УДК 378

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНСТИТУТА АСПИРАНТУРЫ

Кельсина Анна Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук

Аннотация
В статье представлен обзор нормативных актов, посвященных институту аспирантуры. Российское образовательное законодательство сегодня претерпевает существенные изменения, совершенствуется под воздействием развития мирового образовательного процесса. Затронул данный процесс и правовое регулирование подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре.

Ключевые слова: аспирантура, федеральный государственный образовательный стандарт, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»


LEGAL REGULATION THE INSTITUTE OF POSTGRADUATE STUDY

Kelsina Anna Sergeevna
Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science

Abstract
The article is devoted to the review of legal acts regulating the institute of postgraduate study. Nowadays the Russian legislation in the educational sphere is undergone essential changes and improved as a result of the development of world educational process. This process has affected the legal regulation of training in postgraduate study.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кельсина А.С. Нормативно-правовое обеспечение института аспирантуры // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65283 (дата обращения: 19.11.2016).

Процессы трансформации российского общества, общественных институтов определяют поиск путей, форм, методов модернизации российского образования. На решение задач, поставленных перед системой образования, направлено и российское законодательство, которое выступает важным инструментом проведения государственной политики в области образования. Образовательное право как целостная и развитая система общественных отношений на современном этапе также претерпевает существенные изменения. Вступление в силу Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» требует обновления законодательства, принятия новых законодательных актов, приведения в соответствие существующих правовых актов [1, с.5].

Совершенствование российского законодательства об образовании обусловлено развитием мирового образовательного процесса, интеграционными процессами в рамках положений Болонской декларации. Но здесь необходимо, по мнению специалистов, сохранять баланс национальных интересов России, включать в отечественное законодательство эффективную практику, сохраняя при этом собственный, хорошо зарекомендовавший себя опыт.

Как и в России в странах СНГ большое влияние на развитие послевузовского образования оказывают реформы, происходящие в европейском образовательном пространстве. Для таких государств как Азербайджан, Армения, Казахстан, Молдова и Украина, подписавших Болонскую декларацию, реформирование послевузовского образования идет в контексте исполнения обязательств стран – участниц Болонского процесса. Национальные системы высшего и послевузовского образования в течение довольно короткого времени с сохранением некоторой специфики были приведены в соответствие с европейской системой, что нашло отражение и в национальных образовательных законодательствах.

В других странах Содружества, не вошедших в Болонский процесс, развитие высшего и послевузовского образования также находится под влиянием европейских тенденций, хотя реформы идут медленнее. Таким образом, реформирование высшего образования и системы подготовки научных кадров актуально не только для России.

В данной работе рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность института аспирантуры в России. В общем виде схема нормативно-правового обеспечения представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность института аспирантуры

Затронувший всю систему российского образования Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании в РФ, ФЗ №273) является основополагающим документом в данной сфере [2]. Одной из причин принятия нового закона являлось то, что многие значимые аспекты правовых отношений в сфере образования на законодательном уровне не были регламентированы, нормы образовательного законодательства дублировались законодательными актами других правовых отраслей, возросли противоречия российского образовательного законодательства с положениями международных правовых актов [3, с.5].

Подготовка кадров в аспирантуре, которая сложилась еще в советское время, входила в систему послевузовского профессионального образования, и являлась, по сути, началом научной карьеры [4, с.7]. Сегодня аспирантура является третьим завершающим уровнем высшего профессионального образования (ст. 10 ФЗ №273) со всеми присущими высшему образованию атрибутами.

Цель введения третьего уровня высшего образования – гармонизация отечественной системы образования с системой высшего образования, действующей на общеевропейском образовательном пространстве. Тем не менее, российские программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, разработанные по нормам нового закона, еще не будут в полной мере соответствовать программам третьего цикла высшего образования зарубежных университетов, ведущих к присвоению степени доктора философии (PhD).

Программы аспирантуры (структуру, условия ее реализации и результаты освоения), а также сроки получения образования с учетом различных форм обучения, виды образовательных технологий определяют федеральные государственные образовательные стандарты (ст. 11 ФЗ №273), которые разрабатываются по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Аспиранты «лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров», отнесены ст. 33 Закона об образовании в РФ к категории обучающихся, которые имеют соответствующие права (ст.34 ФЗ №273), включая права на стипендию (ст. 36 ФЗ №273) и обязанности (ст. 43 ФЗ №273).

В ст. 69 Закона об образовании в РФ, посвященной высшему образованию, отмечено, что к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). При этом обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров является получением второго или последующего высшего образования (п.8 ст.69 ФЗ №273).

Прием на обучение в аспирантуру осуществляется по результатам вступительных испытаний и на конкурсной основе. При этом поступающие вправе предоставить сведения о своих индивидуальных достижениях.

Обучение по программам аспирантуры на бюджетной основе возможно в рамках контрольных цифр приема, которые распределяются по результатам публичного конкурса (ст. 100 ФЗ №273). Также организации вправе предоставлять образовательные услуги по договорам за счет средств физических и юридических лиц (ст. 101 ФЗ №273).

Необходимо обратить внимание и на статью 60 Закона об образовании в РФ, согласно которой аспирантам при условии успешного прохождения государственной итоговой аттестации выдается документ об образовании и о квалификации. Образец документа об окончании аспирантуры утвержден приказом Минобрнауки РФ от 1 октября 2013 г. № 1100.

Закон об образовании регламентирует лишь общий контур такого уровня высшего образования как подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре, в нем заложены отсылочные нормы.

Важным документом, который регулировал подготовку кадров в аспирантуре до вступления Закона об образовании 2012 г., являлся Приказ Минобразования России от 27.03.1998 N 814 (ред. от 12.09.2014) «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» [5]. Согласно указанному положению аспирант за время обучения в аспирантуре обязан:

«- полностью выполнить индивидуальный план;

- сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;

- завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения» (п. 44).

Положение содержит важные моменты, касающееся научного руководства аспирантами. Так, п. 61 гласит, что «научный руководитель из числа докторов наук или профессоров утверждается ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации каждому аспиранту одновременно с его зачислением в аспирантуру». В отдельных случаях допускается назначение кандидатов наук, имеющих ученое звание доцента. Оплата научного руководства производится из расчета 50 часов на одного аспиранта в год.

Но в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года Положение применяется постольку, поскольку не противоречит данному Федеральному закону. Некоторые его разделы были полностью отменены.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) утвержден приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 [6].

Согласно п.2 указанного Порядка программы аспирантуры могут реализовывать образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования, научные организации.

Высшее образование по программам аспирантуры может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в очной, очно-заочной, заочной формах обучения, а также с сочетанием различных форм обучения, а также вне указанных организаций в форме самообразования (п. 6). Формы получения образования и формы обучения устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами. Программа аспирантуры, состоящая из базовой и вариативной части, также разрабатывается в соответствии с ФГОС.

Программы аспирантуры имеют направленность (профиль), которую организация имеет право устанавливать самостоятельно. Порядком определен и объем программ аспирантуры, который выражен в зачетных единицах.

Большой блок документа посвящен организации образовательного процесса по программам аспирантуры и особенностям организации образовательного процесса по программам аспирантуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России в настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, установлены федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований – к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения.

В статье 11 Закона об образовании подчеркивается, что ФГОС обеспечивает:

- единство образовательного пространства РФ;

- преемственность образовательных программ;

- вариативность содержания программ;

- государственные гарантии уровня и качества обучения.

ФГОС высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика в целом характеризует направление подготовки, профессиональную деятельность выпускников, освоивших программу аспирантуры, а также устанавливает требования к результатам освоения программы аспирантуры, к структуре программы, к условиям ее реализации [7].

Иные нормативные акты, регулирующие отдельные направления деятельности аспирантуры выполняют также немаловажную функцию, дополняя и расширяя основное законодательство. Например, назначение и выплата стипендий аспирантам регулируется отдельным порядком, утвержденным приказом Минобрнауки РФ [8]. Прием по программам аспирантуры также определен отдельно приказом Минобрнауки России от 26.03.2014 № 233 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре».

Локальные акты имеют особое значение для правового регулирования образовательных отношений, так как принимаются по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, вопросы, регламентируемые локальными актами, «ближе» всего к участникам образовательных правоотношений [9, c.22].

Система послевузовского профессионального образования Российской  Федерации переживает сложный этап реформирования, которое привело к тому, что отдельные положения действующих нормативных актов в указанной сфере противоречат друг другу, иным актам федерального законодательства, содержат пробелы и недостатки. Но общая тенденция все же свидетельствует о повышении роли и совершенствовании правового сопровождения российского образования.


Библиографический список
  1. Тепшинова С.О. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного профессионального образования педагогов в свете нового образовательного законодательства// Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 5-6.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.pravo.gov.ru
  3. Карпова Н.Ю. Причины разработки и принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»// Апробация, 2014. № 3. С. 69-70.
  4. Иванов В.В., Маринина Р.А. Реформирование системы подготовки научных кадров высшей квалификации: проблемы и основные направления// Инновации. 2013. № 5 (175). С. 32-38.
  5. Приказ Минобразования России от 27.03.1998 N 814 (ред. от 12.09.2014) «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации». URL: http://www.pravo.gov.ru
  6. Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» // Российская газета, № 31, 12.02.2014.
  7. Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 N 898 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» URL: http://www.pravo.gov.ru
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2013 г. № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
  9. Козырин, А. Н. Правовое регулирование отношений в сфере образования: научно-практический комментарий статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / А. Н. Козырин, Т. Н. Трошкина // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2013.  Т. 8.  с.22-23.


Все статьи автора «Кельсина Анна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация