УДК 159.922

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ БИБЛИОТЕРАПИИ

Кузнецова Анна Александровна
Шадринский государственный педагогический институт
соискатель кафедры психологии развития и педагогической психологии

Аннотация
Данная статья посвящена анализу теоретических подходов к изучению особенностей развития нравственных норм у детей подросткового возраста, а также отклоняющегося поведения и педагогической запущенности подростков в отечественной и зарубежной психологии, использованию метода библиотерапии учеными-практиками в психокоррекционном процессе.

Ключевые слова: акцентуации характера, библиотерапия, коммуникативная агрессивность, нравственные нормы, отклоняющееся поведение, педагогически запущенные, подростки, региональные условия развития


THE FORMATION OF MORAL NORMS OF THE PEDAGOGICALLY NEGLECTED ADOLESCENTS BY MEANS OF BIBLIOTHERAPY

Kuznetsova Anna Aleksandrovna
Shadrinsk State Pedagogical Institute
Applicant of the Department of developmental psychology and educational psychology

Abstract
This article analyzes the theoretical approaches to the study of moral norms in children, adolescence and deviant behavior and educational neglect of teenagers in domestic and foreign psychology, the use of bibliotherapy practitioners of science in psycho-correctional process.

Keywords: adolescents, bibliotherapy, character accentuations, communicative aggression, deviant behavior, moral norms, pedagogically neglected, the regional conditions of development


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кузнецова А.А. Формирование нравственных норм у педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65466 (дата обращения: 19.11.2016).

Проблема педагогической запущенности подростков приобретает в современной школе актуальность для всех участников образовательного пространства. Атмосфера современного образовательного пространства осложнена совокупностью умственных, эмоциональных и физических нагрузок, что предъявляет усложненные требования к психическим процессам и интеллектуальным возможностям ребенка, к его личности. Одним из направлений нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. является обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. ФГОС указывает на важную роль психологического сопровождения школьников, одним из обязательных мероприятий которого является психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных отклонений развития учащихся, которые относятся к «группе педагогического риска». Нарушение представлений и понятий о нравственных нормах, как следует из анализа литературы, является так же причиной отклоняющегося поведения подростков.

Предпосылки к определению нравственности и морали дали ученые Гераклит [1], Демокрит [1], Аристотель [2] и др. Большую роль в обоснование нравственных понятий внесли философы 16-17 веков, а именно Т. Гоббс [3], Б. Спиноза [4], И. Кант [5], Г.В.Ф. Гегель [6].

В своей работе мы будем придерживаться определением понятия «нравственные нормы», данным отечественным ученым философом А.И. Титаренко «структурный элемент нравственного сознания, являющийся мерой допустимых и обязательных вариантов поведения людей, на основе которого осуществляется регуляция деятельности индивидов с позиции добра и зла» [7].

В подростковом возрасте на основе деятельности, имеющей новый характер, структуру и состав формируются основы нравственного поведения, направленность личности, в том числе нравственные представления и установки (Э.Эриксон [8], Ж.Пиаже [9], Л.С. Выготский [10], С.Л. Рубинштейн [11], Д.Б. Эльконин [12], Л.И. Бажович [13], Д.И. Фельдштейн [14], Т.В. Драгунова [15] и др).

На развитие нравственных норм  у подрастающего поколения влияют региональные условия. В городах и поселениях Ямало-Ненецкого автономного округа существуют некоторые причины несформированности нравственных норм, а именно:  воспитанием детей в большей степени занимаются матери, отцы, как правило, имеют большую занятость на производстве, частые командировки; культурное развитие определяется ограниченностью условий, и, так как детям подросткового возраста свойственно стремление к группированию, они встречаются друг с другом у кого-либо в квартире, иногда в подъездах своего дома. Общественные учреждения культуры в северных городах практически не играют существенной роли в организации межличностного общения подростков [16].

Экономические проблемы общества, неблагоприятные условия семейного воспитания, нарушение общественных представлений о нравственных нормах достаточно часто приводят к отклонениям в развитии  личности подростка, в том числе и нравственном. К таким отклонениям современные ученые относят  педагогическую запущенность и отклоняющееся поведение подростков.

Анализ литературы по проблеме педагогической запущенности показал, что в научной литературе авторами (С.С. Гиль [17], Р.В. Овчарова [18], Г.П. Медведев [19] и др.) представлены различные определения этого понятия. Выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы пришли к выводу, что педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в развитии познавательных, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности детей и подростков, обусловленное отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, которые при этом являются психически и физически здоровыми.

На основе анализа педагогической запущенности, мы пришли к выводу, что педагогически запущенные подростки, так или иначе, имеют отклоняющееся поведение. Педагогическая запущенность младшего школьника без психолого-педагогической коррекции приводит к социально-педагогической запущенности в подростковом возрасте. Все это ведет к трудновоспитуемости и социальной дезадаптации, отклонению от социально значимых, установленных правил и норм поведения. Социальная дезадаптация, как правило, проявляется в поведение, и такое поведение носит в литературе отклоняющееся поведение.

В психолого-педагогической литературе представлены определения понятия «отклоняющиеся поведение» зарубежными (А. Коэн [20], Е. Good [21], Н. Смелзер [22], Ю.А. Клейнберг [23]) и отечественными (Е.В. Змановская [24], Я.И. Гилинский [25]) авторами.

Рассмотрев определения понятия «отклоняющееся поведение» его формы, виды и факторы, мы пришли к выводу, что это: стойко повторяющиеся поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным общественным нормам и наносят реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Девиантные действия выступают: в качестве средства достижения значимой цели; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении, что влечет за собой различные формы социальной дезадаптации, общественное осуждение или социальные санкции, в том числе уголовное наказание.

Исследования А.Е. Личко [26], А.Д. Гонеева [27] доказывают, что важным моментом в понимании отклоняющегося поведения подростков и определении его причин являются акцентуации характера, которые могут проявиться только в определенных условиях, а именно: под влиянием особого рода психологических травм или трудных ситуаций в жизни; во время пубертатного периода и приводят к педагогической запущенности и социальной дезадаптации.

В исследовании мы применяем понятие «библиотерапия». В научной литературе «библиотерапия» рассматривается с точки зрения библиотековедения (И.Н. Казаринова, Е.Л. Смагин), психологии (Л.Г. Жабицкая, О.И. Никифорова, А.Н. Рубакин, О.Л. Кабачек, А.А. Осипова), психотерапии (А.М. Миллер, А.Е. Шапошников, Ю.Н. Дрешер), психокоррекции (А.В. Плеханова), библиосоциологии (Р.А. Трофимова, Р.П. Потапова). В своем исследовании мы будем придерживаться определению понятия «библиотерапия», которое дают ученые с точки зрения психокоррекции: создание условий возникновения катарсиса во время и после восприятия читателями художественных классических произведений, а также творческого выражения своих проблем, переживаний, социальной позиции, что ведет к гар­монизации внутреннего мира человека.

Изучив и проанализировав научную литературу и исследования авторов, мы пришли к выводу, что библиотерапия недостаточно изучена, как средство формирования нравственных норм у педагогически запущенных подростков.

В условиях общеобразовательной школы диагностировано немалое количество педагогически запущенных подростков с нарушением поведения и психологическими особенностями личности, а именно: чем выше уровень педагогической запущенности, тем выше уровень нарушения сформированности свойств субъекта самосознания, общения, учебно-познавательной деятельности, тревожности, неблагоприятной социально-педагогической ситуации развития подростка; уровень склонности к отклоняющемуся поведению и коммуникативной агрессивности. Большинство подростков с низким уровнем педагогической запущенности имеют конформный тип акцентуации характера, с высоким – гипотимный и циклоидный типы, а дети со средним уровнем – шизоидный и эпилептоидный типы акцентуации характера. Значимое влияние на появление высоких показателей педагогической запущенности имеет выраженные проявления или наличие  склонности к агрессии и насилию (на 22% (коэффициент детерминации r=0,22) и склонности к делинквентному поведению (на 32% (коэффициент детерминации r=0,32).

Анализ научной литературы по проблеме исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам выделить критерии нравственных норм: сформированность правил и норм поведения и общения с окружающими, понятий «друг» и «приятель», нравственной позиции, ответственного отношения к своей жизни, человеческое отношение к близким людям, убеждения в необходимости знания законов, моральных норм и их соблюдения, средствами направленного чтения художественных произведений и их анализа.

На этапе формирующего эксперимента мы попытались сформировать нравственные нормы и скорректировать отклоняющееся поведение у педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии.

Формирующие воздействия осуществлялись на основе следующих механизмов:

- механизма проекции или бессознательном переносе собственных переживаний и состояний на объект. Для стимулирования механизма проекции предусматривалось вовлечение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя беседу, игровые упражнения, подросткам предлагалось проанализировать или продолжить ситуации, допускающие множественность интерпретаций при их восприятии испытуемыми;

- механизма идентификации – пониманию и интерпретации другого человека путем отождествления себя с ним. Для стимулирования механизма идентификации использовались следующие приемы: чтение классических художественных произведений и просмотр кинокартин с последующим анализом, моделированием поведения;

- механизма рефлексии – осознанию подростком себя, своих действий и того, как он воспринимается партнером по общению. В разработанные формирующие занятия были включены вопросы и упражнения, которые являются основой для самоанализа, осознания и формулирования подростками собственных личностных проблем, полученных впечатлений.

Формирующая работа с педагогически запущенными учащимися  включает в себя 22 занятия, 20 из которых с подростками, 1 консультация с элементом мастер-класса с родителями и 1 консультация с педагогами. Занятия проводились один раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Педагогически запущенные подростки разделены на 2 подгруппы, каждая из которых составляет 12 человек. всего в эксперименте участвовало 24 подростка.

В работе с подростками применялся комплекс формирующих средств:

  1. Библиотерапия, например, «На берегу» Е. Самарина, «Лёля и Минька: Золотые слова» М. Зощенко, «Генерал Федюнинский» С.П. Алексеева, «Мальчики» А.П. Чехова.
  2. Релаксационные упражнения – снятие мышечного и психического напряжения (Например, упражнение Ж. Джекобсона «Напряжение глазодвигательных мышц», упражнения Ю. Пахомова «Интроскоп» «Замедленное движение», «Фокусировка»).
  3. Психогимнастика – упражнения, направленные на создание работоспособности, и упражнения содержательного плана, способствующие тренировке тех или иных приемов, способов общения, элементов поведения, которые в дальнейшем могут быть включены в какое-либо действие (упражнения Н.Ю. Хрящевой (психогимнастика в тренинге), Л.Ф. Анн (психологический тренинг с подростками).
  4. Изотерапия – применялись упражнения с использованием изобразительной деятельности, которые помогали детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке и определить выход из нее (Например, рисунок «Скромность в природе», рисование «Радость», рисование «Дружба», рисунок «Семья-это счастье»).
  5. Музыкотерапия – прослушивание и сопровождение некоторых заданий классических музыкальных произведений (Например, отрывок из произведения Л.В. Бетховена «Элизе», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского).
  6. Рефлексия – закрепление полученных знаний и навыков самоконтроля и самоанализа на занятии в виде практических заданий в индивидуальном альбоме (рисунки, заполнение цветового поля, показывающего эмоциональное состояние, заключительная беседа, ответы на вопросы, домашние задания).

На каждом этапе работы мы формировали определенный, выделенный нами, критерий нравственных норм. В ходе коррекции отклоняющегося поведения через формирование нравственных норм прослежена динамика изменения поведения подростков (рис. 1).

Рис. 1.Динамика формирования нравственных норм на занятиях, %

На этапе формирующих воздействий удалось сформировать нравственные нормы у 87,5% подростков. Из результатов видно, что после формирующей работы произошли значимые изменения в уровнях сформированности нравственных норм у педагогически запущенных подростков (φ*=5,1 при ρ<0,01). Что доказывает эффективность разработанной нами программы по формированию нравственных норм у педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии. На этапе контрольного эксперимента с помощью φ* – критерия Фишера был проведен сравнительный анализ динамики показателей отклоняющегося поведения педагогически запущенных подростков (таблица 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ динамики показателей отклоняющегося поведения у педагогически запущенных подростков

Уровни выраженности

ЭГ

КГ

Сравнительные данные между ЭГ и КГ

 

Конст. этап

Контр. этап

φ* – критерий

Конст. этап

Контр. этап

φ* – критерий

φ* – критерий

Педагогическая запущенность

Высокий

41,7

8,3

2,84*

37,5

33,3

0,3**

2,21***

Средний

37,5

45,8

0,58**

41,7

45,8

0,3**

0**

Низкий

20,8

45,8

1,87***

20,8

20,8

0**

1,86***

Склонность к отклоняющемуся поведению

Высокий

33,3

8,3

2,23***

33,3

29,2

0,311**

1,9***

Средний

50

33,3

1,181**

45,8

50

0,29**

1,17**

Низкий

16,7

58,3

3,1*

20,8

20,8

0**

2,73*

Коммуникативная агрессивность

Высокий

25

4,2

2,19***

20,8

20,8

0**

1,83***

Средний

66,7

37,5

2,36*

58,3

50

0,58**

1,17**

Низкий

8,3

58,3

3,42*

20,8

29,2

0,2**

2,04***

Акцентуации характера

Высокий

Гипотимный

16,7

8,3

0,893**

16,7

16,7

0**

0,86**

Циклоидный

25

16,7

1,6**

20,8

20,8

0**

0,34**

Средний

Шизоидный

16,7

25

1,34**

16,7

16,7

0**

0,69**

Эпилептоидный

16,7

16,7

0**

16,7

16,7

0**

0**

Низкий

Конформный

25

33,3

1,36**

25

25

0**

0,63**

Примечание. Уровень значимости по угловому преобразованию Фишера φ*: *ρ<0,01; **ρ>0,05; *** ρ<0,05.

Экспериментальная проверка эффективности реализации психолого-педагогической программы формирования нравственных норм средствами библиотерапии позволило выявить наличие статистически значимых изменений в уровнях сформированности нравственных норм (φ*=5,1 при ρ<0,01) после формирующего воздействия, снизить показатели подростков с высокими уровнями педагогической запущенности (φ*=2,84 при ρ<0,01), отклоняющегося поведения (φ*=2,23 при ρ<0,05) и коммуникативной агрессивности (φ*=2,19 при ρ<0,05).


Библиографический список
  1. Гусейнов А. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 589 с.
  2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1984. Т.4. 830 с.
  3. Гоббс Т. Человеческая природа: избр. соч. в 2т. М.: Мысль, 1989. Т.1. 622 с.
  4. Спиноза Б.Б. Этика. М.: АСТ, 2001. 336 с.
  5. Кант И. Критика практического разума: собр. соч. в 6 т. М.:  Мысль, 1965. Т.4. 544 с.
  6. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Сочинения. М.: Соцэкгиз, 1959. Т.4. 488 с.
  7. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. М.: Мысль, 1974. С.291.
  8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.
  9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.:  Международная педагогическая академия, 1994. 680 с.
  10.  Выготский Л.С. Педология подростка // Психология подростка. М.: «Роспедагентство», 1997. С. 232-286
  11.  Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.
  12.  Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка. М.: «Роспедагентство», 1997. С. 313-320.
  13.  Божович Л.И. Избранные психологические труды // Проблема формирования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 209 с.
  14.  Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. М.: «МОДЭК», 1996. 512 с.
  15.  Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по-разному // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Воронеж, 1998. С. 288-290.
  16.  Артюхов А.В. Социальное окружение как фактор социализации школьной молодежи (на примере городов и поселений Ямало-Ненецкого автономного округа). Екатеринбург-Салехард, Ин-т экон. УрО РАН, 2000. 177 с.
  17.  Гиль С.С. Актуальные направления социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях. Омск, 1996. С. 103.
  18.  Овчарова Р.В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей: автореф. дисс … д-ра психол. наук: 19.00.07 / Овчарова  Р. В. М.: ИРЛ РАО, 1995. 22 с.
  19.  Медведев Г.П. Педагогическая запущенность детей и пути ее преодоления. М.: Просвещение, 1964. 243 с.
  20.  Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. М.: Прогресс, 1965. С.520-521.
  21.  Goode Deviant Behavior. Second Edition. New Jersey: Englewood Cliffs, 1984. P. 17.
  22.  Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 688 с.
  23.  Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. М.: Сфера, 2001. 160 с.
  24.  Змановская Е.В. Девиантология: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: «Академия», 2003. 288 с.
  25.  Гилинский Я.И., Афанасьев, B.C. Социология девиантного поведения: учебное пособие. СПб.: Филиал Института социологии РАН, 1993. 167 с.
  26.  Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. изд. 2-е. 256 с.
  27.  Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов ВУЗов  // под ред. В.А. Сластениной. М.: Академия, 2002. 272 с.


Все статьи автора «Кузнецова Анна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация