УДК 33

ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Курки Анна Юрьевна
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
магистрант факультета магистратуры и аспирантуры

Аннотация
В статье представлены и частично раскрыты основные нормативные правовые документы, затрагивающие вопросы регламентирования государственной тайны в трудовых отношениях.

Ключевые слова: локальные нормативные акты организации, нормативные правовые акты, обязанности, подзаконные акты, права, социальные гарантии, трудовая функция.


RELATED TO THE REGULATION OF STATE SECRETS IN LABOUR RELATIONS

Kurki Anna Urevna
Volga Institute of management named after P. A. Stolypin – the branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation
undergraduate faculty of graduate and postgraduate

Abstract
The paper presents and partly deals with the main regulatory legal documents, relating to the regulation of state secrets in the employment relationship.

Keywords: duties, job descriptions, local statutory acts of the organization, normative legal acts, regulations, rights, social guarantees


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курки А.Ю. Вопросы регламентирования государственной тайны в трудовых отношениях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66835 (дата обращения: 20.11.2016).

Нынешний этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, вместе с тем, все сложнее становится защитить информацию ограниченного доступа от ее несанкционированного распространения. Как мы уже говорили ранее, утечка государственной тайны, ее утеря или незаконное распространение может нанести ущерб национальной безопасности Российской Федерации, поэтому вопросы ее регламентирования стоят наиболее остро. В ту же очередь, ряд ограничений, которые порождает собой допуск физического лица к государственной тайне, должен быть восполнен некоторыми социальными гарантиями, предусмотренные государством в отношении лиц, осуществляющих работу с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Регламентация государственной тайны в трудовых отношениях осуществляется с помощью:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Федеральных законов (в том числе Кодексов);
  • подзаконных правовых актов;
  • локальных нормативных актов.

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации [1] устанавливает общее право гражданина на труд,  на свободное реализацию своих способностей к труду и на достойные условия труда, отвечающие правилам безопасности и гигиены (ст. 37).

Как нам уже известно, наличие допуска работника к государственной тайне накладывает на него ряд дополнительных обязательств, порождающих возможные ограничения его конституционных прав. Исходя из Конституции, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55).

Конституция так же закрепляет правило, исходя из которого нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15). Данное требование применимо ко всем без исключения нормативным актам, направленным на регламентацию вопросов использования сведений, составляющих государственную тайну, в процессе осуществления трудовой деятельности. В частности, локальные акты, в том числе приказы работодателя, имеющие нормативный характер, должны быть доведены до сведения работников организации. До момента ознакомления работников с ними они не должны применяться.

Представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41). Нарушение режима работы со сведениями, составляющими государственную тайну, их незаконное распространение и передача третьим лицам уголовно наказуемо, вследствие чего, может быть ограничена свобода гражданина и нанесен ущерб его социальной жизни. Сокрытие работодателем информации, о том, что предполагаемая должность работника связанна с использованием сведений, составляющих государственную тайну, запрещено.

Федеральные законы и кодексы Российской федерации

Федеральный закон «О государственной тайне» [2] является основополагающим нормативным документом в отношении регулирования вопросов связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну:

  • регламентируется порядок доступа нанимаемого работника к государственной тайне (ст. 21);
  • устанавливается набор социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;
  • рассматриваются условия расторжения трудового договора и прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне (ст. 23);
  • закрепляются ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне (ст. 24).

Трудовой кодекс Российской Федерации [3] регулирует общие вопросы, возникающие в процессе трудовой деятельности работником, имеющего доступ к государственной тайне. Кодекс устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Однако более детально, подробно и содержательно вопросы приема на работу, предоставления социальных гарантий и условия прекращения трудового договора с работниками, имеющими доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, рассматривают иные нормативные правовые акты.  Важно помнить, что заключение трудового договора между работодателем и  кандидатом на должность, предполагающую наличие допуска к государственной тайне возможно лишь после получения кандидатом соответствующего допуска.

Подзаконные правовые акты

Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне” [4] определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска. В инструкции устанавливается последовательность оформления допуска к государственной тайне, подписания трудового договора и составления обязательства  по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В инструкции прописывается перечень оснований для отказа гражданину в допуске к государственной тайне (ст. 12) и соответственно в приеме на работу, и наоборот предусматриваются случаи прекращения допуска к государственной тайне в связи с расторжением  трудового договора. Также инструкция рассматривает особенности оформления допуска к государственной тайне при работе по совместительству (глава 3):

  • допуск к государственной тайне может быть оформлен только по основному месту работы,
  • при необходимости оформления гражданину, имеющему допуск к государственной тайне, такого же допуска для работы по совместительству в другой организации (в том числе и в качестве арбитражного управляющего) по соответствующему запросу изготавливается дубликат карточки-допуска (ст. 49).

В приложении к документу приведены формы учетной документации:

  • карточка-допуск (форма 1);
  • обязательство граждан перед государством по соблюдению требований  законодательства Российской Федерации о государственной тайне (форма 2);
  • номенклатура должностей работников организации, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3);
  • анкета кандидата на должность, предполагающую наличие допуска к государственной тайне (форма 4);
  • и т.д.

Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне” [5] определяет порядок допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне.

Лица, имеющие двойное гражданство (РФ и РСФСР) допускаются к государственной тайне в порядке, установленном для граждан РФ. Однако, если граждане РФ допускаются к секретным сведениям по решению руководителей организации без проведения соответствующих проверочных мероприятий (за исключением отдельных случаев), то граждане в двойным гражданством допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом “секретно” только после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности (ст. 3).

Иностранные граждане допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям (ст. 6) [6].

Допуск эмигрантов к государственной тайне осуществляется исходя из гражданства (РФ, РСФСР или иностранное) указанных лиц на момент возбуждения ходатайства о допуске их к государственной тайне (ст. 8).

Постановление Правительства РФ “О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны” [7] утверждают правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (рисунок 1), и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

 

Рисунок 1. Ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне

на постоянной основе

Процентная надбавка устанавливается в зависимости от степени секретности сведений, к которым допущен работник: секретно, совершенно секретно, сведения особой важности.

Процентная надбавка за стаж работы исчисляется из сроков работы в соответствующих структурных подразделениях: 1-5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 лет и выше.

Локальные нормативные акты

К числу локальных нормативных актов, регламентирующих государственную тайну в трудовых отношениях, относятся:

  1. Приказы и распоряжения руководителя организации (о выплате надбавок к должностному окладу, о приеме на работу и т.д.);
  2. Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Этот документ составляется на основе штатного расписания с выделением тех должностей, при назначении на которые требуется допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Номенклатура представляет собой таблицу, в которую вносятся сведения о наименовании должности, количестве штатных единиц, пункта перечня и степень секретности сведений, к которым будет допущен данный работник. Номенклатура согласоваться с органами федеральной службы безопасности и утверждается руководителем организации. Оформление допуска к государственной тайне гражданам, не внесенным в номенклатуру должностей организации, запрещено!
  3. Методические рекомендации кадровым подразделениям о порядке приема на работу граждан, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, разрабатываются режимно-секретным подразделением и представляют собой краткое содержание Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
  4. Должностные инструкции детально отражают трудовую функцию работника имеющего допуск к государственной тайне, его права и обязанности. В  тексте этого документа обязательно должна быть отражена специфика деятельности работника, предполагающая наличие у него доступа к государственной тайне.
  5. Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Помимо предусмотренных законодательством социальных гарантий работникам, имеющим доступ к государственной тайне, организация может устанавливать дополнительные преимущества таким работникам, например, дополнительные 2-3 дня ежегодного оплачиваемого отпуска.

Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Собрании законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Cт. 4398.
  2. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1  (ред. от 08.03.2015) “О государственной тайне”// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41. стр. 8220-8235.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1).  Cт. 3.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 (ред. от 18.03.2016) “Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне”// Собрание законодательства РФ. 2010. № 7. Cт. 762.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.1998 № 1003 (ред. от 18.03.2016) “Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне”// Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 35. Cт. 4407.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 № 973 “Об утверждении о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям”// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 32. Cт. 3786.
  7. Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 (ред. от 25.03.2013) “О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны”// Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 39. Cт. 4083.


Все статьи автора «Курки Анна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация