УДК 316

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Хизбуллина Радмила Радиковна1, Гарайшина Эльмира Ильдаровна2
1Казанский государственный энергетический университет, доцент кафедры «Социологии, политологии и права»
2Казанский государственный университет, магистрант

Аннотация
В представленной статье с методологических рассмотрена сущность социальной адаптации в студенческой среде, рассматриваются особенности согласовании потребностей индивидуума с потребностями социальной среды, в которой он присутствует. Анализ подходов к определению понятия «адаптация» позволяет нам обнаружить общие характеристики и рассматривать его как процесс приспособления индивида к трансформирующимся условиям окружающей среды как природной, так и социальной.

Ключевые слова: высшая школа, методология, потребности, приспособление, социальная адаптация, социальные факторы, студенческая среда


METHODOLOGICAL BASES OF STUDYING OF SOCIAL ADAPTATION IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT

Khizbullina Radmila Radikovna1, Garaishina Elmira Ildarovna2
1Kazan State Power Engineering University, Phd in Sociology, Assistant Professor, Department Of «Sociology, Political Science And Law»
2Kazan State University, undergraduate

Abstract
In the submitted article from methodological the essence of social adaptation in the student's environment is considered, features coordination of requirements of an individual with requirements of the social environment at which he is present are considered. The analysis of approaches to definition of the concept "adaptation" allows us to find general characteristics and to consider him as process of adaptation of the individual to the transformed conditions of environment both natural, and social.

Keywords: adaptation, higher school, Methodology, requirements, social adaptation, social factors, student, student's environment


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хизбуллина Р.Р., Гарайшина Э.И. Методологические основы изучения социальной адаптации в студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65886 (дата обращения: 26.11.2016).

Социальная адаптация является одним из механизмов социализации, которая позволяет «активно включиться в структуру социальной среды. Известно, что адаптация явление интегральное и многостороннее, а, значит, имеет множество интерпретаций и рассматривается в разных областях науки. Социология представляет адаптацию как процесс приспособления к ситуации в связи с её трансформациями и результат данного процесса, т.е. приспособленность к изменившимся обстоятельствам жизни и действия субъекта процесса адаптации, связанные с его работой над собой с целью приспособления и, наконец, работа с объектом адаптации, которую реализовывают окружающие его люди.

В данном контексте условия социальной среды определяются нормами и правилами, принятыми в обществе, социальными императивами, новыми социальными ролями, которыми человек должен овладеть.

На сегодняшний день в рамках социологии адаптации социальная адаптация рассматривается, представленной Н.А. Крель, указывающая ее основные черты, виды и функции. Проблематика социальной адаптации студентов рассматривается многими отечественными и зарубежными учеными [1]. В отечественной науке сущность, механизм и структура социальной адаптации стали объектом анализа в работах Нагоркиной О.В.[2], Рослякова А.Е.[3], Эйгелиса Г.В.[4] и пр.

В настоящее время, у абитуриентов к началу обучения в высшем учебном заведении уже имеется своеобразная система ценностно-смысловых отношений, со временем трансформирующаяся под действием изучения и профессионального воспитания, одна из основопологающих функций которых содержится в трансляции свежих идей, мыслей, ценностей. Студенческая пора считается завершающим периодом насыщенного становления системы ценностных взаимоотношений.

Таким образом, процесс вузовской адаптации многие авторы рассматривают как один из видов социальной адаптации. Под адаптацией студентов к высшему учебному заведению понимается формирование наилучшего режима целеустремленного функционирования личности студента [5]. Определено, что адаптация личности студента к обучению – это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс, из-за несоответствия способов обучения в школе и вузе.


Библиографический список
  1. Крель Н.А. Теоретические основы процесса адаптации студентов ОУ СПО к профессиональной деятельности. [Электронный доступ]. – Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4030
  2. Нагоркина О.В. Социально-психологическая адаптация студентов в вузе в условиях развития студенческого самоуправления: дис…канд. психол. наук: 19.00.05 / О.В. Нагоркина. Саратов, 2006. 191 с.
  3. Росляков А.Е. Социально – психологическая адаптация студентов в условиях ВУЗа МПС:дисс. …канд. псих. наук: 19.00.05 / А.Е. Росляков. Ярославль, 2003. 195 с.
  4. Эйгелис Г.В. Социальная адаптация иногородних студентов на первых этапах профессионального обучения / Г.В. Эйгелис // «Наука». 2011. – №6 (11).
  5. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Отношение к образованию у студенческой молодежи (на материалах социологического исследования в Республике Татарстан) // Казанский педагогический журнал. 2016. №11. С.209-215.


Все статьи автора «Хизбуллина Радмила Радиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация