Образование в разных странах мира считается главным преимуществом и основным индикатором развития. Можно сказать, что государства ведут конкуренцию не только среди товаров или услуг, но и среди образования. Страны могут быть конкурентоспособными лишь в том случае, когда у них есть высококвалифицированные специалисты, имеющие управленческие навыки, обладающие знаниями наукоемких технологий, умеющие ориентироваться в рыночной экономике. Тогда будет создана эффективная система образования, способная удовлетворять потребности мировой рыночной экономики.
Для мировых систем образования характерна тенденция развития академической мобильности.
Академическая мобильность – это перемещение студентов или преподавателей высших учебных заведений на конкретный период времени в другое образовательное учреждение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания [1].
Развитие академической мобильности было еще в советские времена, и данный процесс не является новым. В современных условиях вузы стараются развивать академическую мобильность в качестве обязательной составляющей образовательного процесса, т.е академическая мобильность должна стать неотъемлемой частью реализации образовательных программ. Это требует очень серьезные изменения в работе организаций высшего образования, начиная от организационных требований образовательных программ и заканчивая изменениями в нормативно-методической базе, еще требуются финансовые ресурсы. Вариативность и индивидуализация обучения является неизбежной частью современного производства. Следовательно, можно сказать, что частичное прохождение обучения в других образовательных организациях, обеспечиваемое академической мобильностью, является неизбежным требованием подготовки современного работника, необходимым на рынке труда [3].
Выделяют два основных вида академической мобильности:
- «вертикальная» это когда студент или преподаватель полностью отправляется на обучение в другую страну;
- «горизонтальное» это когда студент или преподаватель отправляется в другую страну на определенный период времени (например: семестр, год) [2];
Нами было проведено исследование, проблем развития академической мобильности среди обучающихся по педагогическому направлению подготовки.
Исследование проведено с использованием метода анкетирования среди студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (НГПУ им. Минина).
Вопросы анкеты были разделены на три блока вопросов. Первый блок касался потребности студентов участвовать в академической мобильности. Второй блок рассматривал вопросы, связанные с возможностями студентов участвовать в академической мобильности. Третий блок был посвящен вопросам, касающимся важности участия в академической мобильности для дальнейшей профессиональной деятельности студентов.
Изучив данные анкетирования, можно сделать вывод о том, что 87% опрошенных желали бы принять участие в академической мобильности. Это говорит о том, что данное явление набирает свою популярность среди молодежи.
Поскольку одним из основных препятствий для участия в академической мобильности для студентов является недостаточное знание иностранного языка или его полное отсутствие. В связи с этим в данном опросе студентам был задан вопрос относительно их знания иностранного языка. После изучения результатов можно сделать вывод о том, что 58% опрошенных изучали английский язык, 25% – немецкий, остальные никак не высказались по этому вопросу, из чего можно сделать вывод, что более углубленно языки не изучались, а знаний, полученных, в школьной программе, явно недостаточно. На вопрос о готовности продолжать изучение языков при недостаточно полном знании 83% опрошенных высказались положительно. Эти данные говорят о том, что явление академической мобильности становится все более востребованным в современном мире.
Однако при употреблении термина “академическая мобильность” студенты чаще всего имеют в виду страны Западной Европы и Северной Америки. В частности, в данном опросе студентам было предложено выбрать страну, в которую они хотели бы отправиться для продолжения своего обучения. Так 58% опрошенных желали бы отправиться в США, 25% – во Францию, всего 9% выбрали Германию и 8% решили не уезжать далеко и отправиться в Белоруссию. Остальные страны, в частности Китай, были совсем не востребованы среди опрошенных студентов, несмотря на то, что отношения России с Китаем стремительно развиваются и, в частности, НГПУ им. Минина уже активно реализуются совместные сетевые проекты. Скорее всего, это связано с трудностью изучения языка, однако, возможно, и престиж стран играет свою роль.
Другой причиной недостаточного развития академической мобильности является личная жизнь студентов. Поэтому длительное обучение в другой стране для некоторых не представляется возможным. Среди опрошенных всего 8% готовы учиться в другой стране 2 года. Остальные голоса распределились так: на год в другую страну желали бы уехать 33% опрошенных, на полгода – 34%, на несколько месяцев – 25%. Это говорит о том, чтонесмотря на готовность участвовать в академической мобильности, время обучения в другой стране в основном остается минимальным.
Также одной из причин отказа студентов от участия в академической мобильности являются денежные средства, поскольку финансирование государства не всегда способно покрыть все расходы. В связи с этим студентам был предложен вопрос о готовности вложить собственные средства, если это понадобиться. Голоса распределились на удивление одинаково – 52% оказались согласны вложить собственные средства в свое обучение в другой стране и всего лишь 48% отказались. Это говорит о том, что студенты понимают важность подобного опыта.
На вопрос о том, какой опыт можно получить от участия в академической мобильности 42% опрошенных ответили, что можно получить новые знания, 40% сказали, что это позволит найти достойную работу, 18% хотели бы поехать в другую страну, просто чтобы завести новые знакомства. Это говорит о том, что большинство студентов понимает, как важно участие в академической мобильности для будущей профессиональной деятельности.
Следует отметить, что 84% опрошенных готовы прямо сейчас отправиться в другую страну для обучения.
Наконец, на вопрос о том, нужно ли внедрять данный опыт в университеты, 93% опрошенных высказались положительно. Это показывает, что студенты понимают важность академической мобильности для своей будущей профессиональной деятельности и для развития современной системы образования в целом.
Таким образом, изучив данные анкетирования, можно сделать вывод о том, что в Нижегородском государственном педагогическом университете еще только внедряется академическая мобильность. Однако студенты оценивают развитие студенческой мобильности, как приобретение дополнительных профессиональных компетенций, приобретение самостоятельной жизни и опыта решения организационных вопросов, приобретение международного опыта.
По результатам исследования был выявлен ряд проблем, которые бы возникли у студентов в программе академической мобильности.
Во-первых, большинство опрошенных указало финансовую проблему, потому что половина денежных средств идет из личного бюджета.
Во-вторых, это проблема знания иностранного языка. Многие студенты считают, что изучение иностранного языка не столь важно для будущей профессиональной деятельности. Это происходит потому, что академическая мобильность не достаточно хорошо развита и шанс поехать учиться в другую страну очень маленький.
В-третьих, в российских организациях высшего образования на данный момент преобладает, в основном, краткосрочная мобильность. Это связано с тем, что не все готовы отправиться в другую страну, имея семью.
В-четвертых, одной из причин являются сложности с получением работы во время стажировки в другой стране.
В целом, можно сказать, что данное направление пока еще недостаточно развито в российских организациях высшего образования, хотя ситуация постепенно меняется к лучшему, и при определенных изменениях, направленных на совершенствование российского законодательства в этой области, на улучшение нормативно-методического обеспечения мобильности, на развитие государственной финансовой помощи, на повышение уровня знания иностранного языка, доля как входящей, так и исходящей академической мобильности существенно возрастет.
Библиографический список
- Бринев Н. С., Чуянов Р. А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.prof. ru/publ/omsk2/o60.htm/
- Ефремов, А.П. Об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rudn.ru/?pagec=689 Общая стратегия развития МГИМО (2009-2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.univolga.ru/sites/univolga.ru/files/mgimo.doc.
- Россия в Европейском пространстве высшего образования/под ред. Артамоновой Ю.Д., Демчука А.Л., Караваевой Е.В., Муравьевой А.А. – Издательство Московского университета. 125009. – 2015 г. – 62 с.
- Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=16182326
- Прохорова М.П. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17318598.
Количество просмотров публикации: Please wait