АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Ткачук Марина Викторовна1, Никитина Марина Геннадиевна2
1ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт экономики и управления, магистрант направления «Экономика»
2ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт экономики и управления, доктор экономических наук, доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики

Аннотация
В статье проанализированы объемы экспортно-импортных операций между Россией и Европейским Союзом, а также рассмотрена товарная структура внешнеторгового оборота РФ со странами ЕС, выявлена роль сторон во взаимной торговле. Сделан акцент на необходимости дальнейшего расширения российско-европейского экономического сотрудничества, в том числе решения торговых споров в рамках ВТО, снятия санкционных ограничений и модернизации соглашения о стратегическом партнерстве между РФ и ЕС.

Ключевые слова: взаимная торговля, внешнеторговый оборот., стратегическое партнерство, таможенный тариф, экономические издержки в условиях санкций, экономическое сотрудничество


ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF TURNOVER BETWEEN RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION IN THE NEW CONDITIONS OF FOREIGN TRADE

Tkachuk Marina Viktorovna1, Nikitina Marina Gennadievna2
1V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, graduate student direction "Economy"
2V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, Doctor of Economics, Doctor of Geographical Sciences, Professor, Head of the Department of World Economy

Abstract
The article analyzes the volumes of export-import operations between Russia and the European Union, as well as reviewed the commodity structure of foreign trade turnover of Russia with the EU countries, revealed the role of the parties in mutual trade. Emphasis is placed on the need for further expansion of Russian-European economic cooperation, including the decisions of trade disputes in the WTO, removing the sanctions restrictions and modernization of the strategic partnership agreement between Russia and the EU.

Keywords: customs tariffs, economic cooperation, economic costs in terms of sanctions, foreign trade turnover, mutual trade, strategic partnership


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ткачук М.В., Никитина М.Г. Анализ динамики товарооборота России и Европейского Союза в новых условиях внешней торговли // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66947 (дата обращения: 19.04.2024).

ВВЕДЕНИЕ

Первые шаги между Россией и ЕС в направлении создания партнерства, а в будущем стратегического партнерства, были сделаны в 1994 году, когда было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу в 1997 году. Срок действия соглашения определялся десятилетним периодом, с автоматической его пролонгацией в случае отсутствия прямого отказа от него одной из сторон. В нынешней ситуации застоя дипломатических и экономических отношений между Россией и Европейским союзом является актуальным не только стабилизация внешнеторговых отношений на былом уровне, но и формирования новой базы для сотрудничества и взаимодействия. Занимая центральное место среди множества нормативно-правовых документов регламентирующих сотрудничество РФ и ЕС, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве требует модернизации с учетом влияния мировых экономических тенденций.

С момента подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве произошел ряд изменений в международных отношениях Европы и России, а именно: вступление последней в ВТО, мировой финансовый кризис, применение взаимных санкционных ограничений и эмбарго партнерами. Поэтому, ввиду изменившейся конъюктуры рынков за последние 10 лет, условий торговли и факторов, влияющих на двусторонние экономические отношения между Российской Федерацией и Европейским Союзом с момента подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, является необходимым провести мониторинг и анализ динамики и тенденций взаимной торговли сторон, с целью определения роли и значения партнеров во взаимной торговле, доли каждого партнера в общем объеме товарооборота, а также их взаимозависимости от встречных экспортно-импортных поставок.

Aнaлиз последних исследовaний и публикaций

Необходимость пересмотра двусторонних отношений России и ЕС констатируется как отечественными, так и зарубежными учеными и аналитиками. В частности, такими авторами как Эмерсон М., Камерон Ф., Энтин М.Л., Калиниченко П.А., Новиков И.А. и другими, отмечается  важность выбора странами взаимной стратегии, в ходе пересмотра существующего застоя в торгово-экономических и дипломатических отношениях. Всесторонний геоэкономический анализ сотрудничества России и ЕС проводили Буторина О.В., Энтин М.А., Арбатова Н.К., Бордачев Т.В., Новиков И.Н., Борко Ю.А. Тем самым, научная среда продолжает многовекторную дискуссию на тему модернизации сотрудничества России и ЕС, и выхода ее на новый прогрессивный уровень взаимодействия, прежде всего на основе снятия санкционных ограничений и построения взаимовыгодного партнерства.

Цель стaтьи

Провести оценку и анализ динамики внешнеторгового оборота Российской Федерации и Европейского союза на базе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, выявив степень взаимозависимости экономик в двусторонней торговле.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

С экономической точки зрения, очевидно, что Россия является важным торговым партнером для ЕС, как страна с большим и растущим рынком, который был традиционным местом для экспорта из многих стран-членов ЕС, включая Балтийский регион. Россия стала важным источником импорта в ЕС, прежде всего в качестве поставщика минерального сырья и топлива.

В соответствии со статистической информацией Европейского союза торговля между ЕС и Россией быстро росла до 2008 года достигнув 283 млрд евро (см. Таблица 1). После чего наблюдается отрицательная динамика снижения объемов экспорта и импорта в 2009 году: в экспорте из РФ падение на 37,4 %, в импорте  – на 33, 7 % [1], как результат посткризисных явлений, обусловленных глобальным финансово-экономическим кризисом, охватившим мировую экономику и также оказавших отрицательное влияние на взаимную торговлю России и ЕС.

В 2010-2011 годах объем внешней торговли вновь стал расти, достигнув своего пика в 2012 году. Как видно из Таблицы 1, к 2012 году взаимный товарооборот стран значительно увеличился, составив 336,5 млрд. евро. Объем импорта товаров ЕС из РФ вырос с 64,49 до 213,3 млрд. евро за период с 2002 по 2012 гг., а показатели экспорта ЕС в РФ за данный промежуток времени увеличился соответственно с 34,42 до 123,2 млрд. евро[1].

Затем в 2013 году мы наблюдаем   снижение как экспортных, так и импортных показателей. Снижение экспорта Российской Федерации в значительной степени связано с резким замедлением российской экономики в 2013 году, в результате чего страны Евросоюза стали снижать поставки товаров в РФ. Во время как снижение импорта российских товаров обусловлено ростом экономики еврозоны в начале 2013 года, где торговый оборот ЕС составил 15,4 млрд евро в мае 2013 года, что привело к росту экспорта еврозоны с другими странами мира и уменьшением спроса на природный газ и другие энергоносители из России [4].

Российская Федерация стала 156 членом Всемирной торговой организации (ВТО) в августе 2012 года после долгого этапа переговоров. ЕС поддерживала этот процесс присоединения, предполагая, что торговая политика России станет более открытой путем принятия договоров ВТО и следования РФ принципами ВТО на практике. Факт вступления в ВТО демонстрирует российской стороной признание и приверженность единым международным принципам и правилам торгово-экономической деятельности, что в свою очередь стимулирует приток инвестиций и укрепление сотрудничества между партнерами.

В результате присоединения к ВТО, Россия снизила импортные пошлины, как на промышленные, так и сельскохозяйственные товары, а также экспортные пошлины на сырье, в том числе в том секторе, в котором производители ЕС в первую очередь заинтересованы, а именно: в секторе нефтепродуктов, древесины и металлов, в том числе драгоценных металлов [6]. Россия также была вынуждена сократить субсидии в сельском хозяйстве, открыть свой рынок услуг. В результате, в соответствии со своими обязательствами Россия, после присоединения к ВТО, «снизила ставки импортных пошлин в среднем с 10 % до 7,8 %. В таких ключевых секторах, как, например, автомобильная промышленность, импортные пошлины снизились с 30 % до 25 %, а по истечении семилетнего переходного периода они будут снижены до 15 %. По подсчетам экспертов, в среднем снижение импортных пошлин сэкономит экспортерам стран-членов ЕС до 2,5 млрд. евро ежегодно»[6].  Все это позволило экспортерам ЕС иметь более широкие возможности для доступа к российскому рынку.

К сожалению, несмотря на присоединение к ВТО, торговая политика России до сих пор имеет протекционистский характер. Несмотря на вступление в ВТО Россия не выполнила ряд соглашений, чем нанесла ущерб торговле ЕС, в результате чего Европейским Союзом были инициированы четыре торговых спора, по поводу высоких тарифов РФ на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Консультации по данным вопросам были проведены в ноябре 2014 года, однако спор остался нерешенный ввиду введения Россией взаимного иска по поводу  антидемпинговых мер, введенных ЕС на ряд товаров, импортируемых из России, а также мер введенных ЕС по отношению к так называемому «третьему энергетическому пакету».

В 2014 году, объемы торговли между Россией и ЕС значительно упали и составили 285 млрд евро по сравнению с 326 млрд евро в 2013 году[1]. Причинами данного падения являются: падение цен на нефть, девальвация рубля и осложнение политических и экономических отношений России с Евросоюзом по причине ввода взаимных санкций.

Ситуация еще более была осложнена тем, что в 2010 году Россия вступила в таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией (с 2015 года Евразийский экономический союз). Целью объединения являлось приведение экономической и торговой политики своих государств-членов ближе друг к другу. Тем не менее, до сих пор, остальные страны-члены данной организации следовали политике значительно более открытой торговой политики, чем Россия, и не присоединились к мерам, ограничивающим торговлю с РФ.

В докладе Европейской комиссии по протекционизму с июня 2013 года по июнь 2014 года, Россия оказалась одной из первых стран, которые применяют наиболее протекционистские меры (без учета встречных ограничений в отношении санкций ЕС). Некоторые из этих мер включают в себя повышение импортных пошлин на некоторые продукты выше нормы, которые Россия обязалась выполнить на практике, когда вступила в ВТО, например, запрет на ввоз скота и свинины (введенных в 2014 году), необоснованное экспортные ограничения на сырье и различные технические ограничения на продукты. В целом, Россия ввела 31 торговых ограничения [2].

В связи с этим обширный запрет на импортируемые сельскохозяйственные продукты в России в августе 2014 года можно рассматривать как продолжение уже существующей тенденции, хотя и в большем масштабе.

При анализе влияния санкций ЕС, в первую очередь нужно понимать, что цель санкций всегда имеет политический характер, и что они налагаются только тогда, когда все другие политические и дипломатические меры оказались безуспешными.

Резолюция ЕС была принята в июле 2014 года и предполагала ввести торговые санкции против России. Обширный запрет России на ввоз сельскохозяйственной продукции из Европейского Союза в начале августа 2014 года был реакцией на санкции, введенные ЕС и его союзниками. Следует полагать, что страны, принимая торговые санкции в полной мере осознают, что они могут иметь негативные последствия для их собственных экономик, но реализуют их в первую очередь, преследуя экономические и политические цели. Эти меры были реализованы в четырех секторах: энергетика, финансы, оборонной промышленности и в области инновационных технологий.

Сегодня мы можем констатировать, что санкции, безусловно, оказали огромное влияние, хотя они должны рассматриваться наряду с другими факторами, которые влияют на российскую экономику. Наиболее важным из них, возможно, стало снижение цен на нефть на мировом рынке и резкое падение стоимости рубля. Последний фактор еще более усугубился в результате применения санкций в финансовом секторе, которые резко ограничили доступ России к финансовым рынкам. В то же время, следует обратить внимание, на то, что экономический рост в России стал снижать темпы своего развития еще до введения санкций, существенной причиной которого являлась сложность в реализации структурных реформ в стране.

Несмотря на это в 2014 году во внешней торговле ЕС Россия занимает третье место после Китая и США в импорте товаров и 4 место после США, Китая и Швейцарии по объемам экспорта. В целом, во внешнеторговом обороте ЕС Россия занимает 3 место после США и Китая [5, с. 9].

По итогам 2015 года, внешнеторговый оборот упал ниже прогнозируемых показателей с 285,1 млрд евро до 210,7 млрд евро[1].

Таблица.1 Динамика внешней торговли Европейского союза и Российской Федерации с 2002 по 2015гг., млрд евро

Период

Экспорт ЕС

Импорт ЕС

Сальдо, млрд евро

Внешнеторговый оборот

Объем,

млрд евро

Темп роста, %

Доля в общем экспорте ЕС

Объем,

млрд евро

Темп роста, %

Доля в общем импорте ЕС

Объем, млрд евро

2002

34,42

-

-

64,49

-

-

-30,07

98,91

2003

37,21

8,1

-

70,69

9,6

-

-33,48

107,9

2004

46,03

23,7

4,9

83,95

18,8

8,3

-37,92

129,98

2005

56,7

22,9

5,4

112,59

34,2

9,6

-55,89

169,29

2006

72,31

27,7

6,3

140,89

25,2

10,5

-68,58

213,2

2007

89,13

23,2

7,2

144,27

2,9

10,2

-55,14

233,4

2008

104,84

17,7

8,0

178,29

22,9

11,4

-73,45

283,13

2009

65,58

-37,4

6,0

118,12

-33,7

9,7

-52,53

183,7

2010

86,13

31,4

6,4

160,7

35,6

10,6

-74,57

246,84

2011

108,35

25,8

7,0

199,92

24,2

11,7

-91,56

308,27

2012

123,26

13,7

7,3

213,21

6,9

12,0

-89,95

336,47

2013

119,78

-3,2

6,9

206,54

-3,8

12,3

-86,76

326,32

2014

103,3

-13,5

6,1

181,84

-12,1

10,8

-78,54

285,14

2015

62,84

-39,2

5,9

148,3

-18,4

10,1

-85,46

210,76

Источник: составлено автором по материалам [1]

Согласно данным статистической службы Европейского союза, по состоянию на 2013 год, как в импорте, так и  в экспорте товаров Российской Федерации Европейский союз занимает первое место, тем самым являясь главным реципиентом товаров и услуг РФ [4,с.3]. При этом ключевыми товарами являются продукты нефтегазовой промышленности. Это аргументируется такими фактами: «…порядка 63% экспорта нефти и 65% экспорта газа из России приходится на ЕС. В свою очередь Россия как отдельно взятая страна является крупнейшим внешним поставщиком нефти, на которого приходится 20% от общего импорта нефти в ЕС или 27% от общего потребления нефти ЕС. Россия обеспечивает 44% от общего объема импорта газа или около 24% общего потребления газа в ЕС»[3, с. 143]. Тем самым, существует обоюдный интерес сторон в углублении партнерства в энергетической сфере, на взаимовыгодных основах, что в свою очередь способствовало развитию энергетической безопасности и формированию взаимовыгодных принципов работы рынков энергоресурсов. Ключевым фактором такого сотрудничества является создание условий для бесперебойных поставок энергоресурсов на рынки ЕС.

В соответствии с Рисунком 1 и 2 товарной структуры экспорта и импорта можно утверждать, что в динамике с 2010 по 2014 года, в поставках товаров из России в ЕС по-прежнему главную позицию занимали товары сырьевой группы, прежде всего топливно-энергетические товары.

Негативная динамика развития российского экспорта товаров на европейский рынок объясняется преимущественно значительным снижением средних экспортных цен и как следствие стоимостных объемов поставок нефти, газа и нефтепродуктов. Вместе с тем наблюдался рост российского экспорта в ЕС электронных модулей вычислительных машин, за счет расширения поставок в Германию.

Рис.1 Товарная структура экспорта Российской Федерации в страны ЕС согласно Международной стандартной торговой классификации (МСТК) с 2010 по 2014гг.,млн евро

Источник: составлено автором по материалам [5]

В импорте из ЕС в Россию доминировали машины и оборудование, химические товары, готовые изделия и продовольственные товары. На основе полученных данных, следует подчеркнуть, что во внешней торговле наиболее актуальной проблемой по-прежнему является создание рациональной товарной структуры экспорта и импорта. Пользуясь своими богатыми ресурсами полезных ископаемых, Россия выполняет роль поставщика сырьевых ресурсов для промышленно развитых стран и покупателя готовых изделий по самой широкой товарной номенклатуре.

 

Рис.2 Товарная структура импорта Российской Федерации из стран ЕС согласно Международной стандартной торговой классификации (МСТК) с 2010 по 2014гг.,млн евро

Источник: составлено автором по материалам [5] 

ВЫВОДЫ

Таким образом, Товарооборот между Россией и странами ЕС в настоящее время резко уменьшился, в связи с кризисом на рынке нефтересурсов, наличием нерешенных торговых споров по поводу завышенных таможенных тарифов на ряд продукции Российской Федерации, а также по причине ввода взаимных санкций между РФ и ЕС. Однако, внешнеторговый оборот партнеров составляет свыше 150 млрд. евро в год, что является значительным показателем, влияющим напрямую на состояние платежного баланса страны.  За последние годы Россия заняла место третьего, после США и Китая, торгового партнера ЕС. При этом на долю Евросоюза приходится более половины внешнеторгового оборота Российской Федерации. ЕС является главным импортером российских энергоресурсов. РФ же прочно удерживает за собой позицию важнейшего для ЕС поставщика природного газа, на четверть удовлетворяя суммарные потребности в нем стран-членов ЕС, и второго по значению экспортера в ЕС нефти и нефтепродуктов. В целом, Российская Федерация и Европейский союз являются важнейшими партнерами ряде ключевых сфер и отраслей.

Тем самым, взаимозависимость сторон в торговле товарами и услугами и значительность потерь, которые несут стратегические партнеры, в результате санкционной войны требует немедленного налаживания политического и экономического диалога, с целью снятия экономических ограничений и возвращения к сотрудничеству на новой юридической базе, которой может стать новое модернизированное соглашение о стратегическом партнерстве.


Библиографический список
  1. Статистическая служба Европейского Союза. Extra-EU27 trade, by main partners, total product. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tet00040&plugin=1
  2. EU report highlights concerns over rise in protectionism across G20. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://europa.eu/rapid/press-release_IP-11-1208_en.htm?locale=en
  3. Караева Т.О. Внешняя торговля России и ЕС: вызовы и перспективы. // Международный научный альманах. 2016 №1. – С. 142-144
  4. Материалы к аналитическому докладу в Правительство Российской Федерации «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-декабре 2015 г.» (в части внешнеэкономической деятельности).  – С. 4
  5. European Union, Trade in goods with Russia 10.04. 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113440.pdf
  6. Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе. Раздел торговля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.russianmission.eu/ru/torgovlya


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ткачук Марина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация