенций человека. М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Акрамова Лола Юнусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация