УДК 004.91

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Иванашко Екатерина Александровна1, Кубанских Олеся Владимировна2
1Брянский Государственный университет имени академика И.Г. Петровского, магистрант
2Брянский Государственный университет имени академика И.Г. Петровского, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики

Аннотация
В статье идет речь о корпоративной информационной системе. Раскрывается понятие информационно-справочного модуля, его структура, а также цель внедрения на предприятии. Приводятся классификации информационных систем в виде схемы всех особенностей.

Ключевые слова: информационно-справочные системы, информационно-справочный модуль, корпоративные информационные сети


INFORMATION AND HELP SYSTEM FOR CORPORATIVE INFORMATION NETWORKS

Ivanashko Ekaterina Alexandrovna1, Kubanskikh Olesya Vladimirovna2
1Bryansk State University named after Petrovskiy I.G., master degree
2Bryansk State University named after Petrovskiy I.G., candidate of Physics and Mathematics, associate professor of computer sciences and applied mathematics

Abstract
The article defines the concept of "corporate information system", as well as the purpose of their implementation in the enterprise. There are some classifications of information systems. There is also a scheme of all the features of the information systems.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Иванашко Е.А., Кубанских О.В. Информационно-справочные системы для корпоративных информационных сетей // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65425 (дата обращения: 20.11.2016).

Любая компания может столкнуться с такой проблемой, как  систематизация необходимой информации и автоматизация работы с ней. Поскольку организации в своей деятельности накапливают большие объемы данных, то появляется задача в  создании современной корпоративной информационной системы, охватывающей все аспекты предприятия и предоставляющей достоверную и актуальную для них информацию по вопросам связанным с деятельностью предприятия.

В настоящее время большое количество организаций использует корпоративные информационные системы, так как это едва ли не самый удобный и рационально организованный способ представления информации и работы с ней. По ходу развития информационных технологий, корпоративные системы лишь набирали популярность и на сегодняшний день они остаются актуальными для любых организаций, занимающихся серьезным бизнесом.

Очевидно, что такие системы обязаны выполнять целый ряд требований. Если какой-либо из критериев не выполняется, система либо теряет полезный функционал, либо попросту не может существовать. Так, система, не отвечающая требованиям безопасности и эффективности, приведет предприятие к убыткам и не сможет сохранять персональные данные сотрудников, а система, не поддерживающая Internet/intranet стандарты, попросту не имеет смысла.

Из-за такого многообразия систем и классификаций, любая компания, находящаяся в поисках корпоративной информационной системы для своих нужд, сталкивается с проблемой выбора. Вследствие чего предлагается новая типизация систем, помогающая структурировать все известные факты о корпоративных информационных системах, призванная помочь разобраться среди известных классификаций.

Существует несколько классов корпоративных информационных систем. Одним из важнейших является ERP-системы. Главное их предназначение состоит в построении информационного пространства для объединения всех отделов и функций предприятия, которое будет эффективно в управлении всеми ресурсами компании, работа которых связанна с производством, продажами и учетом заказов.

Последнее время широкое распространение получил класс систем для управления взаимоотношениями с клиентами. CRM-система помогает предприятием упросить и автоматизировать работу с клиентами. Основные функции таких систем – это создание клиентской базы и её использование в целях повышения эффективности производства.

Класс систем  MES разрабатывается для упрощения такой среды предприятия как производство. Основная работа таких систем это – отслеживание, документирование производственного процесса и его отображение в реальном времени.

Для управления складскими процессами есть свои системы управления, обеспечивающая комплексную автоматизацию которые называется WMS. При помощи таких систем можно узнать о месте нахождения, сроках хранения и прочую информацию о товаре на складе.

Система управления основными фондами предприятия которая  позволяет сокращать простои оборудования и затраты на их техобслуживание, а так же уменьшать затраты на  материально-техническое снабжение – EAM (Enterprise Asset Management).

Система управления персоналом – является одной из важнейших частей, которые составляют современный менеджмент. Основной целью HRM-систем является привлечение и удержание ценных для предприятия кадровых специалистов.

Система электронного документооборота (СЭД) – система, которая является автоматизированной и многопользовательской, сопровождает процесс управления работой предприятия с целью обеспечения выполнения функций.

Таким образом, любой директор компании может выбрать из всего многообразия корпоративных информационных систем такую, которая будет удовлетворять его требованиям, финансам и другим пожеланиям.

Корпоративные информационные системы имеют очень сложную структуру, поскольку система должна взаимодействовать с разными отраслями организации. При этом система должна не только выполнять управление областями, но и зачастую следить за деятельностью предприятия  и даже брать на себя функцию автоматизации управления.

Использование предприятием корпоративной информационной системы со справочным модулем приведет к достижению ряда целей. Для всех работников предприятия создано единое информационное пространство, что облегчает процесс обработки информации. Корпоративные системы со справочным модулем помогают избегать повторного внесения одних и тех же данных. Также в информационных системах существует регистрация, которая нужна для предоставления необходимой информации  и редактирования в режиме реального времени.

Для распределенной структуры предприятия организована автоматизация консолидации данных, то есть определенный комплекс методов и процедур, основная цель которых извлечение необходимых данных из различных источников, обеспечение необходимого уровня  качества и их информативности или  преобразование в единый формат, после чего они могут быть загружены в хранилище данных или аналитическую систему.

Таким образом, внедрение информационно-справочной системы ускоряет такие процессы как сбор и обработку информации, что увеличивает степень достоверности и полноты данных, своевременное обновление данных. Это приводит к большей востребованности информации, и повышает эффективность решений по управлению предприятием.

Среди многообразия различных справочных модулей, систем и терминалов особое внимание следует уделить информационно-справочным модулям. Они ориентированы на конкретную корпоративную информационную систему, малы по объему, легко внедряются на любое предприятие.

Поскольку множество организаций используют корпоративные информационные системы, выбирая их согласно финансовым и другим предпочтениям, изучение таких систем крайне важно.

Становится понятен и смысл встраивания различных модулей, позволяющих с точки зрения пользователя сделать доступ к системе более простым и удобным. Так как многие корпоративные информационные системы отличаются многообразием функций, целесообразно создавать к системам информационно-справочные модули, помогающие пользователю самостоятельно разобраться в тонкостях системы без отрыва от производства.

Информационно-справочный модуль поможет существенно снизить затраты на обучения сотрудников компании, избегая привлечения посторонних людей для обучения. Простота изложения справочного материала в информационно-справочном модуле крайне важна для пользователей, потому что чем более понятно изложен материал, тем легче пользователю будет разобраться с корпоративной информационной системой.

Существует большое разнообразие справочных модулей с абсолютно любыми интерфейсами, но их структура всегда одна и та же: входной язык, предметное обеспечение, то есть функционал модуля, и системное обеспечение, то есть низкоуровневые средства системного наполнения. [2]

Входной язык выступает важнейшим инструментом для связи пользователя с прикладным программным обеспечением. Таким входным языком могут быть универсальные языки программирования, такие как Pascal, Delphi и C++ или же специализированные проблемно-ориентированные, к примеру, Lisp, Prolog или MathLab.

Модуль можно создавать и с использованием нескольких входных языков, так же, как и пакеты прикладного программного обеспечение. OpenOffice был написан с использованием таких языков как, StarBasic,  JavaScript, Java и Python. StarBasic – основной входным язык, предназначенный для автоматизации работы с пакетом. Для удобства работы имеется встроенный отладчик и интегрированная среда разработки. Загрузка и исполнение скриптов на таких языках как Python и JavaScript происходит их внешних файлов. Полнофункциональные приложения-компоненты или модули расширения легко создаются на Java.

Таким образом, в данной статье предложена новая типизация корпоративных информационных систем, включающая в себя все их основные различия и особенности (рис.1).

Рис.1.

Рис. 1. Типизация корпоративных информационных систем


Библиографический список
  1. Самардак А.С. Корпоративные информационные системы. – Владивосток, изд-во ДГУ,  2003. – 262 с.
  2. Структура и основные компоненты ППП [Электронный ресурс] – URL: http://www.4stud.info/ppp/lecture2.html (Дата обращения 1.03.2016)


Все статьи автора «Иванашко Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация