УДК 159.9

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Шамис Виталий Александрович
ФГБОУ ВПО "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия"
кандидат психологических наук, доцент кафедры "Логистика"

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов психофизиологической готовности к обучению в школе. Представленные психофизиологические исследования, направленные на изучение различных сторон развития ребенка, основной упор в которых делается на физические развитие, на созревание различных функциональных: систем детского организма.

Ключевые слова: диагностика, дошкольник, методы, психологическая готовность, психофизиологическая готовность


SOME ASPECTS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL READINESS FOR TRAINING AT SCHOOL

Shamis Vitaly Aleksandrovich
Siberian state automobile and road academy
candidate of psychological sciences, associate professor "Logistics"

Abstract
This article is devoted to consideration of some aspects of psychophysiological readiness for training at school. The presented psychophysiological researches directed to studying of various parties of development of the child in which development, is focused on maturing of various functional on physical: systems of a children's organism.

Keywords: diagnostics, methods, preschool child, Psychological readiness, psychophysiological readiness


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шамис В.А. Некоторые аспекты психофизиологической готовности к обучению в школе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65758 (дата обращения: 22.11.2016).

Психологическая готовность является психическое образование, в результате формирования ребенка в какой-то момент в его жизни, обучения и воспитания. Он знаменует исход конкретного (предыдущей) цикл развития ребенка в различных условиях и его потенциала для освоения следующего этапа деятельности.

Необходимо выделить психофизиологические исследования, направленные на изучение различных сторон развития ребенка, основной упор в которых делается на физические развитие, на созревание различных функциональных: систем детского организма.

Исследование физического развития детей повсеместно проводится по общепринятой антропометрической методике. Данная методика позволяет, прежде всего, определить величину и соотношение основных размеров тела ребенка, характеризующие процессы роста и развития его организма, а также функциональные возможности, свидетельствующие о степени его дееспособности.

Методы изучения биологической зрелости для определения готовности ребенка к школьному обучению, так как биологическая зрелость тесно коррелирует с типом телосложения и разлитием психических функций. Так, для определения биологической зрелости используется «филиппинский» тест.

Прежде всего, необходимо выделить психофизиологические исследования, направленные на изучение различных сторон развития ребенка, основной упор в которых делается на физические развитие, на созревание различных функциональных: систем детского организма.

Исследование физического развития детей повсеместно про­водится по общепринятой антропометрической методике. Данная методика позволяет, прежде всего, определить величину и соотношение основных размеров тела ребенка, характеризующие процессы роста и развития его организма, а также функциональные возможности, свидетельствующие о степени его дееспособности.

Методы изучения биологической зрелости для определения готовности ребенка к школьному обучению, так как биологическая зрелость тесно коррелирует с типом телосложения и разлитием психических функций. Так, для определения биологической зрелости используется «филиппинский» тест [4].

Для оценки нервно-психического развития используется методика, разработанная НИИ ГДиП для детей 4-6 лет, в которой выделены показатели, соответствующие норме, и показатели отклонения по таким параметрам, как: мышление и речь, моторика, внимание и память, социальные контакты.

Данная методика очень близка психологическим тестам, что позволяет нам говорить о тесном взаимодействии психологического и психофизиологического развития детей по определению школьной зрелости.

Для оценки психического здоровья дошкольников используется методика, разработанная  И.А. Шатковой (1983)  на основании разработанных в НИИ ГДиП (С. Громбах, 1973; Г.Н, Сердюковская, 1973, 1979) четырех критериев здоровья, учитывающих:

наличие или отсутствие у ребенка в момент осмотра каких-либо хронических нервно-психических расстройства и заболеваний;

наличие или отсутствие функциональных отклонений в
деятельности нервно-психической сферы;

уровень достигнутого нервно-психического развития и
степень гармоничности этого развития;

степень резистентности по частоте ухудшения функционального психического состояния ребенка [2].

Среди многих испытаний необходимо выделить слухоречевой, которые являются традиционными. Они приходят в качестве обязательного в стандартном шаблоне нейропсихологических исследований разработана А. Р. Лурия. Один из этих тестов храня два группы из трех слов, а с другой – запоминание

Исследование зрительной памяти проводится методом письменного воспроизведения зрительно предъявляемых стимулов (5 букв и 5 фигур)  сначала по наглядному образцу, а затем по следам памяти. Задания на зрительную память выполняются не только правой, но и левой рукой. Методика предназначена для определения наличия мозговых дисфункций у детей разных возрастные групп, начиная с дошкольного возраста.  У детей дошкольного возраста методика экспресс-диагностики позволяет заблаговременно выявить «группу риска» (Э.Г.Симерницкаг).

Л.Л. Венгер, Л.А. Венгер (1985), Л.А. Венгер (Диагностика. , 1978), Т.Д. Кондратенко, В.К. Котырло, С.А. Ладывгр (1986), Е.В. Црскура (1985) и др. предлагают различные методики для выявления в основном умственной «готовности и определения знаний, умений и навыков, которыми уже овладели дети [1].

В практике наиболее часто используются методики, разработанные научным коллективом год руководством Л.А.Венгера (Диагностика… 1978). Они могут быть использованы в работе с детьми (от 3 до 7 лет). Все методики даются в такой модификации, которая может быть использована для определения различных уровней развития умственных способностей дошкольников, а также интеллектуальной готовности к школьному обучению [2]. Однако ценность данной работы определяется, прежде  всего тем, что в ней дается обширный анализ развития проблемы способностей в историческом аспекте. Важным, на наш взгляд, является то, что авторы приводят не только методики и ключи к ним, но и всю процедуру проведения обследования детей [7].

Диагностика психологической готовности детей к школе не может ограничена лишь количественными показателями. Так в исследованиях М.Н. Костиковой (1984, 1985) показано, что психологические измерения как форма психологической диагностики не могут быть противопоставлены клинико-диагностическому качественному подходу. «Представляется наиболее адекватным для практических целей использовать именно качественный анализ в определении готовности ребенка к школе [5]. Качественный анализ полученного материала, наряду с оценкой достижений ребенка по выделенным параметрам, позволяет создать как бы «психологический облик» каждого ребенка, наметить пути воспитательной работы с ним, учитывающие его индивидуальные особенности». Исходя из этих требований, автор предлагает использовать для выявления уровня психологической готовности к школьному обучению следующие методики: «Доски Сегена», «Кубик Кооса», последовательность событий «Волки» (по Н.Л. Бернштейну)  «Исключение лишнего предмета».  Автор подробно рассматриваем систему работы над каждой методикой, предлагает последовательность возможной помощи детям при затруднениях [3].

История методов диагностики готовности детей к обучению в школе неразрывно связана с историей психодиагностики детского развития [6].  Реформирование школьной программы, усовершенствование  содержания и методов обучения, а также повышение качества образования привели к тому, что школе необходимо получение объективной информации об уровне развития детей, которые начинают школьное обучение. Такая проверка позволяет заблаговременно выявить детей, которые не достигли «школьной зрелости».


Библиографический список
  1. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. «Просвещение», 1989.
  2. Готовность детей к школе. Диагностика психологического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. /Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Политова К.Н., Сушкова Е.Ю./ М., Просвещение, 1992.
  3. Каргаполова Е. О. , Хохлова Е.А. Развитие двигательных умений детней старшего дошкольного возраста на основе физкультурных мероприятий//   От синергии знаний к синергии бизнеса: сборник статей и тезисов докладов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей (26 ноября2015 г.) / Омский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия». – Омск, Полиграфический центр КАН, 2015. – C 125 – 128.
  4. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
  5. Хохлова Е.А. , Каргополова Е.О. Формирование экологической культуры у дошкольников//// От синергии знаний к синергии бизнеса: сборник статей и тезисов докладов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей (26 ноября2015 г.) / Омский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия». – Омск, Полиграфический центр КАН, 2015. – C 131 – 135.
  6. Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. Казань, 2005
  7. Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников (на материале сравнения традиционной и развивающей технологий обучения) / диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казань, 2005.


Все статьи автора «Шамис Виталий Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация