ПРЕДПРОЕКТНАЯ СТАДИЯ ИТ-ПРОЕКТА «КОМПЛЕКСНОГО ВНЕДРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИТ-РЕШЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОЧЕРЕДИ В ПОЛИКЛИНИКЕ»

Севостьянова Александра Владимировна1, Макашова Вера Николаевна2, Столяров Александр Исмаилович3
1Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Носова, студент 4-го курса направления «Прикладная информатика» института ЭиАС
2Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Носова, к.п.н. доцент кафедры БИиИТ
3Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Носова, студент 4-го курса направления «Прикладная информатика» института ЭиАС

Аннотация
Актуальность данной статьи обусловлена важностью предпроектной стадии в контексте всего управления проектами, ведь некачественная стадия предпроекта ведет к неуправляемости проекта на всех стадиях его выполнения. На этой стадии проводится анализ и изучение объекта проектирования, в частности формируется информационная база, все входные и выходные документы, их объём, периодичность, алгоритмы. Эти данные обрабатываются и строится информационная модель в виде таблиц и графиков. Все это делается с целью снизить все предполагаемые риски, такие как невыполнение стратегического плана, финансовые, ресурсные, временные, организационные, технические, риски качества, системно-интеграционные, которые могут возникнуть при дальнейших этапах проектирования.

Ключевые слова: диаграмма Исикавы, ит-инфраструктура, ЛПУ


PRE-STAGE OF IT PROJECT "COMPREHENSIVE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL IT SOLUTIONS E TURN IN THE CLINIC"

Sevostyanova Alexandra Vladimirovna1, Makashova Vera Nikolaevna2, Stolyarov Alexander Ismailovich3
1Magnitogorsk State Technical University, student of 4rd course "Applied Computer Science" Institute EiAS
2Magnitogorsk State Technical University, Ph.D. Associate Professor of BIiIT
3Magnitogorsk State Technical University, student of 4rd course "Applied Computer Science" Institute EiAS

Abstract
The relevance of this article due to the importance of the pre-stage in the context of project management, because of poor quality of a pre-stage of the project leads to a lack of control at all stages of its implementation. At this stage of the analysis and study of the design object, in particular the emerging information base, all input and output documents, their volume, frequency algorithms. These data are processed and the information model is constructed in the form of tables and graphs. All this is done in order to reduce all the perceived risks such as the failure of the strategic plan, financial, resource, time, organizational, technical, quality risks, system-integration, which can arise at later stages of design.

Keywords: EРc модель, health facilities, Ishikawa diagram, IT infrastructure, the public sector.


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Севостьянова А.В., Макашова В.Н., Столяров А.И. Предпроектная стадия ИТ-проекта «Комплексного внедрения национального ИТ-решения электронной очереди в поликлинике» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66160 (дата обращения: 13.03.2024).

Цель: исследовать предпроектную стадию процесса «Комплексного внедрения национального ИТ-решения электронной очереди в поликлинике».

Методы: анализ ИТ-инфраструктуры, функциональное моделирование, анализ узких мест.

Введение (Introduction)

На основании исследований российских, зарубежных ученых и разработчиков в сфере управления ИТ-проектами, а также по данным фонда ФОСТАС был проведен анализ особенностей предпроектной стадии в области информационных систем и технологий, в результате, которого были предложены меры по увеличению успешности управления ИТ-проектами с применением современных методов и инструментов менеджмента.

Эффективность работы над ИТ-проектом не зависит от того, выполняется ли он сторонней специализированной организаций или же своими силами, большое значение имеет то, насколько внимательно проведен данный проект на различных этапах его жизненного цикла. На начальных стадиях реализации проекта требуется особое внимание. Представители различных российских компаний по управлению ИТ-проектами замечают, что заказчики всё чаще стремятся сэкономить на предпроектной стадии. Это обусловленно тем, что многие заказчики не готовы в достаточной мере платить за мероприятия, направленные на проведение внимательного планирования, а так же декомпозиции проекта и оценку различных рисков. О том, насколько сложным является исправление ошибок, допущенных на данном этапе предпроектного планирования и оценки рисков, говорят различные исследования Standish Group и IBM. Согласно данным, около 40 % ошибок проектирования вызваны ошибочными функциональными требованиями, не прошедшими соответствующих процедур проверки и согласования. Стоит отметить, что цена устранения данных ошибок на этапе внедрения оказывается значитально выше, чем на этапе предпроектного анализа. Заместитель директора департамента вычислительных ресурсов компании «КРОК» Р. Зейбот отмечает, что неполное внимание к проекту на этапе его предварительной подготовки, приводит в дальнейшей перспективе к таким неблагоприятным последствиям, как срыв сроков окончания фазы проекта или всего проекта, увеличение предварительно запланированного бюджета, привлечение дополнительных ресурсов. Зейбот также отмечает такие проблемы, как излишнее влияние администрации заказчика на процесс управления проектом, а так же изменение различных требований в процессе управления проектом[6].

Выявленные данные исследований:

  • только 15–20% проектов заканчиваются вовремя и в срок;
  • 25–35% проектов завершаются неудачей;
  • 50–60% проектов выросли в цене более чем на 90%;
  • в завершенных проектах только 50–60% требований были реализованы;
  • около 60% инвестиций в ИТ убыточны или имеют нулевой эффект.

Тщательное проведение предпроектной стадии ИТ-проектов существенно повлияют на будущие результаты этих критериев, многие из них на прямую зависят только лишь от этого этапа реализации проекта. Правильная оценка проекта – залог успешного завершения проекта. Данные о проблемах связанных с предпроектной стадией:

  • отсутствие четких целей — 17%
  • хаотические бизнес-процессы — 14%
  • низкая квалификация кадров на предприятии — 4%
  • недостаточное финансирование — 2%

По представленным показателям доступны сформированные меры по предупреждении возникновения этих проблем с использованием современных инструментов и методов менеджмента[8].

Методики (Methods)

Моделирование ИТ-инфраструктуры. Под понятием ИТ-инфраструктура подразумевается совокупность различных компонентов, начиная с нескольких персональных компьютеров и заканчивая беспроводным оборудованием, кабелями, маршрутизаторами, коммутаторами, а также сетевыми протокалами всевозможного уровня моделей и методологий. Для анализа ИТ-инфраструктуры подразделений ЛПУ была выбрана модель CMMI и на основе ее построена модель. Эта модель наиболее оптимальна с точки зрения простоты.

Capability Maturity Model Integration (CMMI) – это комплексная модель производительности и зрелости представляющая собой набор моделей организации процессов различных видов деятельности.

В настоящее время техническое оснащение рабочих мест соответствует корпоративным требованиям, что позволит в полной мере обеспечивать функционирование Web-портала.

Приступим к моделированию процесса обслуживания пациентов регистратурой подразделения ЛПУ в том виде как есть.

Функциональное моделирование

Функциональное моделирование часто реализуется во все возможных проектах внедрения информационных систем и прочих ИТ-проектах, проектах организационного проектирования и автоматизации, функционально стоимостном анализе, так как является прекрасным и доступным инструментом отображения деятельности предприятия, как для бизнес-аналитиков, так и для разработчиков, консультантов и аудиторов[3].

При моделировании бизнес-процессов используются следующие подходы:

–                    моделирование текущего состояния;

–                    моделирование будущего состояния.

Для описания логики бизнес-процессов текущего состояния системы была выбрана диаграмма расширенной цепочки процессов EPc модель, демонстрирующая ход действий пациента и отклик системы обслуживания на его действия в том виде как есть.

Заметим, что процесс получения талона требует от пациента прийти в медицинское учреждение, отстоять очередь в регистратуру и получить талон. Данный процесс выполняется пациентом в независимости от того, будет ли осуществлен прием пациента сразу или это будет другой день, независимо от удобства пациента.

Анализ узких мест

Узкое место в управлении проектами — это событие или процесс, который создает точку падения производительности во всей цепочки взаимосвязанных процессов. Компонент иногда называется критическим элементом.

Для выявления ключевых параметров процессов, влияющие на характеристики будущей системы, определения причин проблем процесса или факторов, влияющие на возникновение дефекта в системе используется диаграмма Исикавы. При работе группы специалистов причинно-следственная диаграмма помогает его членам достичь всеобщего понимания проблемы. При анализировании диаграммы Исикавы можно выявить, каких данных, сведений или знаний о проблеме нехватает для ее решения и тем самым предотвратить принятие необоснованных и легкомысленных решений[3].

Так как модель Исикавы демонстрирует причинно-следственные связи, влияющие на процесс, методом анализа данной связи мы можем выявить точки падения производительности.

Выделим наиболее важные факторы, влияющие на эффективность работы регистратуры поликлиники и построим с помощью Case-средства MS Visio диаграмму причин и факторов:

Проанализируем построенную модель. Обозначим факторы, оказывающие непосредственное влияние на показатель качества «эффективность работы регистратуры в поликлинике». К ним можно отнести: техническую инфраструктуру, персонал, контент, финансирование. Рассмотрим каждый фактор подробнее:

Техническая инфраструктура − организация различных компонентов – от нескольких индивидуальных компьютеров до маршрутизаторов, кабелей, беспроводного оборудования, коммутаторов, сетевых протоколов, различного уровня моделей и методологий. На данный фактор влияет следующее:

–                    Интернет

–                    Аппаратура

–                    ПО

–                    Техподдержка

Персонал – это непосредственно работники поликлиники, пользователи этой системой. На данный фактор влияет следующее:

–                    Квалификация

–                    Заинтересованность

–                    Ответственность

Информациясодержимое, информационное наполнение сайта. На данный фактор влияет следующее:

–                    Непротиворечивость

–                    Актуальность

–                    Доступность

Финансирование − снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами. На данный фактор влияет следующее:

–                    Планирование

–                    Сопровождение

–                    Господдержка

При дальнейшем анализе предметной области необходимо учитывать влияние каждого фактора, как главного, так и второстепенного, поскольку их негативное воздействие может привести к неэффективной деятельности ИТ-решения и падению производительности. Следующим этапом анализа является представление системы после внедрения ИТ-решения.

Моделирование будущего состояния

После анализа узких мест проекта была построена модель будущего состояния системы с помощью Case-средства MS Visio (Рисунок 5). Для описания логики бизнес-процессов была выбрана диаграмма расширенной цепочки процессов EPc модель, демонстрирующая ход действий клиента и отклик системы на его действия в реализованном виде ИТ-проекта.

Данная диаграмма демонстрирует процесс обслуживания пациентов  после внедрения  «Комплексного внедрения национального ИТ-решения электронной очереди в поликлинике».

Организация команды

Организация команды один из этапов повышающих успех проекта и является отдельной задачей проектного управления. Правильный подбор квалифицированных специалистов объединенных в одну группу, которые способны самостоятельно реализовывать функциональные задачи и проводить анализ.

Проектная команда – это объединенные в один коллектив специалисты на время существования проекта для достижения общих целей и задач проекта. Правильная организация подбора состава команды должна быть взаимодополняемой , что влияет на успешность проекта.

Этапы формирования команд проекта:

-                   Определение общих задач проекта;

-                   Определение роли, квалификации и количество требуемых специалистов;

-                   Согласование выделенных специалистов с руководителями для участия в проекте;

-                   Создание условий и предоставление ресурсов, необходимых для эффективной работы;

-                   Итоговое формирование функциональной проектной команды с разделенными ролями, определенными и понятными задачами, степенью ответственности и общей целью.

В дальнейшем руководители проекта формируют детальные задачи и определяют последующую тактику действий.

Главным ключевым моментов в формировании группы специалистов является понимание проблем на предприятии, решаемых с помощью ИТ-проекта. Также важно предоставить условия в ранние сроки, в которых команда оценивает проблемы, определяет границы и разрабатывает решение, помогает руководителю выявить возможные ограничения и риски в выполнении проектных работ[10].

Согласованность с бюджетом

Определение типа финансирования проекта зависит от ряда обстоятельств, которые определяют, будет ли  оплата по фактически затраченным ресурсам или «под ключ».

Компания, располагающая собственной командой по внедрению и дальнейшему развитию системы нуждается в привлечении внешних специалистов в ограниченном количестве только на ответственные работы, требующие большого опыта. Вся ответственность ложится на саму компанию, так как при таком подходе маловероятно, что внешний специалист возьмет на себя ответственность за сроки и качество внедрения. Оплата таких услуг будет повременная с оплатой расходов, по отдельным счетам, выставленным в ходе проекта.

Договор  с подрядчиком и оплатой после приемки предпочтителен в случае, когда планируемый объем работ будет осуществляться силами консультантов. В схеме «под ключ» обнаруживаются свои риски. Например, в случае не завершения в нужные сроки, а также  нехватки бюджета на продолжение работ и для привлечения дополнительных специалистов проектная команда попыталась обвинить в задержках заказчиков, ссылаясь на то, что те якобы задержали представление нужных документов. Такая ситуация грозила срывом проекта, только путем взаимных уступок, выделением дополнительного финансирования и ощутимым снижением расценок на работы с трудом достигла завершения[6].

Можно обойти эти острые углы путем разбивания проекта на этапы с конкретными результатами, сроками завершения и оплаты работ. Хорошим ходом будет формирование дополнительного бюджета в размере приблизительно 20% от стоимости контракта, который будет служить резервом проекта, даже если он не понадобится. Но зато когда наступит обратная ситуация не придется ждать утверждения бюджета следующего года или «краснеть» на Совете директоров, объясняя сложившиеся обстоятельства.

Заключение (Result)

Предпроектный анализ в процессе управления проектами имеет статус определяющего в выработке правильного подхода. Единственный путь реализации проекта – это добиться наиболее полного материала.

В процессе предпроектного анализа выясняется начальное состояние объекта как проблемной ситуации. Определяется отличие реального начального состояния востребованному уровню, включая различные характеристики объекта для до видения объекта до состояния востребованного временем, разрабатывается комплекс предложений по решению проблемных качеств ситуации, определенные из являются наиболее важными, ключевыми.

В результате проведения предпроектной стадии была построена модель ИТ-инфраструктуры, которая позволил нам выявить соответствие корпоративным требованиям, позволяющее нам поддерживать функционирование Web-портала, также было проведено моделирование текущего состояния и анализ узких мест. В результате была построена модель TO BE. Можно сделать вывод об успешном проведении предпроектной стадии и возможности перейти к следующей стадии проекта.


Библиографический список
  1. Леднов А.В., Макашов П.Л., Волщуков Ю.Н. Информационная модель системы сквозной маркировки продукции металлургического предприятия//Сталь.-2014.-№4.С119-123.
  2. Макашова В.Н., Миронова А.А. Применение Информационных Технологий как инструмента минимизации рисков инвестиционных проектов в сфере автоматизации промышленных предприятий// Инновационный Вестник Регион. -2013.- № 4.2. С. 55-60.
  3. Макашова В.Н., Старков А.Н., Чусавитина Г.Н. Информационные системы и технологии [Текст]: практикум. – Магнитогорск, 2011.- 188 с.
  4. Макашова В.Н., Трейбач Е.Л., Чусавитина Г.Н. Методика оценки ИТ-стартапа//Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве: сб. докладов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (TИМ’2015) с международным участием, посвящённой 95-летию основания кафедры и университета (Екатеринбург, 26–27 марта 2015 г.). – Екатеринбург: УрФУ, 2015. –С.319-323.
  5. Обзор: 10 русских SaaS-систем управления проектами [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://projectman.livejournal.com/5123.html (24.08.2010).
  6. Ошурков В.А., Макашова В.Н. Методы минимизации ресурсных рисков в проектах разработки программных продуктов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2014/10/37111 (дата обращения: 28.02.2015).
  7. Ошурков В.А., Макашова В.Н. Механизмы оптимизации управления программой ИТ-проектов // Сборник научных трудов SWORLD. – N 1. – С.66-72.
  8. Ошурков В.А., Макашова В.Н. Управление ресурсными рисками в проектах по разработке программного обеспечения // Экономика и социум. 2014. № 3(12) [Электронный ресурс]. URL:http://iupr.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/Zhu.. (дата обращения: 28.02.2015).
  9. Разинкина Е. М. Порталы как средство сетевого сотрудничества: монография/Е. М. Разинкина, В. Н. Макашова, 3. М. Уметбаев, И. В. Суколенов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. -144 с.
  10. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н. Использование информационных технологий в управлении проектами. -Магнитогорск: МаГУ, 2011. -216 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Столяров Александр Исмаилович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация