УДК 336.02

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Белых Александр Павлович
ООО «Продвижение»
г. Владивосток, начальник отдела продаж

Аннотация
В статье рассмотрены теоретические аспекты важного элемента бизнес-процессов предприятия – финансовой стратегии. Для подтверждения значимости изучения данного вопроса в стремлении к повышению эффективности работы в целом автором были рассмотрены основные направления, этапы ее формирования и методы определения эффективности реализации.
Для реализации поставленной цели автор провел исследование деятельности коммерческого предприятия в разрезе уровня применения стратегического менеджмента и как одного из элементов – финансовой стратегии.
По результатам исследования автором был предложен ряд мероприятий по изменению политики расчетов с покупателями в части пересмотра договорных условий сроков оплаты.
Объектом исследования выступило коммерческое предприятия ООО «Импульс», осуществляющее свою деятельность на рынке продовольственных и непродовольственных товаров в сегментах оптовых и розничных продаж на территории г. Артем Приморского края.

Ключевые слова: планирование, стратегический менеджмент, стратегия, финансовая стратегия предприятия., финансовое состояние, финансы, эффективность деятельности


FINANCIAL STRATEGY AS A FACTOR IN INCREASING SUSTAINABILITY OF THE ENTERPRISE IN MODERN MARKET CONDITIONS

Belykh Aleksandr Pavlovich
LLC Prodvizheniye
Vladivostok, head of the sales department

Abstract
In article theoretical aspects of an important element of business processes of the enterprise – financial strategy are considered. For confirmation of the importance of studying of the matter in aspiration to increase of overall performance in general by the author has considered the main directions, stages of her formation and methods of determination of efficiency of realization.
For realization of a goal the author has conducted research of activity of the commercial enterprise in a section of level of application of strategic management and as one of elements – financial strategy.
By results of research by the author a number of actions for change of policy of calculations with buyers regarding revision of contractual conditions of terms of payment has been offered.
Has acted as object of research commercial the LLC Impuls enterprises, carrying out the activity in the market food and nonfoods in segments wholesale and retails in the territory of Artyom of Primorsky region.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Белых А.П. Финансовая стратегия как фактор повышения устойчивости предприятия в современных рыночных условиях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65726 (дата обращения: 20.11.2016).

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что грамотно построенная финансовая стратегия в совре­менной экономике определяет эффективность деятельнос­ти предприятия, повышая его статус, обеспечивая рацио­нальное использование финансовых ресурсов, увеличивая рыночную стоимость предприятия.

Финансовая стратегия позволяет также определить стратегические цели для дол­госрочного эффективного развития предприятия, разра­ботать способы выживания в постоянно меняющихся ры­ночных условиях.  Любой бизнес начинается с идеи, коллектива единомышленников и финансирования. Все три составляющие должны быть тесно взаимосвязаны и работать на единый результат. Только в этом случае предприятие может добиться успеха и стабильности в течение долгого времени.

Однако, даже если идея перспективна, бизнес-процессы осуществляют профессионалы, и нет недостатка в денежных средствах, дело может слабо развиваться ввиду низкого уровня либо полного отсутствия какой-либо стратегии.

Сущность стратегии, как понятия  в общем, заключается в том, что любые жизненные процессы должны реализовываться не хаотично, а в соответствии с планом, т.е. в четком соответствии с целями, задачами и конечным представляемым результатом.

Финансы – это самая мобильная категория активов предприятия,  основной функцией которой является платежеспособность хозяйствующего субъекта на всем протяжении формирования собственного «продукта» до его реализации и, как следствие – получение прибили.

Финансы предприятия циркулируют в постоянном потоке (движении). И от того, насколько правильно  выстроены используемые потоки, зависит эффективность их использования для обеспечения жизнедеятельности и жизнеспособности любого предприятия. Генеральный план системы распределения финансов, в сущности, и является финансовой стратегией, которая представляет собой систему долгосрочных  целей финансовой деятельности предприятия, ее финансовой идеологии и наиболее эффективных путей их достижения.

Финансовая стратегия охватывает все стороны деятельности, а именно эффективность использования основных фондов и оборотного капитала,  оптимизацию системы расчетов с контрагентами, распределение прибыли, политику в области цен, снижения затрат, налогов и т.п.

Современная практика показывает, что принимаемые менеджерами стратегические решения не систематизирова­ны и порой не имеют методологической основы, не учиты­вают динамику макроэкономических процессов, тенденции развития рынков [1].

Существует достаточно методик для выбора опреде­ленного вида финансовой стратегии – например, модели Альтмана, которые позволяют сделать прогноз возмож­ности возникновения банкротства предприятия, тем самым повысив его уровень финансовой безопасности.

За послед­нее время особое место в разработке финансовой стратегии крупных предприятий занял метод сценариев, который опи­сывает возможные тенденции развития предприятия. Данный метод позволяет выявить факторы внешней и внутрен­ней среды, которые могут оказывать влияние на предпри­ятие в перспективе [2].

Следует отметить, что стратегии предприятий России преимущественно находятся в зависимости от различных аспектов, таких как социально-экономический, политичес­кий, институциональный, и в меньшей степени от функци­онирования ресурсов самих предпринимателей. При этом очень многое делается не только на федеральном, но и на региональном уровнях [3, 4].

Разработка финансовой стратегии – это отрасль финансового планирования. Процесс формирования финансовой стратегии предприятия включает следующие основные этапы:

- определение периода реализации стратегии;

- анализ факторов внешней финансовой среды предприятия;

- формирование стратегической цели финансовой деятельности;

- разработка финансовой политики предприятия;

- разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;

- оценка разработанной финансовой стратегии.

На основе стратегии определяется финансовая политика. Она представляет собой  совокупность целого ряда методов финансового менеджмента, которые используются в краткосрочном периоде и учитывают факторы, действующие в настоящее время. Формирование финансовой политики происходит под влиянием трех групп факторов:

- факторы микроэкономического характера (потребительский спрос, уровень цен на товары, конкурентная среда);

- факторы макроэкономического характера (налоговая политика, оплата труда,  регулирования уровня доходов и цен, конъюнктура рынка и т.п.);

- специфические финансовые факторы (инфляция, риски, кризисы  и т.п.).

Когда разработана система мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии, встает необходимость формирования так называемых «центров ответственности». Это отделы либо конкретные должностные лица, наделенные полномочиями  в части руководства и контроля, а также обязательствами перед высшим руководством и собственниками в процессе оптимизации эффективности финансов предприятия.

Заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия является оценка ее эффективности. Таким образом, если предприятие вооружено финансовой стратегией, оно становится более управляемым для менеджмента и прозрачным для собственников, а также более гибким в реагировании на изменения окружающей бизнес-среды и внутренних процессов.

Изучив и проанализировав данные хозяйственной деятельности  ООО «Импульс», автор пришел к выводу, что  за исследуемый период предприятие сократило объемы продаж в среднем на 14,8%. Спад выручки обусловлен тремя причинами.

Во-первых, с каждым годом растет конкуренция на рынке оптовой торговли строительными материалами. Появление новых поставщиков, более крупных и имеющих больший стартовый капитал, закономерным образом влияет на интерес покупателей, что в свою очередь, снижает привлекательность «старых игроков».

Во-вторых, начало экономического кризиса в 2014 году поставило предприятие в зависимость от резкого повышения закупочных цен при невозможности пересмотра договорных условий поставок.

В-третьих, к концу 2014 года в Приморском крае стал очевиден спад ранее оживленного строительства крупными подрядными компаниями, что неизбежно привело с снижению спроса на строительную продукцию.

Спад объемов продаж повлиял и на снижение  затрат предприятия, в частности в 2014 году себестоимость сократилась на 17,7% по сравнению с 2012 годом. Аналогичная ситуация коснулась и коммерческих расходов, темп роста которых в 2014 году составил 93,7%, что соответствует сокращению на 6,3% по сравнению в 2012 годом.

Анализ формирования финансовых результатов показал, что все три вида прибыли лишь в 2013 году проявили положительную динамику в среднем от 4,7 до 16,2%. К концу исследуемого периода произошел спад показателей, в том числе по сравнению с 2012 годом:

- валовая прибыль сократилась на 8%;

- прибыль от продаж сократилась на 15,1%;

- прибыль до налогообложения сократилась на 17,1%.

На отрицательную динамику последней величины оказал влияние неудовлетворительный результат от внереализационной деятельности. Причиной тому стали расходы по претензиям от покупателей в части несоблюдения сроков поставки.

В итоге продажи смогли стать рентабельными в диапазоне от 5,8 до 6,9 %, а общая рентабельность предприятия варьировалась в пределах 4,9-6,3%. Значения обоих показателей крайне мало для признания деятельности успешной.

В процессе определения существующей модели финансовой стратегии ООО «Импульс» автором был проведен комплексный анализ финансовой деятельности, базовым источником для которого послужила бухгалтерская отчетность.

Основные выводы анализа динамики статей баланса и его структуры сводятся к тому, что активы предприятия представлены в основном оборотными статьями (элементами), резкое увеличение которых наблюдалось в 2013 году при небольшом спаде к концу 2014 года. В среднем темп роста оборотных активов составил 116,7%.

Следует отметить, что к концу исследуемого периода предприятие на 5,5 млн.руб. высвободило товарные запасы, что позволило улучшить общую мобильность активов. Однако, при этом почти в 22,5 раза увеличилась дебиторская задолженность по расчетам с покупателями.

Структура оборотных активов также претерпела серьезные изменения. Доля запасов сократилась с 94,7% до 56 %. Уровень дебиторской задолженности вырос с 2,1% до 42,3%. Что касается денежных средств, то как по стоимостному значению, так и по удельному весу данный показатель оставался крайне незначительным. Это, по мнению автора, является главной проблемой оборачиваемости активов, так как денежная масса является наиболее мобильной частью активов предприятия и именно она отвечает за высокий показатель абсолютной ликвидности.

Внеоборотные активы в большей своей массе представлены основными фондами и лишь небольшую часть занимаю нематериальные активы.

Анализ пассива баланса ООО «Импульс» показал, что в структуре источников финансирования наибольший удельный вес – в среднем 74 – 90% –  занимает собственный капитал, а точнее нераспределенная прибыль (как прошлых лет, так и отчетного 2014 года). Данное обстоятельство демонстрирует финансовую независимость  предприятия при том, что в стоимостном выражении наблюдается положительная динамика данной категории капитала.

Заемный капитал представлен двумя элементами: долгосрочными займами, полученными от учредителя, и кредиторской задолженностью.

При  общем спаде показателя привлеченных источников более чем на 62% динамика внутри структуры оказалась не однозначной. Так, предприятие сумело  более чем на половину погасить долги перед поставщиками. Однако, это стало возможным отчасти от получения долгосрочных займов от учредителя, темп роста которых составил 17,6% за трехлетний период.

Следующим этапом финансового анализа стало определение целого ряда коэффициентов, позволяющих характеризовать финансовую ситуацию на предприятии.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, при сохранении высокого значения текущей и срочной ликвидности, что относит ООО «Импульс» к 1 категории кредитоспособности, в абсолютном значении оно теряет качество данного показателя, что подтверждается резким переходом из высшей категории к третьей – самой низкой и опасной. Проблема состоит в том, что низкая абсолютная ликвидность свидетельствует о слабой возможности единовременно погасить свои долги перед кредиторами, привлекая только денежные средства. Их масса крайне мала в остатках на конец каждого года.

Во-вторых, предприятие по-прежнему в достаточной степени обеспечено собственными источниками финансирования, что характеризует его как финансово самостоятельным (независимым) хозяйствующим субъектом.

В третьих, рентабельность продукции оказалась низкой, что привело к определению ООО «Импульс» во вторую категорию оценки кредитоспособности.

В третьих, непосредственно сам показатель кредитоспособности, рассчитанный в соответствии с методикой Сбербанка РФ, показал в общем вполне удовлетворительный результат, а именно исследуемое предприятие  имеет высокий уровень кредитоспособности, в значении превышающей нормативный показатель.

В четвертых, автор использовал метод четырехфакторной модели Альтмана – Индекс Альтмана Z, для определения финансового риска для предприятия. Результаты показали, что значение коэффициентов в период 2012-2014 гг. оставался очень высоким даже по сравнению с наивысшей категорий, так называемой «зеленой зоной». При наилучшем показателе  2,6 значения коэффициентов предприятия составили от 17,9 до 10,9 с незначительной тенденцией к спаду.

Далее автором были рассчитаны и проанализированы показатели деловой активности – коэффициенты оборачиваемости. Так, среди элементов, имеющих установленные нормативные значения, наилучшим образом себя показали основные производственные фонды, сумевшие сделать  большое число оборотов по каждому году (118 / 76 / 53) при нормативе 3. Соответственно, частота оборачиваемости являет и скорость обращения – в среднем 3 дня.  Дебиторская задолженность также была либо равна, либо чуть больше установленного норматива и успевала сделать от 5 до 13 оборотов в течение исследуемого периода при продолжительности в 74 – 27 дней.

Что касается активов в целом, то их интенсивность обращения завесь трехлетний период на смогла достичь установленного нормативного значения, равного 3, и оставалась в диапазона 1,6-2,2 или 5 до 7 месяцев.

Практически такие же значения показали запасы, коэффициент оборачиваемости которых отставал от норматива и имел отрицательную динамику к конце 2014 года.

Активность использования собственных источников (2 полных оборота за год) и высвобождения долговых обязательств (от 15 до 6 оборотов в год)  стали следствием  вполне удовлетворительных значений показателей коэффициентов оборачиваемости собственного капитала и кредиторской задолженности.

Подводя итоги финансового анализа, автор определил  основные положительные моменты и наиболее значимые и явные проблемы стратегического планирования.

Преимущества ООО «Импульс» заключаются в том, что накопленный за предыдущие годы запас чистой прибыли позволяют оставаться в финансовой независимости. А сокращение кредиторской задолженности способствует снижению долговой нагрузки. Также положительным фактором для увеличения мобильности оборотных активов является резкое сокращение товарных остатков на конец каждого отчетного года. В итоге предприятие остается ликвидным в текущей и срочной степени, кредитоспособным и  защищено от финансовых рисков.

Однако, неудовлетворительные значения ряда показателей как в соотношении их с нормативными значениями, так и в ситуации отрицательной динамики, выявляют наиболее острые проблемы.

Во-первых, низкая степень абсолютной ликвидности напрямую связана с замораживанием денежных средств в расчетах с покупателями. Именно стремительный рост дебиторской задолженности привел к такому эффекту. По мнению руководства, причиной данного обстоятельства стала практика крупных отгрузок товаров на конец финансового года при отсрочке платежей в течение 30 календарных дней. Данная политика  основана на сохранении клиентской базы в части крупных оптовых покупателей при их желании (а иногда жестких условиях) иметь резервное время для платежей.

Во вторых, по той же причине имеется низкая степень оборачиваемости как активов в целом, так и отельных элементов – запасов и дебиторской задолженности.

И наконец, невозможность быстро высвободить задолженность по отгруженным товарам не позволяет усилить финансовые потоки в виде денежной массы, так необходимой для дальнейшего осуществления торговой деятельности. Также стоит учитывать при этом ряд важных факторов [5, 6, 7].

Исходя из того, что главной стратегической целью в области финансов предприятия выступает стабильное и своевременное обеспечение финансовыми ресурсами в достаточной степени, автором  была предложена рекомендация разработать и реализовать оперативную финансовую стратегию с периодом планирования и реализации – квартал. Это будет планом текущего маневрирования денежными ресурсами, который охватит доходы и расчеты по ним (т.е. поступления), что в свою очередь, позволит оперативно погашать задолженность перед поставщиками, бюджетом и учредителем, а также повысить конкурентоспособность предприятия [8, 9].

В дальнейшем, когда оперативная стратегия принесет положительные результаты и стабилизирует их в течение нескольких кварталов (от 2 до 3), необходимо разработать генеральную финансовую стратегию, которая как по глубине целей, так и по временному промежутку (охвату) будет являться руководящей матрицей для всего предприятия.

Именно грамотный и ответственный подход к такого рода планированию, основанному как на теоретической базе финансового менеджмента, так и на обширной практике российский и зарубежных компаний,  сможет обеспечить ООО «Импульс» наличие четких целей и задач на перспективу, повысить координацию  и взаимодействие всех его подразделений, и в конечном итоге задать необходимый ритм финансовым потокам для повышения эффективности хозяйственной деятельности в целом [10, 11].


Библиографический список
  1. Фальцман, В.К. Интенсивный курс МВА: Учеб. Пособие.// В.К. Фальцман, Э.Н. Крылатых. – М.: Инфра-М, 2011. – 544 с.
  2. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник // Ф. Аналоуи, А. Карами. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 398 с.
  3. Корнева Е.В., Корень А.В., Авраменко В.С., Штакал А.К. Свободный порт Владивосток как фактор динамичного развития Дальнего Востока // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
  4. Корнева Е.В., Корень А.В., Авраменко В.С. Оценка реализации стратегии социально-экономического развития Дальневосточного региона // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1.
  5. Деменков С.В., Корнева Е.В. Роль лизинга в условиях макроэкономической нестабильности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - № 1-2. – С. 1.
  6. Корнева Е.В., Мхитарян Р.А. Налог на имущество организаций. проблемы и пути решения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - № 2-1. – С. 138-141.
  7. Корень А.В., Бондаренко Т.Н., Корнева Е.В., Самсонова И.А. Основные направления реализации бюджетной политики владивостокского городского округа в условиях финансовой нестабильности // Фундаментальные исследования. – 2015. - № 11-6. – С. 1201-1205.
  8. Ворожбит О.Ю., Титова Н.Ю. Предпринимательская среда как фактор взаимодействия предпринимательских структур // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2014. - № 1. – С. 134-139.
  9. Ворожбит О.Ю., Осипов В.А., Кузьмичева И.А. Обеспечение конкурентоспособности рыбохозяйственных предпринимательских структур // Интернет-журнал Науковедение. – 2012. - № 4 (13). – С. 13.
  10. Смольянинова Е.Н., Бондаренко Т.Н. Классификация рисков, возникающих у хозяйствующих субъектов в процессе их деятельности // Актуальные вопросы экономических наук. – 2008. – № 2. – С. 90-95.
  11. Корниенко К.А., Самсонова И.А. Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности и возможности его использования в России // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2012. – № 8. – С. 75-81.


Все статьи автора «Белых Александр Павлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация