Любая компания может столкнуться с такой проблемой, как систематизация необходимой информации и автоматизация работы с ней. Поскольку организации в своей деятельности накапливают большие объемы данных, то появляется задача в создании современной корпоративной информационной системы, охватывающей все аспекты предприятия и предоставляющей достоверную и актуальную для них информацию по вопросам связанным с деятельностью предприятия.
В настоящее время большое количество организаций использует корпоративные информационные системы, так как это едва ли не самый удобный и рационально организованный способ представления информации и работы с ней. По ходу развития информационных технологий, корпоративные системы лишь набирали популярность и на сегодняшний день они остаются актуальными для любых организаций, занимающихся серьезным бизнесом.
Очевидно, что такие системы обязаны выполнять целый ряд требований. Если какой-либо из критериев не выполняется, система либо теряет полезный функционал, либо попросту не может существовать. Так, система, не отвечающая требованиям безопасности и эффективности, приведет предприятие к убыткам и не сможет сохранять персональные данные сотрудников, а система, не поддерживающая Internet/intranet стандарты, попросту не имеет смысла.
Из-за такого многообразия систем и классификаций, любая компания, находящаяся в поисках корпоративной информационной системы для своих нужд, сталкивается с проблемой выбора. Вследствие чего предлагается новая типизация систем, помогающая структурировать все известные факты о корпоративных информационных системах, призванная помочь разобраться среди известных классификаций.
Существует несколько классов корпоративных информационных систем. Одним из важнейших является ERP-системы. Главное их предназначение состоит в построении информационного пространства для объединения всех отделов и функций предприятия, которое будет эффективно в управлении всеми ресурсами компании, работа которых связанна с производством, продажами и учетом заказов.
Последнее время широкое распространение получил класс систем для управления взаимоотношениями с клиентами. CRM-система помогает предприятием упросить и автоматизировать работу с клиентами. Основные функции таких систем – это создание клиентской базы и её использование в целях повышения эффективности производства.
Класс систем MES разрабатывается для упрощения такой среды предприятия как производство. Основная работа таких систем это – отслеживание, документирование производственного процесса и его отображение в реальном времени.
Для управления складскими процессами есть свои системы управления, обеспечивающая комплексную автоматизацию которые называется WMS. При помощи таких систем можно узнать о месте нахождения, сроках хранения и прочую информацию о товаре на складе.
Система управления основными фондами предприятия которая позволяет сокращать простои оборудования и затраты на их техобслуживание, а так же уменьшать затраты на материально-техническое снабжение – EAM (Enterprise Asset Management).
Система управления персоналом – является одной из важнейших частей, которые составляют современный менеджмент. Основной целью HRM-систем является привлечение и удержание ценных для предприятия кадровых специалистов.
Система электронного документооборота (СЭД) – система, которая является автоматизированной и многопользовательской, сопровождает процесс управления работой предприятия с целью обеспечения выполнения функций.
Таким образом, любой директор компании может выбрать из всего многообразия корпоративных информационных систем такую, которая будет удовлетворять его требованиям, финансам и другим пожеланиям.
Корпоративные информационные системы имеют очень сложную структуру, поскольку система должна взаимодействовать с разными отраслями организации. При этом система должна не только выполнять управление областями, но и зачастую следить за деятельностью предприятия и даже брать на себя функцию автоматизации управления.
Использование предприятием корпоративной информационной системы со справочным модулем приведет к достижению ряда целей. Для всех работников предприятия создано единое информационное пространство, что облегчает процесс обработки информации. Корпоративные системы со справочным модулем помогают избегать повторного внесения одних и тех же данных. Также в информационных системах существует регистрация, которая нужна для предоставления необходимой информации и редактирования в режиме реального времени.
Для распределенной структуры предприятия организована автоматизация консолидации данных, то есть определенный комплекс методов и процедур, основная цель которых извлечение необходимых данных из различных источников, обеспечение необходимого уровня качества и их информативности или преобразование в единый формат, после чего они могут быть загружены в хранилище данных или аналитическую систему.
Таким образом, внедрение информационно-справочной системы ускоряет такие процессы как сбор и обработку информации, что увеличивает степень достоверности и полноты данных, своевременное обновление данных. Это приводит к большей востребованности информации, и повышает эффективность решений по управлению предприятием.
Среди многообразия различных справочных модулей, систем и терминалов особое внимание следует уделить информационно-справочным модулям. Они ориентированы на конкретную корпоративную информационную систему, малы по объему, легко внедряются на любое предприятие.
Поскольку множество организаций используют корпоративные информационные системы, выбирая их согласно финансовым и другим предпочтениям, изучение таких систем крайне важно.
Становится понятен и смысл встраивания различных модулей, позволяющих с точки зрения пользователя сделать доступ к системе более простым и удобным. Так как многие корпоративные информационные системы отличаются многообразием функций, целесообразно создавать к системам информационно-справочные модули, помогающие пользователю самостоятельно разобраться в тонкостях системы без отрыва от производства.
Информационно-справочный модуль поможет существенно снизить затраты на обучения сотрудников компании, избегая привлечения посторонних людей для обучения. Простота изложения справочного материала в информационно-справочном модуле крайне важна для пользователей, потому что чем более понятно изложен материал, тем легче пользователю будет разобраться с корпоративной информационной системой.
Существует большое разнообразие справочных модулей с абсолютно любыми интерфейсами, но их структура всегда одна и та же: входной язык, предметное обеспечение, то есть функционал модуля, и системное обеспечение, то есть низкоуровневые средства системного наполнения. [2]
Входной язык выступает важнейшим инструментом для связи пользователя с прикладным программным обеспечением. Таким входным языком могут быть универсальные языки программирования, такие как Pascal, Delphi и C++ или же специализированные проблемно-ориентированные, к примеру, Lisp, Prolog или MathLab.
Модуль можно создавать и с использованием нескольких входных языков, так же, как и пакеты прикладного программного обеспечение. OpenOffice был написан с использованием таких языков как, StarBasic, JavaScript, Java и Python. StarBasic – основной входным язык, предназначенный для автоматизации работы с пакетом. Для удобства работы имеется встроенный отладчик и интегрированная среда разработки. Загрузка и исполнение скриптов на таких языках как Python и JavaScript происходит их внешних файлов. Полнофункциональные приложения-компоненты или модули расширения легко создаются на Java.
Таким образом, в данной статье предложена новая типизация корпоративных информационных систем, включающая в себя все их основные различия и особенности (рис.1).
Рис. 1. Типизация корпоративных информационных систем
Библиографический список
- Самардак А.С. Корпоративные информационные системы. – Владивосток, изд-во ДГУ, 2003. – 262 с.
- Структура и основные компоненты ППП [Электронный ресурс] – URL: http://www.4stud.info/ppp/lecture2.html (Дата обращения 1.03.2016)
Количество просмотров публикации: Please wait