УДК 339.37:004

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

Савенкова Ирина Викторовна1, Нефедова Елена Анатольевна2, Божко Татьяна Викторовна3
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Института Экономики
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Института Экономики
3Белгородский государственный национальный исследовательский университет, бакалавр 4 года обучения по направлению «Торговое дело»

Аннотация
В статье рассматривается понятие инноваций в розничной торговле, их сущность, виды, ключевые компоненты и проблемный характер. Приводится пример последних инноваций в сфере розничной торговли, описывается полезный эффект от их внедрения.

Ключевые слова: виртуальное зеркало, инновации, инновационная деятельность, инновационные технологии, розничная торговля, технологии RFID, умная тележка, электронные ценники


INNOVATION DEVELOPMENT IN RETAIL

Savenkova Irina Victorovna1, Nefedova Elena Anatolievna2, Bozhko Tatiana Victorovna3
1Belgorod state national research university, PhD of Economic Science, Associate Professor of «Accounting and auditing» faculty of Economic institute
2Belgorod state national research university, PhD of Economic Science, Associate Professor of «Accounting and auditing» faculty of Economic institute
3Belgorod state national research university, senior year student of «Trading business» department

Abstract
In the following article concept of Innovation development in Retail, its essence, kinds, key components and problematic nature are considered. The latest Innovation development in Retail is exemplified, a beneficial effect of its introduction is described.

Keywords: electronic tags, innovation, Innovation in Retail, innovative technology, retail, RFID technology, smart cart, virtual mirror


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Савенкова И.В., Нефедова Е.А., Божко Т.В. Развитие инноваций в розничной торговле // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66865 (дата обращения: 19.11.2016).

На сегодняшний день розничная торговля является одним из ведущих секторов экономики, в котором необходимость протекания инновационных процессов обуславливается движущей их силой развития прогресса, новейших технологий и, как следствие, повышение качества продукции и предоставляемых услуг.

Наиболее развитым видом торгового бизнеса выступают торговые сети, поэтому основная часть инноваций и технологий розничной торговли разрабатывается и внедряется именно в данном направлении.

Согласно официальной российской терминологии, инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [7].

Под инновациями в розничной торговле можно понимать прибыльное использование нововведений в виде новых перспективных продуктов, технологий, услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, коммерческого, финансового, административного или иного характера, направленных на процесс совершенствования торговли. Такое трактование авторы связывают с ключевыми компонентами сущности инноваций как таковых, в числе которых:

1) креативность, то есть умение генерировать новые идеи;

2) стратегия, которая предполагает выяснение того, является ли эта идея новой и полезной с точки зрения развития организации;

3) реализация, смысл данной компоненты заключается в переходе от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг;

4) прибыльность - повышение до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи. [3]

Помимо ключевых компонентов, торговые инновации должны обладать рядом присущих ей свойств. Например, торговая инновация должна обладать свойством новизны, безопасности, потенциальной ценности и конкурентоспособности, свойством совместимости, то есть неразрывной взаимосвязи систем производителя и потребителя.

В данном контексте необходимо отметить, что в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные:

  • продуктовые инновации предусматривают создание новых продуктов, полуфабрикатов, материалов и комплектующих;
  • процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

Процесс внедрения инноваций в розничную торговлю привносит значительный ряд преимуществ, в числе которых можно выделить следующие:

  • обеспечение эффективности доведения товаров до конечного потребителя;
  • минимизация затрат и сокращение потери при использовании складов и торгового оборудования;
  • внедрение различных информационных систем для сокращения документооборота и сокращения ошибок, возникающих под влиянием человеческого фактора;
  • повышение продуктивности работы персонала организации и создание необходимых условий труда;
  • создание системы безопасности и энергосбережения.

Данные преимущества являются безусловным плюсом для развития розничной торговли, а роль инноваций в этом аспекте можно сформулировать в контексте двух проблем:

1) первая проблема, которую реально разрешить при помощи внедрения инноваций в розничную торговлю – это облегчение деятельности сотрудников торговой организации;

2) вторая проблема заключается в облегчении процесса покупки для потребителей.

Основной же задачей инноваций в розничной торговле является обеспечение высоким качеством процессов купли-продажи, товаров и товародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности организации в целом.

Схематично сущность инноваций в розничной торговле и их проблемный характер представим на рисунке 1.

Наиболее важным для организаций розничной торговли является внедрение инновационных технологий, что позволяет более эффективно использовать здания, торговые площади, технические средства, торговое оборудование, программные продукты, а также создавать необходимые условия для снижения затрат и повышения эффективности работы всего предприятия в целом.

Как позволяет отметить все вышесказанное ранее по тексту, осуществление инновационных процессов на торговом предприятии необходимо для его эффективного функционирования и успешного развития в будущем, а также для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей.

Исследование наиболее ярких новинок в сфере розничной торговли привело нас к выделению из общего перечня те инновационные технологии, которые обеспечивают не только удобство работы сотрудников организации, но и облегчают процесс покупки у потребителя. Например, таковыми являются электронные ценники.

Рис.1. Сущность и проблемный характер инноваций в розничной торговле

Так, в конце 2014 года магазины столкнулись с проблемой резких скачков цен на товары, что является большой и трудозатратой проблемой для магазинов, где сотни и тысячи наименований товаров требуют корректировки и обновления ценников. Решением этой проблемы могут стать именно электронные ценники, которые позволяют оперативно изменять цены на товар (рис. 2).

Электронные ценники имеют массу достоинств, в числе которых следующие [10]:

  • цена на любой товар на полке, кассе и в учетной системе всегда актуальна, а своевременная смена цен дает возможность избежать залеживания уцененного товара;
  • снижаются издержки обращения от потери товара в среднем на 17% по овоще-фруктовым витринам и 8% по всему магазину в целом;

Источник: [10]

Рис. 2. Электронные ценники

  • происходит полная замена ручного труда, что исключает необходимость привлечения персонала на переклеивание ценников, что в свою очередь, снижает вероятность возникновения ошибок;
  • промо-акции можно настроить по таймеру. Управляющее электронными ценниками программное обеспечение самостоятельно изменяет цены в запланированное время;
  • возможность одновременной замены цен по всей торговой сети. Оператору достаточно внести новую цену в базу, и электронные ценники одновременно сменят старую информацию на новую во всех магазинах;
  • возможность размещения дополнительной информации. Помимо названия товара, цены и штрих-кода, на ценнике можно указать и дату поступления товара, а также всевозможные акции на похожие товары.

Недостатком электронных ценников является высокая цена. Причем, себестоимость самого ценника невысока – от 5 до 15 долларов, основные затраты приходятся на покупку и на монтаж оборудования. Стоимость оснащения одного гипермаркета системой электронных ценников измеряется несколькими десятками тысяч долларов. Со временем данные затраты окупятся, но не каждый предприниматель может и готов потратить большую сумму сразу.

Следующим примером инноваций в розничной торговле хотелось бы отметить «умную» тележку» – электронный сенсорный консультант на продуктовых тележках в супермаркетах (рис.3).

Источник: [9]

Рис. 3. «Умная» тележка

Для посетителей супермаркетов Канадская компания Springboard Networks представила обычную продуктовую тележку с необычными функциями. Ее особенностью является то, что она имеет специальное устройство с сенсорным экраном, которое показывает информацию о любом товаре, продающемся в данном супермаркете. Схема ее работы следующая. По беспроводной сети Wi-Fi устройство соединяется с базой данных и центральным сервером товаров супермаркета. Покупатели, благодаря этому сенсорному экрану, имеют возможность просмотреть информацию о любом товаре магазина, кроме этого на нем отображаются: новые предложения, реклама и проводимые акции и скидки. Информация в общей базе данных о продукции, продаваемой в магазине, периодически обновляется торговым персоналом, это дает возможность покупателям мгновенно узнавать изменения в товарном ассортименте и о самих товарах.

Подобная система была предложена еще в конце 2005 года, но только в настоящее время технология Concierge Electronic Shopping System получила в супермаркетах реальное применение. Данная технология является очень выгодной и перспективной, и поэтому со временем бесспорно получит широкое распространение.

Современное и оптимальное решение проблем контроля товаро-потоков, предлагают RFID технологии.

RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) - это способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.

Для воплощения в реальность данного решения необходимо, чтобы товар, к которому прикреплена гибкая электронная метка, был в поле действия RFID-ридера (считывающего устройства). Современные радиочастотные идентификационные технологии дают возможность одновременного проведения учета и контроля перемещения нескольких десятков единиц товара.

Товары оснащаются RFID метками, которые представляет собой миниатюрную антенну, нанесенную на прозрачную подложку и кремниевый чип, на который может записываться и перезаписываться самая различная информация о товаре. Товары с радиометкой, попадая в поле действия ридера, передает все данные в базу данных системы (рис. 4).

Таким образом, RFID система полностью заменяет привычную систему штрихового кодирования со всеми его функциями, а главное дает дополнительные возможности бесконтактного дистанционного считывания метки. Технология RFID значительно снижает роль человеческого фактора в осуществлении рабочих процессов, которые происходят в магазине и на складе, что исключает возможность ошибок [12].

Источник: [11]

Рис. 4. RFID метка

В своей структуре RFID радиометки имеют встраиваемую противокражную функцию, которая может быть активирована или дезактивирована. В сочетании со специальными противокражными RFID-воротами, использующими новейшие разработки в этой области и выполняющими функцию предотвращения воровства.

В таблице 1 отражены результаты применения RFID крупными ритейлерами Wal-Mart и Metro Group, которые гласят о положительном эффекте от их внедрения [5].

Стоит отметить, что во многих отечественных магазинах розничной торговли уже представлены различные виды технологий самообслуживания. Согласно прогнозу наиболее высокие темпы роста российского ИТ-рынка ожидаются в секторе ритейл, по данным IDC, в среднем 10,7% в год [2]. Это говорит о том, что российские розничные компании понимают, насколько важно использовать и постоянно модернизировать ИТ- инфраструктуру для построения конкурентоспособного бизнеса в условиях роста требований покупателей и меняющегося внешнего окружения.

Еще одной инновацией в розничной торговле, которая выделена нами как одна из интересных и перспективных, является виртуальное зеркало (рис. 5). Компания EZFace выпустила специальное зеркало, изготовленное по технологии известной компании IBM, которое позволяет «примерить» косметику, не нанося ее на лицо.

Таблица 1 – Результат применения RFID крупными ритейлерами

Компания

Уровень применения

Результат применения RFID

Wal-Mart

на уровне отдельных единиц товара и на примере отдела одежды для мужчин - снизились трудозатраты на инвентаризацию до 25%;
- снизился объём запасов – минимум на 2%, что существенно для такой крупной компании;
- увеличился объёмов продаж от 2 до 15%;
- сократились потери от краж на 10-50%.

Точный учёт потерь позволит вовремя возместить эти товары в торговом зале, что усилит финансовый эффект от борьбы с кражами.

Metro Group

в системе поставок товаров
от поставщиков – на склады и в магазины сети
- существенно снизилось количество ошибок в доставке товаров и, соответственно, количество претензий, связанных с задержками;
- время, затрачиваемое на разгрузку фур, сократилось на 15%;
- время, затрачиваемое на проверку соответствия полученных товаров сделанным заказам, сократилось на 50%.

Данные виртуальные зеркала проходят опытную эксплуатацию в таких магазинах как: Boots (Великобритания) и Wal-Mart (США).

Источник: [11]

Рис. 5. Виртуальное зеркало

Принцип работы виртуального зеркала состоит в следующем. Специальная камера фотографирует лицо, штрих-код «примеряемой» косметики считывается сканером, а затем зеркало показывает, как будет выглядеть макияж на лице. Зеркало показывает фотографию до использования определенного продукта и после его. Оба варианта можно распечатать или послать себе по почте. Программа, которая «наносит» макияж на фото, учитывает различные параметры человека, такие как: цвет кожи и цвет глаз, освещение, и может даже выдать рекомендации.

Подобные виртуальные зеркала – программы существуют и для «примерки» одежды и обуви [6]. Следуя этой новейшей технологии, все идет к тому, что в будущем не только в магазинах можно будет увидеть на себе новые товары, не надевая их, но и примерить на себя все – от белья до обуви и одежды, косметики и ювелирных изделий – но это будет возможно сделать и не выходя из дома.

Исследования в области инноваций в сфере розничной торговли показывают, что вскоре ожидаются еще более прогрессивные и кардинальные изменения, связанные с появлением и внедрением новых технологий и процессов. По данным исследовательской компании TNS [8], в списке наиболее ожидаемых из них значатся такие как: биометрическая оплата посредством отпечатков пальцев, получение консультаций о товарах и совершение сделки с помощью голографических продавцов и трехмерное сканирование покупателя для подбора оптимального размера одежды и обуви. Все эти изменения и нововведения будут происходить, в первую очередь, на информационной основе, для чего потребуется построение соответствующей инфраструктуры, то есть сетевой основы обработки данных и программного обеспечения.

Прежде всего, данная инновационная технология будет ориентирована на клиента. Ее внедрение позволит привлечь большее число клиентов, а также повысить материально-технический оборот продукции, удовлетворит и обеспечит клиента полезной информацией о продукте, увеличит товарооборот и прибыль.

Как показывает практика, все используемые не сегодняшний день в розничной торговле нововведения сначала появляются и применяются в странах с развитой экономикой, а затем, через транснациональные торговые компании, они распространяются и в развивающиеся страны, такие как: Китай, Россия, Бразилия, Индия и государства Африки.

Таким образом, используя различные инновации, организации розничной торговли приобретает ряд преимуществ, в числе которых уменьшение издержек, наращивание объемов продаж, выход на новые рынки сбыта, завоевание приверженности клиентов, а главное, данные тенденции способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики в целом.


Библиографический список
  1. Виртуальное зеркало. URL: http://techvesti.ru/node/2888 (дата обращения 24.03.2016).
  2. Внедрение инноваций в ритейле: основные преимущества и недостатки. URL: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2014/C40/V2/025.pdf (дата обращения 20.03.2016).
  3. Дандон Э. Инновации: Как определять тенденции и извлекать выгоду / пер. с англ., под общ.ред. М.Б.Шифрина. М.: Вершина, 2006.
  4. Комаров В. Инновации в современной торговле // Российская торговля. 2008. № 6. С. 10−13.
  5. Миронова М. На волне RFID // Точка продаж. 2013. №75, январь – февраль. С. 23-36.
  6. РОСБАЛТ Стиль жизни URL: http://www.rosbalt.ru/style/2010/09/02/767814.html (дата обращения 27.03.2016).
  7. Савенкова И.В., Нефедова Н.А., Кульш М.И. Тенденции развития инноваций: от их возникновения до настоящего времени // Мировая индустрия: экономические и инновационные аспекты: коллективная монография / под общей редакцией Н.А. Адамова. – М.: ЭКЦ «Профессор», 2015. – 300 с.
  8. Технологии, которые изменят торговлю / Продвижение продовольствия. Prod&Prod. 2010. №02. URL: DV-Reclama.ru (дата обращения 2.04.2016).
  9. Умная тележка. URL: http://www.sostav.ru/blogs/63913/7932/ (дата обращения 24.03.2016).
  10. Электронные ценники. URL:: http://new-retail.ru/marketing/Prikljuchenija+jelektronikov/ (дата обращения 20.03.2016).
  11. RFID метка. URL: http://www.idexpert.ru/technology/121/ (дата обращения 20.03.2016).
  12. RFID технология в розничной торговле. URL:  http://asupro.com/gps-gsm/system/rfid-technology-retail.html(дата обращения 20.03.2016).


Все статьи автора «Савенкова Ирина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация