УДК 316.75

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ИМИДЖ ВУЗА

Байдалова Мария Владимировна1, Кошевенко Светлана Вячеславовна2
1Смоленский государственный университет, студентка факультета экономики и управления
2Смоленский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу исследования влияния элементов организационной культуры на имидж вуза. Для этого мы предлагаем изучить понятия организационной культуры и имиджа вуза, выявить взаимосвязь и провести корреляционный анализ Спирмана.

Ключевые слова: имидж вуза, корреляционный анализ Спирмана, организационная культура, элементы организационной культуры


INFLUENCE OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE ELEMENTS ON THE UNIVERSITY’S IMAGE

Baydalova Mariya Vladimirovna1, Koshevenko Svetlana Vyacheslavovna2
1Smolensk State University, student of the Faculty of Economics and Management
2Smolensk State University, Ph.D., assistant professor of management

Abstract
This article is dedicated to the research of Influence of the organizational culture elements on the university’s image. For this purpose we propose to study the concept of organizational culture and image of the university, to identify the interrelation and to hold Spearman correlation analysis.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Байдалова М.В., Кошевенко С.В. Влияние элементов организационной культуры на имидж вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66400 (дата обращения: 02.10.2017).

Главная задача любого вуза – это подготовка высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы на рынке труда. Одним из критериев отбора сотрудника на вакантное место служит имидж образовательного  учреждения, которое он окончил. Имидж вуза также влияет и на привлекательность вуза для абитуриентов, и на его конкурентоспособность. Следовательно, для закрепления своих позиций вузу  стоит уделять внимание формированию и совершенствованию своего положительного имиджа.

Понятие имидж вуза не оформлено институционально. На основе анализа различных подходов к определению данного понятия нами имидж вуза определён как сформировавшийся в процессе деятельности эффективный, эмоционально окрашенный образ университета (академии, института) или отдельных его структурных подразделений (факультетов, кафедр и др.), основанный на реальных или приписываемых чувственных восприятиях характеристик конкретного вуза, социально значимых для общественности.

Опираясь на модель Бобби Джи можно выделить две направленности имиджа вуза:

1)                внешний имидж – представление о вузе, которое формируется у внешнего окружения (абитуриентов, их родителей, СМИ и др.). Он включает: бизнес-имидж, социальный имидж, имидж образовательной услуги, внешнюю атрибутику вуза.

2)                внутренний имидж – это представление о вузе и отношение к нему, сформировавшееся во внутренней среде (у преподавателей, студентов и др.). Он включает: образ руководителя, образ персонала, организационную культуру.[1, с.30]

Мы предлагаем выявить влияние организационной культуры на имидж вуза.

Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получивших выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

Элементы организационной культуры:

-     предположения, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях;

-     ценности – показывают человеку, какое поведение следует считать допустимым, а какое нет;

-     символика, посредством, которой членам организации передаются ценностные ориентации.[2, с.420]

Содержание организационной культуры Ф. Харрис и Р. Моран рассматривали на основе десяти характеристик:

-     Осознание себя и своего места в организации;

-     Коммуникационная система и язык общения;

-     Внешний вид, одежда и представление себя на работе;

-     Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи;

-     Осознание времени, отношение к нему и его использование;

-     Взаимоотношения между людьми;

-     Ценности и нормы;

-     Мировоззрение;

-     Развитие и самореализация работника;

-     Трудовая этика и мотивирование. [3, с.179]

Для более детального исследования влияния элементов организационной культуры на имидж вуза необходимо:

1)                Собрать информацию о состоянии организационной культуры в вузе, используя  опросник  «Организационная культура вуза глазами студентов», разработанный М.Г Рыбченко и С.В Кошевенко, в котором предлагается оценить по шкале от 0 до 9  компоненты элементов организационной культуры вуза.[4]

Для дальнейшего анализа влияния элементов организационной культуры на имидж вуза предлагаем внести в анкету следующее дополнение:

-       Оцените имидж вуза по шкале от 0 до 9.

2)                Обработать данные и провести корреляционный анализ Спирмана, который используется для определения тесноты связи между признаками, измеренными в порядковых шкалах.[5,с.18]

С помощью данного анализа мы можем определить, какой именно элемент организационной культуры оказывает наибольшее влияние на имидж вуза.

Выявив данный элемент, мы также сможем сказать,  как он влияет на имидж вуза.

Вследствие того, что организационная культура является составляющей внутреннего имиджа организации – она оказывает непосредственное влияние на его формирование, поддержание и совершенствование. Таким образом, улучшая организационную культуру, мы улучшаем и имидж вуза.


Библиографический список
  1. Имидж фирмы: Планирование, формирование, продвижение / Бобби Джи ; Пер.с англ. А. Вихрова. – СПб. : Питер, 2000. – 220 с.
  2. Менеджмент:  учебник  /  О.  С.  Виханский,  А.  И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп.  — М.: Экономистъ, 2006. — 670   с.
  3. Элдридж, Д. Социология организации / Д. Элдридж, А. Кромби – Лондон, 1974. – 248 с.
  4. Рыбченко М.Г., Кошевенко С.В. Организационная культура ВУЗа глазами студентов // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/03/22847 (дата обращения: 20.03.2016).
  5. Харченко, М.А. Корреляционный анализ/ Учебное пособие для вузов. Воронеж: ВГУ, 2008, 31 с.


Все статьи автора «Байдалова Мария Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: