УДК 372.881.161.1

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Табункина Ольга Сергеевна1, Качан Сабрина Альбертовна1
1Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, студентка 2 курса факультета дошкольного и начального образования

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы об эффективном формировании языкового эстетического идеала на уроках русского языка в начальных классах.

Ключевые слова: начальная школа, ребенок, русский язык, эстетический идеал


FORMATION OF LINGUISTIC AESTHETIC IDEAL OF THE YOUNGER SCHOOLBOY AT LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE

Tabunkina Olga Sergeevna1, Katchan Sabrina Albertovna1
1Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch), 2nd year student of the Faculty of preschool and primary education

Abstract
This article discusses the issues the effective formation of linguistic aesthetic ideal at Russian language lessons in the elementary grades.

Keywords: aesthetic ideal, child, elementary school, Russian language lesson


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Табункина О.С., Качан С.А. Формирование языкового эстетического идеала младшего школьника на уроках русского языка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65309 (дата обращения: 19.11.2016).

В настоящее время в Российской Федерации происходят изменения в общественно-политической, социально-культурной и экономической сферах, что оставляет свой отпечаток на системе образования.  Включение в систему ценностных ориентаций личности представлений об эстетическом идеале обосновывается тем, что ведущая роль в формировании и преобразовании ценностно-смысловой сферы принадлежит именно эстетическому идеалу, в самоопределении, самореализации,  и развитии самосознания личности. Родной язык для любого человека есть воплощение гуманистических и национальных ценностей, которые являются идеалами культуры и определяют, по мысли Д.С. Лихачева, «культурное осознание» мира. Родной язык – это средство и стимул  постижения высших духовных ценностей своего народа [1,с.15]. В связи с этим русскому языку как предмету сейчас  отводится особое место, потому что  язык, включает в себя важное хранилище опыта и является составной частью культуры. Особенно остро ставится вопрос о сохранении «человека читающего» как ребенка, так и взрослого.[2]Важно делать акцент на работу над эстетикой речи и языка, потому что это одно из основных и широких направлений эстетического развития учащихся, которое активно применяется на уроках русского языка. Сама природа русского языка наполнена всем прекрасным,  которое  выполняет в основном коммуникативную и, что немало важно, эмотивную функции.

Эстетическое отношение к языку связано с  литературным  языком, а именно с его такими качествами, как: богатство средств выражения, экспрессивность единиц языка, его мелодичность и звучность, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Языковое эстетическое чувство складывается из осознания полноты языковых средств, их выразительности, красоты воспроизведенной речи, ее правильности и грамотности.  Чтобы преуспеть в формировании языкового эстетического идеала с младшими школьниками, необходима систематизированная работа на уроках русского языка. Ознакомлению младших школьников с эстетическими свойствами русского языка может быть посвящен цикл специальных уроков. Такие занятия можно построить по модели уроков, разработанных А. Д. Дейкиной «Обучение и воспитание на уроках русского языка» [3,с.65]. Совокупность представлений языковой личности о свойствах русского языка, вызывающих эстетическое наслаждение, от идеальной (совершенной) речи и совокупность требований к речи, с позиций которых оценивается степень несовершенства или совершенства речевого высказывания мы и называем языковым эстетическим идеалом. Его формирование на уроках русского языка одна из важнейших задач обучения младших школьников. Таким образом, перед учителем стоят такие задачи, как:

- познакомить учащихся с прекрасным в родном языке (эстетическое познание языка и речи);

- всесторонне развить, языковое эстетическое чувство;

- сформировать у учащихся  желание к эстетическому совершенствованию своей речи;

- воспитать языковой эстетический вкус.

Специальные упражнения помогают развивать детям выше представленные компоненты языкового эстетического чувства.  Для развития эстетического отношения к языку и речи учитель использует такие упражнения, как :

-разбор образцовых текстов разных стилей;

-переработка текстов, обедненных лексическими и синтаксическими средствами;

-сравнение словаря, синтаксических конструкций образцовых и детских текстов на одну и ту же тему ( изложения и сочинения младших школьников).

По ФГОС НОО в программе духовного и нравственного развития (эстетическое воспитание) предполагается включение межпредметных и внутрипредметных связей.

Метапредметные связи на уроках русского языка с литературой, этикой, музыкой и др. приводят к благоприятному и успешному усвоению  материала. Рассмотрим данное утверждение на примере конкретного урока.

На уроке активно используется метод “Продолжи рассказ”. Лучше всего его использовать с хорошо знакомыми словами для учащихся, но далеко не вся культурная информация, связанная с ними, хорошо известна. Работа проводится так: учитель называет  имя, ставшее из-за частого употребления нарицательным или крылатым. Это могут быть   сказочные, мифологические, литературные, персонажи (Баба-Яга, леший, водяной, русалка, Алеша Попович) и т.д. , произносит начало предложения, которое ученики продолжают. Данный метод выявляет пробелы в культуроведческих знаниях учеников, а также заинтересовать их новой информацией.

Например: «Кощей» – вымышленный персонаж из русских народных сказок. Его также называют «Бессмертным». Говорят, что его жизнь спрятана «на конце иглы,а игла в яйце…». Внешне  Кощей очень непривлекателен, некрасив, старый, худой, высокий, больше походит на скелет. Он вредный и злой и  может даже заколдовать «царевну, чтобы заточить её в своих чертогах». Его  черты характера «злобный, жестокий, скупой».  Враг Кощея «Баба-Яга, рассказывающая главному герою, как погубить злодея». Имя Кощея произошло от «слова кость» [1].

Также могут браться в пример произведения Даля. Книга «Картины из быта русских детей», увлекательно написанная, показывает взрослым – педагогам, психологам, родителям – и современным детям, как естественно и плодотворно протекало освоение духовно-нравственных понятий и воспитание на их основе в семье XIX века. Рассказы Даля, входящие в данный цикл, носят биографический характер. В них угадываются воспоминания писателя о собственном детстве [4].

Признаками хорошей речи в языковедении являются: правильность речи, логичность, точность, уместность, богатство, чистота, выразительность.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что эстетическое воспитание на уроках русского языка – это формирование у учащихся  эстетического чувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи. Главное в русском языке уметь видеть  и понимать это самое прекрасное, а также ценить его по законам красоты. Все это необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у детей младшего школьного возраста, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств всесторонне развитой личности.


Библиографический список
  1. Губанихина Е.В. Формирование профессионально-ценностных  ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза //Приволжский научный вестник.  2014.  № 8-2 (36).  С. 8-10.
  2. Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 44-47.
  3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М,.1990.
  4. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
  5.  Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
  6. Жесткова Е.А. Н.М. Карамзин и А.К. Толстой: о художественном осмыслении исторической эпохи Иоанна Грозного // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2013. № 4. С. 51-54.
  7. Лучина Т.И. Нравственное воспитание современных школьников // IV Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизационного выбора крещения Руси: материалы педагогических чтений. отв. ред. О.Р. Каюмов. Омск, 2015. С. 70.
  8. Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2015. С. 149-158.
  9. Филиппова Л.В. Лексические упражнения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Проблемы современной науки. – 2012. – №5.1. – С.60-69.
  10. Цуцкова Е.В. Эпитеты и их функционирование в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина / Е. А. Жесткова, Е. В. Цуцкова // Молодой ученый. – 2014. – №21.


Все статьи автора «Табункина Ольга Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация