ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМ И ВЫРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО

Батынова Алина Александровна1, Макарова Людмила Викторовна2, Тарасов Роман Викторович3
1ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», магистр
2ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент
3ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент

Аннотация
Эффективное распределение ресурсов предприятия в рамках современной концепции всеобщего управления качеством является основой грамотной стратегии развития предприятия. В этих условиях необходимо создать систему анализа затрат, в том числе и на качество продукции. В статье представлен FMEA - анализ процесса управления затратами на качество с выявлением основных видов потенциальных отказов.

Ключевые слова: безопасность продукции, затраты на качество


IDENTIFYING POTENTIAL PROBLEMS AND MAKING ORGANIZATIONAL DECISIONS IN THE MANAGEMENT OF QUALITY COSTS

Batynova Alina Alexandrovna1, Makarova Ludmila Viktorovna2, Tarasov Roman Viktorovich3
1Penza State University of Architecture and Construction, master
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
Efficient allocation of resources of the enterprise under the modern concept of total quality management is the foundation of a competent development strategy. In these circumstances it is necessary to create a system of cost, including the quality of products. The article presents FMEA - analysis of the cost management on the quality of the identification of the main types of potential failures.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Батынова А.А., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Идентификация возможных проблем и выработка организационных решений в процессе управления затратами на качество // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65280 (дата обращения: 29.03.2024).

Безопасность продуктов питания – ключевая задача не только для производителей продукции, но и для стратегии развития государства в целом. Значительный рост производства и расширение ассортимента продукции привели к тому, что потребителю необходима гарантия безопасности и высокого качества на всех этапах производства пищевых продуктов и их реализации. Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

В настоящее время не каждое предприятие может создать производственные условия, в которых возможно обеспечение тотальной безопасности продукции, что зачастую обусловлено отсутствием эффективной системы контроля качества и безопасности продовольственного сырья и готовой пищевой продукции. Система контроля качества на предприятии позволяет значительно сократить процент брака на предприятии, а иногда даже полностью устранить возможность появления несоответствующей продукции [1]. При этом следует учитывать, что в некоторых случаях даже крайне низкий процент брака может привести к потере сырья, финансовым потерям и снижению доверия потребителя к продукции.

В условиях постоянного совершенствования качества продукции и обеспечения ее безопасности, затраты на качество составляют значительные суммы, а следовательно, требуют тщательного анализа, обработки и хранения полученных результатов [2, 3]. Однако, не на каждом предприятии налажена такого рода система, хотя регистрация и оценка затрат на качество – несложная и методологически отработанная процедура. В то же время, грамотная оценка затрат на качество позволяет обеспечить руководство предприятия серьезным инструментом управления.

Как правило, на большинстве предприятий пищевой промышленности, учитывая серьезные требования безопасности, функционирует система менеджмента качества, основанная на процессном подходе. Описание процессов с грамотным выделением необходимых ресурсов является достаточно актуальной задачей в этих условиях, что требует использования специальных методов моделирования процессов, например методологии SADT [4…8]. На рис. 1 представлена диаграмма процесса анализа затрат на качество. Целью модели является определение первоочередных задач по сокращению издержек и повышению качества.

Применение данного инструмента моделирования позволяет получить полное описание процесса анализа затрат на качество. Это, в свою очередь, позволит значительно сократить ошибки, возникающие на начальных этапах внедрения данной процедуры, улучшить контакт между пользователями и разработчиками.

Рисунок 1 – Диаграмма «Анализ затрат на качество»

 Данный процесс вводится в рамках системы менеджмента качества, поэтому особенно важно проанализировать все возможные отказы, которые могут возникнуть при его осуществлении. Для этого целесообразно использовать FMEA-анализ [4…7, 9]. Он применяется для выявления проблем до того, как они проявятся и окажут негативное воздействие на процесс и его результаты. При анализе главной задачей является поиск ответов на следующие вопросы:

1) Каким образом при осуществлении процесса может произойти отказ?

2) Что может быть причиной отказа?

3) Что произойдет, если при осуществлении процесса случится отказ?

4) Каким образом можно предотвратить последствия отказа?

Для каждого этапа процесса управления затратами на качество были определены возможные отказы. Было обозначено, что является причиной каждого отказа, определены и описаны последствия и влияние этих отказов на управляемость процесса. Затем были количественно оценены:

- значимость потенциального отказа;

- вероятность возникновения дефекта;

- вероятность обнаружения отказа.

Рассчитано приоритетное число риска (ПЧР) и выявлены наиболее значимые отказы.

FMEA-анализ процесса управления затратами на качество представлен в таблице 1.

Таблица 1. FMEA-анализ процесса управления затратами на качество

Этап процесса

Возможный отказ

Причина отказа

Последствия отказа

S

O

D

ПЧР

Средства решения проблемы

Идентифи­кация затрат на качество

Не поддающиеся идентификации затраты

Ошибки или неточность при составлении отчетов о затратах

Невозможность дальнейшего проведения анализа затрат

8

5

1

40

Усиление контроля со стороны руководства предприятия

Некомпетентность сотрудников

Неполный учет затрат на качество

Повышение квалификации персонала

Учёт и сбор информации о состав­ляющих за­трат

Неполный учет информации о составляющих затрат

Отсутствие информации

Некорректный результат анализа затрат на качество

8

3

2

48

Усиление контроля со стороны руководства предприятия

Некомпетентность сотрудников

Повышение квалификации персонала

Выбраны неподходящие методы учета и сбора информации о составляющих затрат

Выбор наиболее подходящих методов учета и сбора информации о составляющих затрат

Анализ и обобщение затрат на качество

Некорректные записи результатов анализа

Собрана не вся информация о затратах на качество

Невозможность дальнейшей работы с полученными результатами

9

3

2

54

Усиление контроля со стороны руководства предприятия

Выбраны неподходящие методы анализа и обобщения затрат на качество

Выбор наиболее подходящих методов анализа и обобщения затрат на качество

Некомпетентность сотрудников

Повышение квалификации персонала

Оформление результатов анализа

Некорректное оформление результатов анализа и обобщения затрат на качество

Неверный выбор формы отчета о результатах анализа

Повторное оформление результатов анализа

3

2

1

6

Усиление контроля со стороны руководства предприятия

Некомпетентность сотрудников

Повышение квалификации персонала

Оптимиза­ция затрат на качество

Невозможность оптимизации затрат на качество

В стратегии развития предприятия не предусмотрены действия в отношении затрат на качество

Проведение нецелесообразных и неэффективных мероприятий в сфере обеспечения качества продукции

9

5

2

90

Пересмотр стратегии развития предприятия

Отсутствие финансов (в случае необходимости увеличения затрат на качество)

Неэффективная СМК

Поиск финансовых ресурсов

Отсутствие методик регулирования затрат на качество

Руководство предприятие не использует возможность экономически обоснованного снижения затрат на качество

Повышение квалификации персонала

Некомпетентность сотрудников

Таким образом, наиболее значимым является отказ, возникающий на последнем этапе исследуемого процесса, а именно невозможность оптимизации затрат на качество. Следующими по значимости являются некорректные записи результатов анализа и неполный учет информации о составляющих затрат.

Для предотвращения возникновения данных отказов необходимо усилить контроль со стороны руководства предприятия, регулярно повышать квалификацию персонала и более тщательно подходить к выбору методик работы с данными при выполнении различных этапов процесса.


Библиографический список
  1. Макарова, Л.В. Методический подход к обеспечению стабильности и качества технологических процессов [Текст] / Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов, Д.В. Тарасов, О.Ф. Петрина // Научно-теоретический журнал Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова.- № 1.- 2015.-С.120-124.
  2. Белянская, Н.М. Экономика качества, стандартизации и сертификации [Текст]: учебное пособие / Н.М. Белянская, В.И. Логанина, Л.В. Макарова. – Пенза: ПГУАС, 2010. – 168 с.
  3. Макарова, Л. В. Анализ затрат на качество при производстве пищевой продукции (на примере ОАО «Атмис-сахар», г. Каменка) [Текст] / Л. В. Макарова, А. В. Бычкова, Р. В. Тарасов // Молодой ученый. – 2014. –№3. – С. 472-475.
  4. Комплексные инструменты и методологии улучшения качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/pdf/instrument/instr06.pdf
  5. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biglibrary.ru/category38/book135/part36
  6. Логанина, В.И. Квалиметрия и управление качеством [Текст]: учебное пособие / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304 с.
  7. Козицына, А.В. Инструменты повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов //Вестник магистратуры.-2014.-№ 5(32).-С.76-80.
  8. Петрина, О.Ф. Процессный подход в организации производства керамического кирпича [Текст] / О.Ф. Петрина, Р.В. Тарасов, Л.В. Макарова, //Вестник магистратуры.-2014.-№ 11(38).-Том 1.-С.57-63.
  9. Дюкина, А.Ю. Идентификация возможных отказов при организации процесса оценки конкурентоспособности продукции / А.Ю. Дюкина, М.С. Ульянова, Л.В. Макарова, Р.В.  Тарасов // Современные научные исследования и инновации.- 2014.- № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40395.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация