УДК 616

ДОНОРСТВО КАК ДУХОВНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Сидоренко Юлия Андреевна1, Якименко Лилия Альбертовна2
1Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения №1

Аннотация
В статье раскрывается вопросы, обосновывающие необходимость развития массового донорского движения, как примера гуманизма и реализации феномена социальной солидарности, и формирования общественного мнения о полезности донорства с использованием эффективных современных рекламных технологий, адресных агитационных мероприятий и обучающих презентаций для различных социальных и возрастных категорий населения.

Ключевые слова: агитационные мероприятия, гуманистическое мировоззрение, донорское движение, донорство, духовно-материальная ценность


DONORSHIP AS SPIRITUAL AND MATERIAL VALUE OF HUMANISTIC EDUCATION

Sidorenko Yuliya Andreevna1, Yakimenko Liliya Albertovna2
1Rostov State Medical University, candidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene
2Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of public health and health care No. 1

Abstract
The article presents the questions proving need of development of the mass donor movement as example of humanity and realization of a phenomenon of social solidarity and formation of public opinion about usefulness of donorship with use of effective current advertizing technologies, address agitational actions and the training presentations for various social and age categories of the population.

Keywords: agitational actions, donor movement, donorship, humanistic ideology, spiritual and material value


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Донорство как духовно-материальная ценность гуманистического воспитания // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65836 (дата обращения: 20.11.2016).

Далеко вперед шагнула наука о переливании крови – трансфузиология. Однако, как и прежде, миллионы жизней больных людей спасает кровь доноров. Дар своей крови – это символ современной цивилизации, пример гуманизма и феномен социальной солидарности. Современная медицина при лечении заболеваний крови, травм, в ряде оперативных вмешательств не может обойтись без применения компонентов крови (эритроцитной массы, тромбоконцентрата и замороженной плазмы). Кроме того из донорской крови производят ряд крайне необходимых препаратов крови: иммуноглобулины, альбумин, факторы свёртывания и др. Донорство крови — это жизненно необходимая для человеческого общества миссия. Но и для самих доноров сдача крови может быть весьма полезной процедурой, приводящей к активации кроветворения, включая систему иммунитета [1, С. 77].  Не случайно «круглый стол» по проблемам донорства и службы крови, состоявшийся в Государственной Думе Российской Федерации, рекомендовал определить 20 апреля как ежегодный торжественный памятный день – Национальный день донора крови. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире регистрируют около 107 миллионов случаев сдачи крови, процедуру переливания крови делают 1,5 миллионам россиян. В ВОЗ надеются, что к 2020 году все страны мира будут обеспечивать запасы крови на 100% благодаря добровольным, не получающим вознаграждение донорам. Кровь требуется пострадавшим от ожогов и травм, при проведении сложных операций, при тяжелых родах, а больным гемофилией или анемией – для поддержания жизни. Потребность в донорской крови постоянна, в ней ежегодно нуждается более 1,5 млн. россиян. Это важно, потому что помощь донора нужна каждому третьему человеку в мире. В лечебных учреждениях Ростовской области ежегодно в переливаниях крови нуждаются более 130 тысяч человек. Сегодня не существует замены донорской крови – она уникальна по своим свойствам. Для многих больных донорская кровь – это единственный шанс выжить и выздороветь. В настоящее время в России особо ощутима нехватка компонентов и препаратов крови отечественного производства. Поэтому врачи говорят о необходимости развития массового безвозмездного донорства для спасения миллионов жизней. Если каждый россиянин хотя бы 1 раз сдаст кровь, потребности крови в России будут полностью удовлетворены.  В то время как по данным ВЦИОМ (2014) 64% россиян никогда не были донорами крови, а среди сдающих кровь, лишь 8 % сдают её часто, 17 % сдавали несколько раз и 11 % были донорами лишь однажды. С20 января 2013 годав силу вступил закон об отмене платного донорства. Вместо нескольких сотен рублей донорам предлагали соки, чай, консервы. Однако. Министерство здравоохранения подготовило изменения в закон о донорстве крови и ее компонентов, согласно которому доноры смогут получать на выбор вместо питания денежное вознаграждение (Владимир Уйба). При этом размер материальной компенсации Минздрав установил в 5% от действующей на дату сдачи крови и (или) ее компонентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, на территории которого совершенна донация. Донорство – это не только добровольная сдача крови, а также мероприятия, направленные на организацию и обеспечение безопасности заготовки крови и её компонентов. Кровь, взятая от донора, используется в научно-исследовательских и образовательных целях; в производстве компонентов крови, лекарственных средств и медицинских изделий.  Тысячи больных людей в современном мире имеют шанс получить переливание крови. Кроме громких трагических событий есть и повседневная жизнь, и человеческие судьбы, зависящие от нашего самопожертвования, сострадания, гуманизма, благородства и любви. Донорство воспитывает в человеке высокие нравственные принципы – гуманизм, доброту, отзывчивость, патриотизм, в которых так нуждается современное общество. Образовательные учреждения в свою очередь также играют важную роль в формировании гуманистического мировоззрения и создании социокультурных образцов у молодежи. Одним из средств развития гражданских качеств является волонтерское движение, формирующее гуманистические идеалы и чувство социальной ответственности [2, С.111]. Волонтерство, включенное в педпроцесс вуза (аудиторная и внеаудиторная деятельность), будет способствовать формированию гуманистического мировоззрения студентов и получению опыта работы по избранной специальности [3, С.76]. Большое внимание волонтерскому донорскому движению уделяется в среде обучающихся Ростовского государственного медицинского университета [4, С. 793]. Для более раннего приобщения к данному виду волонтерского движения в вузе существует непрерывность образовательного процесса, в которую включены профильные общеобразовательные школы (на договорной основе), клуб «Юный медик» городского Дворца творчества детей и молодежи (на договорной основе), подготовительные курсы, кафедры университета, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс, колледж РостГМУ (на функциональной основе) [5, С. 119; 6, С. 157]. Концептуальная модель врача – гуманиста, владеющего основами мировоззренческих и психолого-педагогических знаний, рассматривающего человека и его здоровье как величайшую ценность общества и умеющего применить эти знания и умения к конкретному пациенту, является фундаментом воспитательной работы факультета довузовского образования [7, С. 169]. В вузе традиционно проводятся акции: «День донорского совершеннолетия» и другие. В акциях принимают участие доноры всех ВУЗов Ростова-на-Дону, а также актив педагогического отряда «ЮГА». С участием РостГМУ регулярно проводятся встречи по вопросам донорства с обучающимися других вузов.  Центр довузовского образования не остается в стороне от волонтерского донорского движения, одной из целей воспитательной работы на довузовском этапе  является дальнейшее  совершенствование работы по развитию ключевых общекультурных компетенций в рамках духовно-нравственного и гуманистического [8, С. 777].  Особое внимание пропаганде здорового образа жизни, волонтерского и донорского движения уделяется в клубе «Юный медик», где по трехлетней программе обучаются и знакомятся с основами медицины учащиеся образовательных школ [9, С. 115; 10, С. 119]. Цель нашего исследования –  изучить основные направления деятельности донорского движения, разработать и провести мероприятия по пропаганде и привлечению внимания населения к этому направлению деятельности, а также оценить эффективность проведенных мероприятий. Объектами исследования были медицинские работники, школьники и обучающиеся факультета довузовского образования. С учетом возраста они были разделены на 4 группы: 1 группа – до 18 лет, 2 – 18-30 лет, 3 – 30-50 лет, 4 – старше 50 лет.  Исследование проводилось в три этапа. В процессе использовались авторская анкета для оценки информированности населения разных возрастных категорий о донорском движении; лекции, беседы, презентации, информационные встречи по вопросам, посвященным проблемам безвозмездного донорства; анкета, составленная автором для повторной оценки информированности населения по изучаемой проблеме. Статистический анализ производился в программе Statistica 6.0. По результатам первого анкетирования, имеют желание сдать кровь с целью оказания «помощи людям»  50%  обучающиеся на подготовительных курсах и 60% лиц старше 50 лет, а реально регулярно сдают кровь 9% представителей лиц от 18 до 30 лет, 10% лиц от 30 до 50 лет и 10% лиц старшего возраста. 90% слушателей (1 группа), 70% (2-4 группы) мало информированы по всем вопросам, связанным с донорством: противопоказания, показания, возможные осложнения, правила подготовки к сдаче крови и другие. Безвозмездность сдачи крови превалирует у респондентов всех возрастных групп, добровольность – в группе старше 50 лет (80%). Соответственно 20%, 28% ,79% и 85% (1,2,3,4 групп) анкетируемых охотнее сдали бы кровь своим родственникам, и все беспокоятся, что сдача крови может повредить их здоровью.  Среди причин, по которым люди не сдают свою кровь, наиболее популярной оказалось плохое здоровье - так ответили 23% опрошенных. Боятся возможного инфицирования 12% респондентов, 5% признались, что боятся вида крови, боли и шприцов.  Обязательное материальное поощрение в ранге требований к условиям сдачи крови все респонденты ставят на последнее место. Все группы анкетируемых не в полном объеме осведомлены о требованиях, которым должен соответствовать донор, к примеру, неправильно ранжируют пищевые продукты, способствующие быстрому восстановлению крови. Они также мало информированы и о той пользе, которую получает система кроветворения при регулярной сдаче. Установлена прямая корреляция между количеством респондентов, готовых регулярно сдавать кровь, и возрастом, так как это престижно и повышает самооценку. Большая часть анкетируемых положительно относится к созданию общественных организаций, которые помогают найти доноров, но готовы стать их членами менее трети респондентов. На втором этапе мы реализовали разработанные нами мероприятия (лекции, презентации, мастер-классы, круглые столы, буклеты) по пропаганде и привлечению внимания к изучаемой проблеме. Различными формами и средствами пропаганды было охвачено более пятисот человек. Во время агитационных мероприятий волонтеры организовывали встречи с Почетными донорами, знакомили слушателей с историей донорского движения, показаниями и противопоказаниями к процедуре, средствами доказательной медицины рассказывали о благотворном влиянии на самих добровольцев. Листовки содержали информацию о том, что активные доноры реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, легче переносят кровопотерю, что люди, регулярно сдающие кровь, живут в среднем на 5 лет дольше среднестатистического человека, так как у них происходит активизация системы кроветворения – клеток красного костного мозга – и регулярная стимуляция иммунитета. Лозунг агитационной бригады «став донором крови, можно не только подарить кому-то жизнь, но и продлить свою собственную». Проведенные нами мероприятия значительно расширили представления о донорстве во всех группах респондентов, так как по результатам второго анкетирования респонденты «поняли», что донорство не вредит здоровью. Во всех группах возросло количество людей (до 100%) готовых регулярно безвозмездно, добровольно сдать кровь. Они стали более информированы о показаниях к сдаче крови и сами проявили желание участвовать в волонтерском движении, что свидетельствует об эффективности комплексного подхода к формированию общественного мнения о полезности донорства с использованием современных рекламных технологий; адресных агитационных мероприятий и обучающих презентаций для различных социальных и возрастных категорий населения.


Библиографический список
  1. ДОНОРСТВО И ТЕРАПИЯ: ГДЕ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ? Архивъ внутренней медицины. –  2013. – № 4 (12). – С. 77-78.
  2. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  3. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  4. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 793-796.
  5. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – №10. – С.119-120.
  6. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
  7. Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169-170.
  8. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
  9. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Клуб «Юный медик» первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – №9. – С. 115.
  10. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – №10. – С. 119-120.


Все статьи автора «Якименко Лилия Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация