Республика Саха (Якутия) – крупнейший регион Российской Федерации с высокоразвитым горнопромышленным и энергетическим комплексом. Основой региональной экономики является добыча алмазов, золота, нефти, газа, угля, выработка электроэнергии. Все перечисленные сферы производства обладают множеством техногенных факторов, создающих риск в работе обслуживающего персонала, и включают в свой состав опасные производственные объекты (ОПО). Подобные объекты и особенности их функционирования полностью попадают под регламент ФЗ-116 “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.
Промышленная безопасность играет огромную роль в поддержании стабильного функционирования социально-экономической жизни общества. Оптимальное решение задач ее задач позволит минимизировать техносферные риски до приемлемого уровня и обеспечить безопасность работы на предприятиях.
Основными принципами различных концепций безопасности являются:
- принцип абсолютного приоритета безопасности и сохранения здоровья в отношении иных элементов условий и качества жизни граждан;
- принцип приемлемой опасности и риска, декларирующий тот минимальный уровень безопасности техносферы, которого мы можем технически достичь при приемлемых финансовых затратах;
- принцип итерационного приближения к абсолютной безопасности [1].
Грамотное управление промышленной безопасностью того или иного ОПО сопряжено с тем, что для принятия обоснованного решения необходим учет большой группы мультифакторов, различных параметров и условий, часто противоречащих друг другу и имеющих разный масштаб.
Основными по значимости, среди таких факторов являются, во-первых, критический уровень физического и морального износа большей части оборудования и техники, во-вторых, негативные эффекты, возникающие в результате юридических недоработок нормативно-правовой базы, касающейся промышленной безопасности.
Еще одним важным обстоятельством непосредственно влияющий на состояние промышленной безопасности является тренд развития современной техносферы, выраженный в кардинальном изменении ее системных свойств. Это приводит к ограничению возможности полнофункционального прогнозирования рисков и чрезвычайных ситуаций, вследствие крайне сложных причинно-следственных связей и их междисциплинарного характера.
Для учета, анализа и преодоления проблематики прогнозирования реализации различных сценариев на настоящее время применяется методологический аппарат, построенный на достижениях и возможностях таких научных дисциплин как методы системного анализа, теории надежности, принятия решений и многокритериальной оптимизации.
Оптимальность разработанного (примененного) подхода или методики в вопросе минимизации рисков управления и эксплуатации ОПО оценивается критерием успешности решения одной из двух задач:
1. Обеспечение определенного уровня безопасности при минимальных потерях в случае возникновения чрезвычайной ситуации и незначительных затратах на поддержание стабильного функционирования технического агрегата (системы). Это, так называемая, прямая задача оптимизации.
2. Обеспечение максимально возможного уровня безопасности объекта при лимитированных (граничное условие) размерах возможного ущерба и финансовых издержек на осуществление и поддержание технической системы. Это обратная задача оптимизации [2].
Для наиболее технически сложных и дорогостоящих технологических систем, отказ которых может привести к значительным социально-экономическим последствиям, безопасность и надежность – обычно рассматриваются как лимитирующие факторы, а финансовые вложения – как одна из важнейших целевых функций. В связи с этим в подавляющем большинстве случаев в промышленной безопасности решается прямая задача оптимизации.
Подробно дифференцируя наиболее важные и актуальные задачи промышленной безопасности можно выделить следующие:
1) разграничение и ранжирование факторов, представляющих наибольшую опасность при анализе работы производственных объектов;
2) разработка алгоритмов реализации основных управляющих воздействий на наиболее опасные техносферные факторы;
3) определение стратегии по осуществлению необходимых мероприятий, нивелирующих и снижающих опасность того или иного ОПО;
4) обобщение наиболее опасных факторов управления и функционирования ОПО для оптимизации технологических решений вопросов в сфере соблюдения и поддержания промышленной безопасности на необходимом уровне;
5) обоснованное распределение различных ресурсов между ОПО, обладающих одинаковой степенью техногенной опасности;
6) обоснованная выборка объектов, имеющих наибольшую опасность с точки зрения использования и функционирования, а также влияния на состояние жизнеобеспечения и экономики того или иного региона или страны в целом [3].
Решение представленных задач в области поддержания промышленной безопасности на оптимальном уровне на наш взгляд наиболее рационально:
- с позиции соблюдения общих принципов управления, построенных в виде иерархической структуры, включающей в себя следующую цепочку: Промышленный объект – Территориальная единица (район) – Регион – Федерация с разработкой для каждого уровня собственных процедур и алгоритмов обеспечения стабильной работы ОПО с допустимым уровнем безопасности;
- восполнения пробелов и недостатков современной нормативно-правовой базы, т.е. применение результатов мировой нормотворческой деятельности в области промышленной безопасности ОПО;
- изменения принципиальных подходов в вопросах современного надзора в сфере управления системами обеспечения промышленной безопасности;
- обеспечения информационной обеспеченности процессов принятия решения в области промышленной безопасности ОПО [4].
Применительно к отдельно взятому региону России – Республике Саха (Якутия) и ее наиболее развитому горно- и энергопромышленному району – Южной Якутии, представленные выше способы оптимального решения задач промышленной безопасности можно реализовать следующим образом.
Южная Якутия обладает рядом отраслей народного хозяйства, в состав которых входят ОПО разных категорий опасности. Горнорудная отрасль представлена угледобывающим комплексом (разрез “Нерюнгринский”, шахты “Денисовская”, “Джебарики-Хая” и т.д.), а также электро- и теплоэнергетическим комплексом в виде Нерюнгринской ГРЭС (входит в состав ДГК).
В совокупности предприятия данного территориального комплекса обеспечивают нормальное социально-экономическое функционирование района, являются градообразуюшими и жизнеобеспечивающими. Следовательно, оптимальное решение задач промышленной безопасности этих предприятий является приоритетным, востребованным и актуальным в целом для Республики и Дальневосточного федерального округа.
Для успешного решения прямой задачи оптимизации, суть которой приведена выше в отношении данных объектов на основе анализа ситуации с промышленной безопасностью и вышеприведенными рекомендациями автором рекомендуется следующее:
1. Создание полноценной открытой информационно-аналитической системы. На сегодняшний день из открытых источников невозможно проанализировать состояние промышленной безопасности на предприятиях района. Данные эпизодические, разрозненные, плохо систематизированные. Подходы к решению проблем в сфере промышленной безопасности не представлены для критического анализа в виде публикационных материалов, например, в общеизвестной российской библиометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) [5]. Ознакомление результатов исследований по проблематике присущей ОПО района и региона научной и профильной общественности принесет интегральный положительный эффект, в том числе экономический в оптимизации решения по поддержанию промышленной безопасности на должном уровне, а также предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
2. Учет в совокупности с требованиями ФЗ-116, требований международного сборника стандартов OHSAS 18001. Данные стандарты, включают в себя требования и предписания, касающиеся разработки и реализации систем риск-менеджмента в области охраны труда и промышленной безопасности. Благодаря продуманной системе и алгоритмам в случае применения стандартов значительно повышается эффективность функционирования системы промышленной безопасности на ОПО с наименьшими финансовыми затратами на реализацию различных мероприятий соответствующего профиля. Кроме того предприятие внедряющее указанную серию международных стандартов получает весомые конкурентные преимущества на рынке:
- значительное снижение уровня непроизводственных затрат;
- уменьшение расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций на производстве;
- экономия на штрафных санкциях от контролирующих органов (Ростехнадзор);
- снижение аварийности и несчастных случаев на производстве [6].
3. Поэтапный переход на западную систему (США, Англия, Норвегия и т.д.) промышленного надзора на опасных производственных объектах. Основой такой системы является полная передача ответственности за соблюдение промышленной безопасности на компанию-собственника. Применение данного подхода является весьма рискованным, однако оправданным в средней и долгосрочной перспективе и требует реализации следующих действий:
- максимальная конкретизация ответственности, в т.ч. финансовой предприятия-собственника за нарушение правил и требований промышленной безопасности;
- переориентирование системы правового обеспечения с требований соблюдения норм промышленной безопасности в их технической части на ориентируемое нормирование, совершенствование экономических и организационных критериев управления процессами промышленной безопасности, разработка современных методов управления промышленной безопасностью [4].
Основным мотивационным мотивом для ответственного отношения предприятий-собственников к состоянию промышленной безопасности на их опасных производственных объектах будут являться меры экономического стимулирования и налогообложения.
Таким образом, резюмируя результаты приведенной работы можно заключить, что для оптимизации (улучшения состояния и прогресса) в области промышленной безопасности в Республике Саха (Якутия) необходима реализация определенного комплекса мер, включающего в себя:
- создание полноценной открытой информационно-аналитической системы;
- использование международных стандартов промышленной безопасности OHSAS 18001;
- передача ответственности за состояние промышленной безопасности самим предприятиям, с регулированием их политики посредством гибкой технико-экономической и социально-правовой политики со стороны государства.
Библиографический список
- Сугак Е.В., Кучкин А.Г., Окладникова Е.Н. Надежность технических систем и техногенный риск: Учеб. пособие: в 3 ч. Ч.1. Техногенная безопасность. – Красноярск: СГАУ, 2011. – 260 с.
- Окладникова Е.Н., Сугак Е.В., Игнатьев Д.А. Оптимальное управление безопасностью промышленных объектов // Вестник Сибир. гос. аэрокосм. ун-та им. акад. М.Ф. Решетнева. – С. 43-47.
- Миронов С.В., Пищухин А.М. Управление безопасностью при эксплуатации промышленных объектов // Вестник ОГУ. – 2004. – №7. – С. 143-147.
- Бурков В.Н., Грищенко А.Ф., Кулик О.С. Задачи оптимального управления промышленной безопасностью. – М.: ИПУ РАН, 2000. – 70 с.
- http://www.elibrary.ru
- Пакулев М.В., Федотов Я.О., Рыбин В.А. Применение международного стандарта OHSAS 18001 для оптимизации работ по промышленной безопасности на современном предприятии // Вестник ЮУрГу. Серия “Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника”. – 2015. – Т.15. – № 1. – С. 118-121.
Количество просмотров публикации: Please wait