ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Макарова Татьяна Сергеевна
Кубанский Аграрный Университет
студентка 3 курса экономического факультета по направлению «мировая экономика»

Аннотация
В статье рассматривается финансовая стратегия в корпоративном управлении страховых компаниях, учитывая особенности функционирования страховой компании. Данная тема имеет широкое практическое применение и ее проблемы являются весьма актуальными в современном обществе.

Ключевые слова: активы, инвестиционная финансовая стратегия, корпоративное управление, обязательства, система финансовых показателей, страховые компании, финансовая ресурсная стратегия, финансовая стратегия, финансовый результат


FINANCIAL STRATEGY IS IN THE CORPORATE MANAGEMENT OF INSURANCE ORGANIZATION

Makarova Tatyana Sergeevna
Kuban Agrarian University
3rd year student of economic faculty, specialty «world economy»

Abstract
In the article financial strategy is examined in a corporate management insurance companies, taking into account the features of functioning of insurance company. This theme has a practical wideuse and her problems are very actual in modern society.

Keywords: assets, corporate management, financial resource strategy, financial result, financial strategy, insurance companies, investment financial strategy, obligations, system of financial indexes


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова Т.С. Финансовая стратегия в корпоративном управлении страховой организации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65811 (дата обращения: 13.03.2024).

Создание финансовой стратегии в корпоративном управлении страховой компании является первостепенной задачей финансового менеджмента, особенно это приобретает большое значение в современных условиях развития рынка, характеризующегося все большим усилением надзора и контроля за деятельностью компании и в частности ее финансовыми результатами [1, с. 34].

Цель корпоративного управления в широком смысле — это процесс поиска компромисса между интересами различных участников корпорации, а именно: между акционерами и менеджерами, отдельными группами лиц и корпорациями в целом. Система корпоративного управления в страховой компании повышает прибыль компании, находя подход к каждому клиенту, облегчает бумажную работу, переводя большую часть документов в электронный вид. Также она позволяет более грамотно вести страховую деятельность [2, с. 27].

Страховые компании — это инвестиционный институт на финансовом рынке. Их деятельность основывается на лицензии [3, с. 436]. От правильно сформированной финансовой стратегии зависит не только доверие к компании со стороны контролирующих и надзорных государственных органов, но и доверие со стороны имеющихся и потенциальных в перспективе клиентов. Страховая деятельность представлена большой степенью рисков и чрезмерной неопределенностью. Она осуществляет защиту от экономических и природных рисков, способствует повышению устойчивости и надежности социально-экономического благосостояния страны.

Экономико-финансовые основы деятельности страховой организации отличаются от других разнообразных видов коммерческой деятельности. Прежде всего, отличия касаются вопросов формирования финансового потенциала и поддержания финансовой устойчивости страховщика. Достижение финансовой устойчивости страховой компании предусматривается следующими показателями: размером оплаченного уставного капитала страховой компании; размерами страховых резервов; системой перестрахования страховых тарифов; выгодным портфелем размещения страховых резервов и другими показателями.

К источникам финансов страховой компании можно отнести страховую премию и доход от инвестиционной деятельности организации. Собственные же средства компании формируются за счет двух каналов поступлений: за счет взносов учредителей и за счет получаемой прибыли [4]. Нужно отметить, что собственные средства освобождены от каких-либо внешних обязательств. Для достижения финансовой стабильности страховщика, устанавливается определенные требования к размеру уставного капитала. Минимальная сумма погашенного уставного капитала составляет 120 млн. руб., размер минимального уставного капитала для компаний, занимающихся страхованием жизни составляет 240 млн. руб.; профессиональные перестраховщики имеют сумму в размере 480 млн. руб.. Во всех случаях максимальная ответственность по отдельно взятому риску не может превышать 10% имеющихся у страховой компании собственных средств. Основной критерий при оценке финансовой устойчивости страховой организации является соответствие размера собственного капитала объему принятых на себя обязательств. Страховщики должны соблюдать нормативное соотношение между принятыми страховыми обязательствами и активами [5]. Активы — представляют собой имущество страховщика в виде материалов, основных средств, финансовых вложений и денежных средств. Обязательства представлены задолженность страховщика перед юридическими и физическими лицами. Они включают в себя займы и кредиты банков, страховые резервы и другие привлеченные и заемные средства, расчетные обязательства по перестраховочным операциям и другую кредиторскую задолженность, резервы предстоящих платежей и расходов [6].

Финансовая стратегия – является генеральным планом действий, целью которой является обеспечение корпорации денежными средствами. Она охватывает вопросы практики и теории перераспределения финансов, их обеспечения, а также обеспечивает финансовую устойчивость организации в рыночных условиях хозяйствования [7, с. 48]. Финансовая стратегия организации, включает: оптимизацию основных средств, распределение прибыли, управление капиталом, налоговый менеджмент, безналичные расчеты, политику на рынке ценных бумаг. Без учета в финансовой стратегии предприятие может стать банкротом.

Компании могут разрабатывать несколько видов финансовых стратегий: генеральную, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач. Наиболее целостной является генеральная финансовая стратегия. В ее состав входит несколько оперативных финансовых стратегий, но при этом она не выступает простой их суммой. Генеральная финансовая стратегия разрабатывает деятельность компании на продолжительный и прогнозируемый период времени.

Оперативная финансовая стратегия организации конкретизирует генеральную стратегию планируется на непродолжительный периоде времени и реализует часть задач поставленных генеральной финансовой стратегией. Как правило, она разрабатывается на месяц, квартал. Данная стратегия нацелена на мобилизацию внутренних резервов и контроль за использованием средств.

Стратегия достижения частных целей занимается обеспечением и реализацией главной стратегической цели. Она не противоречит целям генеральной и оперативной стратегии [7, с. 50]. После определения и утверждения общей финансовой стратегии корпорации, специальные подразделения в соответствии с состоянием финансового рынка и в соответствии выбранной стратегией прогнозируют кредитную и инвестиционную стратегию корпорации. Такой подход позволяет “директировать” деятельность подразделений в соответствии с целями корпорации, и помогает высшему менеджменту организации планировать развитие других направлений деятельности, как представлено на рисунке 1.


Рис. 1. Структура финансовой стратегии корпорации [8, с. 435].

Сложность формирования финансовой стратегии страховой компании заключается в сложности выявления финансовых результатов организации. Финансовый результат страховых компаний во многих странах определяется традиционным способом сопоставляя доходы и расходы за определенный период. Этот подход базируется на нормативах со стороны государства при расчете финансового итога для налогообложения. Государственные органы устанавливают нормативные документы, в которых регламентируются информация о требования к исчислению налогооблагаемой базы [8, с. 156]. Отчет о результатах страховой организации представлена формой отчетности и прилагается к балансу страховщика, который ежегодно публикуется. Информация, открыта для всех заинтересованных лиц, что связано с социально-значимым характером страховой защиты [8, с. 176].

Финансовая стратегия по своему содержанию в корпоративном управлении страховой компании включает в себя финансовую целевую стратегию и финансовую ресурсную стратегию [9, с. 30].


Рис. 2.Финансовая целевая стратегия страховой компании.

При формировании целевой финансовой стратегии нужно всегда помнить и учитывать интересы различных заинтересованных групп: акционеры, клиенты, топ – менеджеры, персонал. Далее рассмотрим ресурсную финансовую стратегию.


Рис. 3. Финансовая ресурсная стратегия компании

Финансовая ресурсная стратегия зависит от финансовых целей компании и источников финансирования. Стратегия самофинансирования предполагает вложение определенной части прибыли, полученной компанией для расширения бизнеса [10, с. 281]. К сильным преимуществам такой стратегии относят построение компании с едиными бизнес-процессами и по единым стандартам и с единой организационной культурой. Приведенная выше стратегии предполагает разработку определенных направлений стратегического плана. Инвестиционная финансовая стратегия формируется, используя заемные средства на рынке или акционеров. Данная стратегия предполагает наличие инвестиционного проекта, служащего целям целевых финансовых показателей плана страховой организации.

Инвестиционная стратегия отличается от стратегии самофинансирования тем, что финансовые ресурсы на развитие выделяются на платной основе. Наиболее широко применяется классическое дисконтирование денежного потока. Это предполагает осуществление таких стадий как, реализация проекта и оценка его целесообразности, а также разработка инвестиционного проекта. Прибыль в страховании принято рассматривать в двух аспектах: прибыль как финансовый результат и прибыль в тарифах или прибыль нормативная [11, с. 13]. Нормативная прибыль при расчете тарифа уже заложена в цене страховой услуги. Она является расчетной прибылью страховщика, планируемая по определенному типу страхования. Однако страховые операции не всегда может предоставить ожидаемый результат [12]. Итоговая сумма прибыли по типу страхования определяется, сопоставляя валовой доход с расходами. При анализе финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний в особую категорию относят прибыль от инвестиционной деятельности корпорации. Предоставляемые услуги определяют обширные инвестиционные возможности страховщика.

Показатели финансовой деятельности страховой компании, являются исходной информацией для генерального менеджмента. Его цель заключается в выявлении «узких мест» бизнеса и выявления направлений повышающих его рентабельность и эффективность [13]. Финансовая стратегия страховой компании не статична, она во многом зависит от ситуации на финансовом рынке и подвержена влиянию конкуренции.

Рис. 4. Этапы формирования и реализации финансовой стратегии, обеспечивающей конкурентоспособность страховой организации.

Можно выделить четыре типа финансовых стратегий, определяемых двумя факторами: первый фактор влияет на способности страховой организации повышать рост продаж и финансировать дифференцированность страховых продуктов; второй фактор увеличивает в страховой организации допускаемый предел затрат.

Первая и вторая стратегии характерны для быстро развивающихся страховых организаций, которые ориентированы на продажи дифференцированных страховых продуктов. Происходит генерация излишка финансовых ресурсов и страховые компании могут повысить допустимых затрат.

Другие две стратегии используются страховщиками испытывающими недостаток в финансовых ресурсах для финансового обеспечения быстрого прироста объема продаж. Это достигается за счет увеличения разнообразия типов страховых продуктов.

В итоге выбор финансовой стратегии это сложный процесс, в котором должны учитываться критерии роста продаж дифференцированных страховых продуктов, уровень затрат, допустимый для компании. Финансовые стратегии опираться прежде всего на систему финансовых показателей. Эффективность формирования реализации и финансовых стратегий в целом зависит от грамотности их разработки, всестороннем учете и оценок внутренних и внешних факторов, влияющих на успешную деятельность страховых организаций.


Библиографический список
  1. Бланк, И. А. Финансовая стратегия корпорации Текст. / И. А. Бланк. -К.: Ника-Центр, 2004. 720 с.
  2. Улыбина Л.К. Методологические аспекты стратегии достаточности собственного капитала страховой организации в условиях трансформации и глобализации рынка / Л.К. Улыбина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 17 – С. 26-29.
  3. Основы страховой деятельности: Учебник /Отв. Ред. Проф. Т.А. Федорова. – М.: Издательство БЕК, 2005 – с. 634.
  4. Улыбина Л.К. Инвестиционный потенциал страховых компаний / Л.К. Улыбина, В.Н. Вербенко, О.А. Окорокова // Экономические и социально-экологические преобразования в системе устойчивого развития Северо-Кавказского региона: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Белореченск, 2009. 0,4 п.л. (авт. – 0,2 п.л.).
  5. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016). [Электронный ресурс] // Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1307/
  6. Финансовая стратегия [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.consensus-audit.ru/
  7. О. А. Управление страховыми резервами страховых организаций / О. А. Окорокова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2012. – № 02. – С. 48-51.
  8. Задыхайло, Д. В. Корпоративное управление : учеб. пособие / Д.В. Задыхайло, О.Р. Кибенко, Г.В. Назарова. – Х. : Еспада, 2003. – 688с.
  9. Окорокова О. А. Финансовая стратегия страховой компании / О. А. Окорокова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2011. – №3. – С. 29-36.
  10. Халяпин А. А. Современное состояние страхования в России / А. А. Халяпин, Х. И. Каримова // В сборнике: Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2016. – С. 281-283.
  11. Блюмгардт А. Модели корпоративного управления. – К. : Наук мысль, 2003. – С. 13-14
  12. Жаворонкова, Ю. В. Основные этапы разработки финансовой стратегии Электронный ресурс. / Ю. В. Жаворонкова // Режим доступа http://www.rusnauka.com
  13. Улыбина Л.К. Управление достаточностью собственного капитала и рисками страховщиков / Л.К. Улыбина, О.А. Окорокова // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). [Электронный ресурс]. Краснодар: КубГАУ, 2013. № 85 (01). Режим доступа: http:/ej.kubagro.ru/ 2013/01/pdf /09.pdf. 0,4 п.л. (авт. – 0,2 п.л.).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Татьяна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация