ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Шутова Наталья Вадимовна1, Ходыкина Ольга Александровна2, Шутова Влада Вадимовна3
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, доктор психологических наук, профессор,профессор кафедры классической и практической психологии
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, аспирант кафедры классической и практической психологии
3Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики

Аннотация
В данной статье представлен этимологический анализ понятия эмпатия, а также анализируются психологические подходы к изучению эмпатии как духовно-нравственному качеству личности. Представлен анализ экспериментальных материалов, показывающий особенности развития способностей к эмпатии у студентов.

Ключевые слова: духовно-нравственное качество личности, общение, экспериментальное исследование, эмпатические способности студентов, эмпатия


THEORETICAL AND EXPERIMENTAL STUDY OF DEVELOPMENT OF EMPATHIC ABILITIES AMONG MODERN STUDENTS

Shutova Natalya Vadimovna1, Khodykina Olga Aleksandrovna2, Shutova Vlada Vadimovna3
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin, Ph.D. in Psychology, Professor, Professor of Department of Classical and Practical Psychology
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin, postgraduate student of Department of Classical and Practical Psychology
3Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin, senior lecturer of Department of Theory and Practice of Foreign Languages and Linguodidactics

Abstract
This article presents etymological analysis of the concept empathy and psychological approaches to the study of empathy as a spiritual and moral quality of a personality. The analysis of experimental data shows the features of development of empathic abilities among students.

Keywords: communication, empathic abilities of students, empathy, experimental study, spiritual and moral quality of a personality


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шутова Н.В., Ходыкина О.А., Шутова В.В. Теоретико-экспериментальное исследование развития эмпатических способностей у современных студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66958 (дата обращения: 14.03.2024).

Изменения в современном образовании потребовали переосмысления подходов к учебно-воспитательному процессу, где лидирующее место занимает не только подготовка высококвалифицированных специалистов, но и  воспитание  личности, которая способна к принятию себя и других, доверительному и открытому общению, эмпатическому пониманию окружающих людей.

На этапе профессионального становления  у обучающихся при благоприятном стечении психологических факторов происходит прорыв в развитии личности, имеются все возможности для формирования нравственных качеств. На наш взгляд, одним из профессионально значимых качеств, необходимых для успешного личностного взаимодействия, построенных на гуманистической основе, является  эмпатия. Способность к эмпатии – это важнейшее профессиональное качество специалистов, которые непосредственно работают с людьми.

Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, вчувствование-проникновение в чувства окружающих [1, с. 452].

Термин эмпатия стал использоваться в научной литературе в середине XX в.  Психологи, изучающие эмпатию,  понимают  ее как умение понять и облегчить переживания окружающих  (Л. Мерфи), как  отзыв на страдания собеседника (K. Хэнер  и Э. Стотлэнд), как понимание внутреннего мира личности без переживаний, как мыслительный процесс (В.Ю. Завьялов, В.М. Банщиков), как осознание  эмоций личности, соучастие в ее переживаниях (Т. Шибутани). Р. Даймонд и Д. Бронфенбреннер показали взаимосвязь эмпатии с эмоциональными проявлениями индивида. Согласно мнению этих ученых,  эмпатия является умением индивида определять чувства окружающих.

Современная отечественная психология рассматривает  эмпатиию по нескольким направлениям: рассмотрение качественной основы эмпатии (М.М. Мука, А.Б. Орлов); изучение процессуального характера эмпатии (С.Б. Борисенко, В.С. Агеев, А.Г. Ковалев); исследование взаимосвязи структурных черт эмпатии с психологическими особенностями личности и психическими процессами (О.В. Дашкевич, А.А. Бодалев).

В настоящее время существует достаточно исследований, где рассматриваются эмпатия и ее функции. Одной из основ для классификации функций эмпатии  в процесе общения можно считать  многокомпонентность ее структуры. А.П. Сопиков выделяет три типа эмпатии:

1) познавательная – при  преимуществе информативности;

2) эмоциональная – при  доминировании эмоциональности;

3) поведенческая – при преобладании волевого аспекта [2, с. 89-95].

Следовательно, эмпатия включает в себя эмоциональную, поведенческую и когнитивную стороны, а, значит,  существует три группы функций эмпатии.

В число эмоциональных функциий эмпатии входят: удовлетворение эмоциональных потребностей; регуляция процессов познания на каждом уровне общения; облегчение эмоционального отождествления; актуализация собственного эмоционального опыта; сопровождение эмоциональной социальной децентрации; развитие социальных эмоций.

В ряд поведенческих  функций  эмпатии входят: выражение суждений по поводу мыслей и чувств другого в формах взаимодействия, актуальных для его личного опыта; сопровождение помогающего поведения; регуляция  средств общения, используемых партнером, с помощью их оценки и обратной связи, приводящей к корректировке поведения; выборка адекватных поведенческих актов, способных вызвать партнера по общению на взаимную эмпатию; отбор форм обращения, которые бы меньше всего причиня­ем вред другому человеку.

Ряд когнитивных функций  эмпатии  состоит из: снижения лишней самоконцентрации; развития способности понять точку зрения другого; порождения суждений в отношении другого, его сиюминутных мыслей, чувств; построения предположений о направлении изменений в поведении другого; отражения установок и ориентации объекта эмпатии к окружающим; обеспечения опознания эмоциональных состояний других, их отношений, личностных характеристик по их выразительному поведению; ориентации в потенциальных и реальных эмоциональных состояниях другого; оценки перспективы дальнейших взаимоотношений.

Т.П. Гаврилова определяет две формы эмпатийных переживаний: сочувствие и сопереживание. Во время сочувствия видны альтруистические черты индивида, а во время сопереживания – эгоистические. По  мнению автора, сочувствие является более сложной формой эмпатии, а сопереживание – более простой [3, с. 147-157].

Наличие двух форм эмпатии (сопереживания и сочувствия) указывает на их разнообразные функции. Эмпатия в форме сопереживания имеет разнообразные функции в общении: удовлетворяет потребности в собственном благополучии;  уменьшает напряжение, дискомфорт, вызываемые пережива­ниями другого; усиливает уровень идентификации с другим; развивает эгоистические способы поведения и стратегии взаимодействия “за себя”.

В форме сочувствия эмпатия: удовлетворяет потребности в благополучии другого; актуализирует переживания неблагополучия другого безотносительно к собственному дискомфорту; повышает уровень понимания эмоционального фона другого; обусловливает взаимодействие под девизом “за другого” и выборку  альтруистических путей поведения [4, с. 36].

По мнению Л.П. Стрелковой, весь эмпатийный процесс имеет в наличии три составляющие: 1) сопереживание; 2) сочувствие; 3) внутреннее содействие. Идентификация, являющаяся эмоциональным ответом на чувства другого человека, является базой для сопереживания. Сочувствие подразумевает под собой когнитивное направление в ситуации, которая актуализирует различные виды содействия, изначально внутреннего, а потом  и внешнего при конкретных условиях [5, с. 22].

Еще одним критерием для определения функций эмпатии может быть структура общения. В психологических исследованиях об­ращаются к анализу роли эмпатии в перцептивной стороне общения. Уточняется, что эмпатия благоприятствует успешному познанию людьми друг друга и, конечно, их переживаний, чувств и эмоциональных состояний. Эмпатия снижет искажение восприятия другого, основанное на атрибутивных процессах, и способствует формированию более точного первого впечатления.

Функция эмпатии в области коммуникативной составляющей   взаимодействия проявляется в предоставлении уникального, основанного на вчувствовании, способа изучения, переработки и проверки точности информации. Причем эмпатия может оказывать влияние на сбор и анализ информации следующими способами: 1) действуя в роли отклика на собранную информацию; 2) мотивируя индивида на получение определенной информации с целью собствен­ной заинтересованности в процессе общения.

При  интерактивной составляющей общения эмпатия является регулятором взаимодействия с помощью прогноза и оценки наиболее приемлимых спосо­бов поведения в зависимости от эмоционального состояния участников. Также эмпатия имеет функцию корректировки способов общения на базе эмпатийной обратной связи. Она реализуется в сторону наименее дистрессирующих и наиболее комфортных путей поведения.

По мнению М.А. Пономаревой, эмпатия в процессе общения может быть долговременной и кратковременной. Долговременная  эмпатия выражается в течение долгого времени и предполагает более тесное общение. Кратковременная эмпатия проявляется во время ограниченного контакта с другими людьми, когда собеседник встает на позицию другого [6, с. 59].

В плане нашего исследования большой интерес представляют работы, в которых эмпатия считается свойством личности, ее способностями. Эмпатия  состоит из ряда определенных способностей:

1) реагировать эмоционально на переживания другого;

2)       распознавать переживания другого и мысленно ставить себя на его место;

3)       выбирать подходящий эмпатический ответ (невербального и вербального видов) на чувства другого, применять способы взаимодействия, снижающие страдания другого.

Цель настоящего исследования выявить особенности развития способностей к эмпатии у студентов технического вуза в традиционных условиях обучения.

В экспериментальном исследовании приняли участие 130 студентов  первого курса очной формы обучения Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, обучающиеся в институте электроэнергетики.

Изучение уровня эмпатических способностей личности осуществлялось с помощью методики В.В. Бойко.

Обратимся к полученным результатам.

Рисунок 1. Распределение  испытуемых по уровням развития эмпатических способностей в %

Полученные результаты свидетельствуют, что  лишь 6% студентов  имеют  высокий уровень эмпатических способностей.  Для них характерна   коммуникабельность,  отзывчивость, великодушие.  Данные студенты чувствительны к просьбам  других людей,  они  легко откликаются на нужды окружающих и способны  их понять. Эти испытуемые стараются находить компромисс  в спорных  ситуациях, не доводя  их решение  до  конфликта. В оценке  происходящего они   в большей мере доверяют  своим ощущениям, чем логическим умозаключениям.  Они способности чувствовать и понимать эмоциональное состояние других, проявлять сочувствие в различных ситуациях.

У 19%  испытуемых был выявлен средний уровень развития способностей к эмпатии. Спектр эмоций и  переживаний  у них достаточно разнообразен,  при этом  для них наиболее значим  самоконтроль.  В межличностных отношениях  эта часть испытуемых полагаются не на свои  эмоции и чувства, а на логичную оценку действий партнера.  Эта группа студентов предпочитает  не высказывать свою точку зрения и не давать советы, если не уверена, что они будут услышаны. В общении они склонны придавать большее значение не эмоциональной поддержке, а умению трезво действовать в сложной ситуации.

У  большей части наших испытуемых (75%) был выявлен низкий уровень развития  эмпатических   способностей. Данная группа студентов испытывает сложности в понимании потребностей других людей. Они  равнодушны, а порой даже ироничны  к эмоциональным  проявлениям окружающих, им сложно принять эмоции и чувства других людей.

Полученные результаты свидетельствуют о недостаточном развитии у  значимой части  студенческой молодежи эмпатических способностей,  позволяющих относится к людям с терпением, учитывать их индивидуально-психологические особенности, специфические качества их личности и поведения, неумении прощать окружающим их недостатки, быть снисходительным в отношении к людям.

Экспериментальные материалы  демонстрируют необходимость организации целенаправленной работы  со студентами,  способствующей развитию у них коммуникативных навыков и шире эмпатических способностей.


Библиографический список
  1. Краткий психологический словарь / Ред. – сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998.
  2. Сопиков  А.П.  Механизм  эмпатии  //  Вопросы  психологии  познания  людьми  друг  друга  и  самопознания. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1977.
  3. Т.П. Гаврилова. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1975. – №2.
  4. Ф.Е. Василюк Психология переживания. – М.: Издательство МГУ, 2000.
  5. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.П. Стрелкова; АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. – М., 1987.
  6. Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. – Минск: Бестпринт, 2006.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ходыкина Ольга Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация