УДК 330.131.

РИСКИ ПРЕДПРИЯТИЯ: УПРАВЛЕНИЕ, АНАЛИЗ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ

Бойко Анастасия Павловна1, Гелета Игорь Викторович2
1Кубанский государственный университет, студентка экономического факультета
2Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента

Аннотация
В данной статье проведен анализ основных методов минимизации рисков предприятия. Кроме того, рассмотрены некоторые особенности разработки экономической стратегии в процессе управления рисками.

Ключевые слова: диверсификация, дроп-шиппинг, кэптивная компания, лимитирование, риски предприятия, страхование, франчайзинг


THE RISKS OF THE ENTERPRISE: MANAGEMENT, ANALYSIS AND WAYS OF REDUCING

Boyko Anastasia Pavlovna1, Geleta Igor Victorovich2
1Kuban State University, student of the Faculty of Economics
2Kuban State University, candidate of Economic Sciences, assistant professor of business economics, regional and human resource management

Abstract
This article analyzes the main methods of minimizing enterprise risks. In addition, we considered some features of the development of economic strategy in the process of risk management.

Keywords: captive finance company, diversification, enterprise risks, franchising, insurance, limiting


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бойко А.П., Гелета И.В. Риски предприятия: управление, анализ и пути снижения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66945 (дата обращения: 19.11.2016).

Управленческие решения, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью фирмы, неизбежно принимаются в условиях риска, это связано с отсутствием полной информации, её искажением, а также элементами случайности, конкуренцией и многим другим. В наши дни весьма актуальна проблема управления рисками, поскольку риск – неизбежная часть хозяйственной жизни. Отметим, что деятельность любой организации связана с опасностью появления потерь, предугадать которые невозможно. Именно в связи с этим для любой фирмы важно проанализировать изменение условий и факторов, способных повлиять на её полноценное функционирование.

В условиях рыночной экономики производители, продавцы, покупатели действуют в рамках конкуренции самостоятельно. Их финансовое будущее потому является мало прогнозируемым и непредсказуемым. Решением данной проблемы занимается риск-менеджмент, т.е. система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, появляющимися в бизнесе. Риском можно управлять, прогнозировать возникновение рискового события и вовремя принимать меры к снижению воздействия риска.

На сегодняшний момент наблюдается значительный интерес к проблематике анализа риска со стороны учёных-экономистов, предпринимателей и менеджеров. Это связано с трансформационными процессами в экономической и политической сферах в России в 1990-х годах, и с резким увеличением доли неопределенности в них. Система планового управления производством и сбытом, существовавшая в течение десятилетий, стала непригодной для адекватного реагирования на события во внешней среде, которые возникают и развиваются слишком быстро, чтобы можно было вовремя принять необходимые решения [1]. Таким образом, рыночная система экономических отношений, частью которой стала теперь и российская экономика, порождает новые, соответствующие ее условиям потребности и, соответственно, особый интерес к экономическому анализу рисков.

В современной литературе под риском понимают «возможность возникновения различного рода потерь (материальных, трудовых, финансовых) или получения дополнительных доходов по сравнению с запланированными показателями в условиях неопределённости» [2]. Согласно данной трактовке риск становится не только угрозой возникновения потерь на предприятии, но и возможностью получения дополнительных доходов.

По существу, риск – это угроза того, что владелец предприятия понесёт потери в виде дополнительных расходов сверх запланированных программой его действий, либо получит доходы значительно ниже ожидаемых.

Анализ основных подходов к сокращению негативного воздействия случайных событий и их производственно-финансовых последствий предполагает выделение ряда общих мероприятий по управлению риском. Подобный подход позволяет исследовать, как можно рационально поступить с определённым видом риска. К числу возможных процедур следует отнести:

1) Уклонение от риска – набор мероприятий, дающих шанс полностью избежать влияния тех или иных событий, неблагоприятных для хозяйствующего субъекта.

2) Сокращение риска – действия предприятия, способствующие сокращению негативных для неё последствий. Данная процедура предполагает, что фирма оставляет риски на собственной ответственности, поэтому её иногда называют принятием рисков на себя.

3) Передача риска – комплекс мер, позволяющих переложить ответственность за возникновение неблагоприятных последствий и возмещение последующего ущерба на другого субъекта [3].

Немаловажное значение в успешном управлении рисками предприятия имеет правильно разработанная стратегия. Согласно А. Томпсону и Дж. Стрикланду, «разработка стратегии – ориентированная на рынок и потребителя творческая деятельность, требующая таких качеств, как умение использовать рыночные возможности и покупательские потребности, чутьё на перспективные инновации, готовность к разумному риску и интуитивное понимание того, что нужно для роста и укрепления бизнеса» [4]. Процесс выбора стратегии управления рисками заключается в уяснении текущей стратегии, проведении анализа продукции, выборе стратегии фирмы и оценке выбранной стратегии. Кроме того, необходимо определить значение внешних и внутренних факторов реальной ситуации.

Согласно А. Томпсону и Дж. Стрикланду, к внешним факторам относят структуру и направления деятельности фирмы за последний период; возможности и перспективы, на которые была ориентирована фирма в данное время; размах деятельности предприятия и степень разнообразия производимой им продукции; отношение к внешним угрозам; совокупность недавних приобретений фирмы и продаж ею части своей собственности. Под внутренними факторами подразумевают цели фирмы; отношение к финансовому риску со стороны высшего менеджмента; уровень и степень концентрации в области НИОКР; критерии распределения ресурсов; стратегии отдельных функциональных сфер (производство, кадры, финансы, маркетинг).

Понимание текущей ситуации на предприятии важно для того, чтобы понять цели и задачи дальнейшего развития, а также определиться с наиболее рациональными методами антикризисного управления предприятием. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и минимизации рисков являются: страхование; диверсификация; резервирование средств; лимитирование; хеджирование; франчайзинг; дроп-шиппинг; приобретение информации о выборе и результатах и др.

Наиболее непредсказуемые по своим последствиям риски подлежат нейтрализации с помощью страхования, которое, по сути, является передачей риска. Стороной, принимающей риски, является страховая компания. Для уменьшения степени риска наиболее распространены два вида страхования: страхование имущества и страхование ответственности.

Диверсификация является одним их самых популярных методов минимизации рисков на предприятии, заключающийся в инвестировании финансовых средств в несколько видов активов, это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно между собой не связаны.

К примеру, диверсификация в строительстве предполагает два ключевых способа управления рисками – активный и пассивный. Активное управление состоит в составлении прогноза возможных доходов по основной производственно-хозяйственной деятельности от осуществления нескольких инвестиционных проектов. К примеру, активная тактика фирмы по продвижению строительной продукции предполагает, с одной стороны, мониторинг, изучение и реализацию наиболее прибыльных проектов, значительный захват доли строительного рынка со специализацией по однородному выпуску строительной продукции, а с другой стороны – быструю переориентацию с одного вида работ на другие, не исключая возможную передислокацию на новую территорию.

Пассивное управление строительной компанией подразумевает создание неизменного рынка объектов недвижимости с заранее просчитанным уровнем риска, а также стабильное сохранение своих позиций в отрасли. Пассивное управление отличается низкой оборачиваемостью средств и минимальным уровнем концентрации объёмов работ.

Резервирование средств (самострахование) присутствует абсолютно на всех предприятиях, будь то денежные резервы или материальные. Предприятие может учредить кэптивную страховую компанию в том случае, если страховой рынок не в состоянии удовлетворить потребности фирмы в защите собственных рисков. Одним из видов резервирования является создание кэптива, что позволяет предприятию определить уровень расходов на страхование исходя от собственного опыта и ожидаемого уровня убытков. По мнению Яроцкой Е.В., «это позволяет разрабатывать структуру тарифов и обеспечивать тем самым приемлемый уровень планирования затрат на покрытие рисков» [5]. Однако следует заметить, что организацию кэптивной страховой компании позволить себе может лишь крупное предприятие, у которого есть достаточно собственных средств для этого. В этом случае риски и резервные фонды остаются внутри промышленной группы, однако формально подобная страховая компания выступает в роли отдельного юридического лица.

Лимитирование – это установление разнообразных ограничений, т.е. предельных сумм расходов, объёмов продаж, размеров инвестиций и заёмных средств и т.д. Лимитирование является важным способом уменьшения степени риска и применяется хозяйствующими субъектами при реализации товаров в кредит, определении сумм вложения капитала, предоставлении займов. Так, например, ограничение размеров выдаваемых товарных кредитов одному покупателю позволяет минимизировать потери в случае невозврата долга.

Хеджированием называется процедура страхования риска от финансовых потерь путём переноса риска изменения цены с одного лица на другое. В настоящее время хеджирование выступает в роли операции, дополняющей обычную коммерческую деятельность торговых и промышленных предприятий, сущность которой определяется в страховании от потерь из-за неожиданных скачков рыночных цен. Хеджирование всех рисков – лучший способ полностью их избежать. На практике отдаётся предпочтение преимущественно выборочному хеджированию. «Если они [финансовые директора предприятий] считают, что курсы валют или процентные ставки изменятся неблагоприятно для них, то они хеджируют риск, а если движение будет в их пользу – оставляют риск непокрытым, что есть, в сущности, спекуляция»[6].

Под франчайзингом подразумевают способ реализации продуктов и оказания услуг, при котором независимый предприниматель (франчайзи) приобретает у головной компании (франчайзера, управляющего сетью подразделений) право реализации на рынке продуктов или услуг под ее торговой маркой и с использованием ее бизнес-практик. Суть франчайзинга заключается в том, что привлекаются лица, имеющие навыки управления бизнесом и желающие минимизировать риски благодаря сотрудничеству с известным партнером. Поскольку франчайзеру требуется меньшее количество менеджеров, сокращаются и общехозяйственные затраты, связанные с оплатой их труда, и прочие расходы, что высвобождает ресурсы фирмы для преодоления вероятных финансовых рисков. С позиции теории ресурсной ограниченности, предприятие прибегает к франчайзингу в случае недостаточности человеческих, финансовых или информационных ресурсов для полноценного функционирования на рынке. Кроме того, франчайзинг является способом выхода на рынок для компаний-новичков, которые не имеют достаточного капитала для быстрой экспансии.

В период экономического кризиса при формировании бизнес-проекта большая часть начинающих предпринимателей могут отказаться от неё из-за следующих опасений: товар может быть не востребован, аренда склада достаточно высока, возникновение трудностей с логистикой и т.д. С появлением теории Р.М. Кантер об электронной корпоративной культуре, не требующей, как прежде, административного контроля над сотрудниками и помогающей избавиться от многих сложностей в работе (ожидания спускаемого сверху плана, дополнительных согласований после принятия решений и пр.), в конце 1990-х годов возникает новая бизнес-модель продажи товаров по системе дроп-шиппинг, которая позволяет избежать большинства вышеперечисленных страхов при коммерческой деятельности в сети Интернет [7].

Дроп-шиппинг (англ. “drop shipping”) – прямая поставка, один из методов снижения предпринимательских рисков в сфере электронной коммерции. Дроп-шиппинг – это вид предпринимательской деятельности по реализации товаров фирмы-поставщика посредством дропшиппера, при этом товар напрямую от поставщика направляется к покупателю. Прибыль дропшиппера складывается за счёт разницы между ценой, которую он платит поставщику, и розничной ценой, по которой продаёт товар покупателю. Важно, что основные задачи, выполняемые продавцом, заключаются не в закупке и доставке товара, а лишь в поиске клиентов, обработке заказа, получении оплаты и передаче заказа поставщику.

C точки зрения маркетинга подобная схема позволят предпринимателю без особых первоначальных затрат выйти на любые рынки. Такой вид бизнеса требует минимального объема начального капитала для открытия бизнеса от дропшиппера. Помимо этого, предпринимательские риски у дропшиппера сводятся к минимуму. Оплата товара поставщику осуществляется им лишь после того получения предоплаты от покупателя. Можно обозначить следующие преимущества дроп-шиппинга: отсутствие потребности в складских помещениях; все проблемы, связанные с отправкой товара, берет на себя поставщик; возможность сотрудничества с любым количеством поставщиков одновременно на неограниченном количестве торговых площадок.

К числу методов минимизации риска следует отнести и приобретение информации о выборе и результатах. Информация играет важную роль при снижении степени риска. Предпринимателю довольно часто необходимо принимать рисковые решения в тех ситуациях, когда результаты инвестирования капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы предприниматель владел более полной информацией, то он мог бы сделать более точный финансовый прогноз и снизить риск.

Нужно отметить, что в процессе своей деятельности предприятие сталкивается с широким спектром рисков. Это значит, что управление риском должно обеспечивать целостную систему эффективных мер по снижению отрицательных последствий каждого компонента совокупности рисков, т.е. комплексно управлять портфелем рисков.

Идея управления риском не предполагает полного избавления от риска, поскольку достижение данной цели может быть слишком дорогим, если вообще возможным. Вместо подобной нереальной цели речь идёт о минимизации вероятных потерь предприятия. По существу защита от риска состоит не в том, чтобы сделать бизнес абсолютно безопасным, а лишь снизить риски до такого уровня, когда они перестают быть угрожающими. В этом и заключается концепция приемлемого риска, которая является базовой практически во всех мероприятиях по управлению риском.

Множество условий и факторов влияет на исход принимаемых людьми хозяйственных решений, действие многих из них предугадать очень сложно. Большинство решений в промышленности и торговле приходится принимать в условиях неопределенности. На современном этапе развития экономической науки значительное внимание уделяется исследованию, анализу и прогнозированию рисков, поскольку способность предвидеть последствия управленческих решений весьма необходимо для стабильного функционирования предприятия.


Библиографический список
  1. Быкова И. В. Развитие системы управленческого учета рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Екатеринбург, 2015.
  2. Валинурова Л.С., Казакова О.Б.  Инвестирование. М., 2010.
  3. Кудрявцев А.А. Интегрированный риск-менеджмент. М., 2010.
  4. Томпсон А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент. СПб, 2006.
  5. Яроцкая Е.В. Методические основы формирования системы минимизации рисков потери имущества предприятия. Владивосток, 2004.
  6. Грабовый П. Г. Управление рисками в недвижимости. М., 2005.
  7. Kanter R.M. Evolve! Succeeding in the Digital Culture of Tomorrow.– Harvard Business School Press. Boston (Mass.):– 2001.


Все статьи автора «Бойко Анастасия Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация