УДК 612.789

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НА РАННИХ СТАДИЯХ ОНТОГЕНЕЗА (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ №15 «РОМАШКА» Г. АРЗАМАСА)

Сабурцев Сергей Александрович1, Жиженина Лилия Михайловна2, Панкова Анна3
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, кандидат биологических наук, доцент
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, кандидат биологических наук, доцент
3Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, студент

Аннотация
В работе отражены результаты исследования развития речи у детей раннего детства. Показано, что существует прямая взаимосвязь между вербальным интеллектом матери, в частности, способностью к обобщению, и пассивным словарем ребенка. Выявлено, что образование и профессия матери выступают факторами речевого развития ребенка.

Ключевые слова: онтогенез, речь, физическое развитие


SPEECH DEVELOPMENT IN CHILDREN AT THE EARLY STAGES OF ONTOGENESIS (FOR EXAMPLE, THE NURSERY OF MBPEI №15 "ROMASHKA", ARZAMAS)

Saburtsev Sergey Alexandrovich1, Zhizhenina Liliya Mihailovna2, Pankova Anna3
1Arzamas branch, N.I.Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Cand. of Sciences (Biology)
2Arzamas branch, N.I.Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Cand. of Sciences (Biology)
3Arzamas branch, N.I.Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Student

Abstract
The paper presents the results of studies of speech development in children in early childhood. It is shown that there is a direct relationship between the mother's verbal intelligence, particularly, the ability to generalize, and passive vocabulary of the child. It was revealed that the education and profession of the mother is a factor of the speech development of a child.

Keywords: ontogenesis, physical development, speech


Рубрика: 03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сабурцев С.А., Жиженина Л.М., Панкова А. Развитие речи у детей на ранних стадиях онтогенеза (на примере МБДОУ №15 «Ромашка» г. Арзамаса) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/65830 (дата обращения: 29.09.2017).

Раннее детство (период от года до трех лет) – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции, подтверждением тому служит изучение детей, мало общавшихся в детстве с другими людьми.

Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.[1,2,3]. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Анализ последних публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы [4]. Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.

В связи с этим целью нашего исследования было изучение особенностей развития речи и определение факторов речевого развития ребенка в период раннего детства.

Исследование проводилось на базе МБДОУ №15 «Ромашка» г. Арзамаса.

В исследовании принимали участие 20 пар матерей и их детей. Было обследовано 9 мальчиков и 11 девочек, в возрасте от двух до трех лет. Средний возраст детей – 2,5 года.
Возраст обследованных матерей составил от 21 года до 38 лет, средний возраст – 29 лет, образование от средне-специального до высшего. В результате анкетирования было выявлено, что 16 матерей работают. Профессия 10 матерей относится к категории «Человек – человек»; 4 – к категории «Человек – знак»; 2 – к категории «Человек – техника». В 9 семьях из 20 есть ещё дети.

В результате диагностического обследования речевого развития дети получили оценки от 6,25 до 9,75 балла (средний балл– 8,15). У девочек средний балл – 8,86, у мальчиков – 8,08. Средние показатели оценки пассивного словаря – 3,36 балла; активного словаря – 2,7 балла; грамматического строя речи – 2,08 балла. По данным экспертной оценки логопеда 13 детей имеют оценку 4 балла, 6 детей – 5 баллов, 1 ребенок – 3 балла. Средний балл экспертной оценки – 4,25. У девочек среднее значение – 4,27, у мальчиков – 4,22. Средний показатель времени появления гуления у детей – 3,3 мес.; лепета – 7,4 мес.; первых слов – 12,9 мес.; первых фраз – 21,5 мес.

Нам было интересно выявить взаимосвязь между развитием интеллекта матери и показателями речевого развития ребенка. Корреляционный анализ позволил выявить статистически значимые связи и прямую зависимость (таблица 1).

Таблица 1. Взаимосвязь уровня вербального интеллекта матерей и речевого развития детей в исследуемой группе

Параметр

Экспертная оценка воспитателя

Балл по обследованию

Пассивный словарь

Активный словарь

Граммати-ческий строй речи

Дополнение предложений

-0,00

0,14

0,09

-0,04

0,19

Исключение лишнего

-0,06

-0,21

-0,11

-0,19

-0,17

Аналогии

-0,17

-0,09

0,22

-0,40

-0,03

Обобщение

0,48

0,47

0,55

0,21

0,34

Память

0,19

0,01

-0,14

0,15

0,00

выделены значимые корреляции, р<0,01

Полученные результаты корреляционного анализа можно объяснить тем, что способность матери грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей позволяет ребёнку лучше понимать значения слов и, следовательно, быстрее овладевать речью.

Также были выявлены гендерные различия в речевом развитии. Значимые различия обнаружены во времени начала гуления и лепета в зависимости от пола ребенка (таблица 2). Гуление и лепет у девочек появляются раньше, чем у мальчиков. Данные результаты подтверждают, что девочки обнаруживают более раннее речевое развитие. Такое опережение наблюдается в младенческом возрасте, а затем темп развития сравнивается.

Таблица 2. Гендерные различия в речевом развитии детей

Показатель

Пол ребёнка

Статистика Стьюдента

t-value

Уровень значимости

р

девочки

мальчики

Оценка воспитателя

4,27273

4,22222

0,19903

0,844471

Балл по обследованию

8,20455

8,08333

0,30201

0,766104

Гуление

3,09091

3,55556

-1,93619

0,068708

Лепет

6,90909

8,00000

-1,74284

0,098419

Первые слова

13,18182

12,55556

0,52693

0,604675

Первые фразы

21,90909

21,00000

0,53330

0,600349

Пассивный словарь

3,34091

3,38889

-0,39752

0,695656

Активный словарь

2,68182

2,72222

-0,29321

0,772718

Грамматический строй речи

2,18182

1,97222

0,78717

0,441424

выделены значимые корреляции, р<0,01

Значимых взаимосвязей речевого развития ребенка с возрастом матери обнаружено не было. Однако были выявлены статистически значимые различия в средних значениях показателей, отражающих речевое развитие ребенка в связи с образованием матери (таблица 3).

Таблица 3. Образование матери и речевое развитие ребёнка

Показатель

Образование матери

Статистика Стьюдента

t-value

Уровень значимости

р

средне-специальное

высшее

Оценка воспитателя

4,16667

4,28571

-0,433918

0,669504

Балл по обследованию

8,25000

8,10714

0,328019

0,746682

Гуление

3,33333

3,28571

0,166410

0,869689

Лепет

7,33333

7,42857

-0,129701

0,898241

Первые слова

12,50000

13,07143

-0,441876

0,663842

Первые фразы

21,83333

21,35714

0,255771

0,801028

Пассивный словарь

3,54167

3,28571

2,188327

0,042075

Активный словарь

2,66667

2,71429

-0,318447

0,753811

Грамматический строй речи

2,04167

2,10714

-0,223019

0,826032

выделены значимые корреляции, р<0,01

У женщин со средне-специальным образованием дети быстрее накапливают пассивный словарь. Это может быть связано с более простой для детского понимания речью матерей, тогда как матери с высшим образованием склонны строить свою речь, используя сложные для детского понимания слова и речевые обороты.

Благодаря использованию однофакторного дисперсионного анализа мы обнаружили зависимость пассивного словаря ребенка от типа профессии матери (рисунок 1).


Наиболее высокую оценку пассивного словаря имеют дети, профессия матери которых относится к типу «Человек-человек», что может быть связано с хорошо развитыми коммуникативными навыками.

Нами исследовалась взаимосвязь речевых нарушений у родственников с показателями развития речи ребенка (таблица 4).

Таблица 4. Наличие речевых нарушений у родственников и речевое развитие ребёнка

Показатель

Наличие речевых нарушений у родственников

Статистика Стьюдента

t-value

Уровень значимости

р

есть

нет

Оценка воспитателя

3,75000

4,37500

-2,23607

0,038250

Балл по обследованию

7,62500

8,28125

-1,37888

0,184826

Гуление

3,25000

3,31250

-0,19069

0,850901

Лепет

8,00000

7,25000

0,91147

0,374096

Первые слова

14,75000

12,43750

1,66818

0,112581

Первые фразы

24,00000

20,87500

1,55794

0,136655

Пассивный словарь

3,31250

3,37500

-0,41653

0,681950

Активный словарь

2,37500

2,78125

-2,84816

0,010674

Грамматический строй речи

1,93750

2,12500

-0,56154

0,581354

выделены значимые корреляции, р<0,01

Было выявлено, что дети, имеющие родственников с речевыми нарушениями, имеют более низкую среднюю экспертную оценку воспитателя и активный словарь. Данная взаимосвязь доказывает зависимость речевого развития ребёнка от фактора наследственности.

Нам было интересно выявить зависимость образования матери, пола ребёнка и показателей его речевого развития c помощью двухфакторного дисперсионного анализа (Рис. 2, 3). Было выявлено, что у мальчиков, чьи мамы имеют высшее образование, активный словарь больше, а у девочек – меньше. Таким образом, мы можем предположить, что для развития девочек важнее эмоциональная сторона, а для мальчиков – информационная.



Таким образом, мы можем заключить, что речевое развитие ребёнка в период раннего детства связано с образованием матери, её профессией и вербальным интеллектом, а также полом ребенка. Выявлена зависимость речевого развития ребёнка от фактора наследственности.


Библиографический список
  1. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 93 с.
  2. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000. 1008 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 720 с.
  4. Белогай К.Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами // Тезисы Международной научно-практической конференции: Л.И. Божович и современная психология личности. М., 1985. С.14-18.
  5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003. С.342-370.
  6. Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2000.


Все статьи автора «Жиженина Лилия Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: