УДК 614.253

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Нажева Марина Ибрагимовна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней с основами физиотерапии № 2

Аннотация
Гуманизация и индивидуализация учебного процесса медицинского вуза оправдана востребованностью развития творческих и интеллектуальных способностей студентов, необходимых в деятельности инновационного характера. В педпроцессе медицинского вуза важно задействовать механизмы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний: интенсивно-подвижный и здоровый образ жизни, соблюдение баланса между физическими и нервно-психическими нагрузками.

Ключевые слова: врачебный менталитет, гуманизм, здоровый образ жизни, инновации, наука, профилактика, сердечно-сосудистые заболевания, социализация, этический кодекс


TOPICAL ISSUES OF PREVENTION OF CARDIO-VASCULAR DISEASES

Nazheva Marina Ibragimovna
Rostov State Medical University,
Candidate of Medical Sciences, associate professor of Internal diseases Chair № 2

Abstract
Humanization and individualization of an educational process in a medical higher educational establishment is justifiable with a great demand of students’ creative and intellectual abilities development, the abilities which are necessary in the innovation activity. In the pedagogical process of a medical higher educational establishment it is important to involve the mechanisms of cardiovascular diseases prophylaxis: an intensive-active and healthy lifestyle, keeping balance between physical and neuropsychic loads.

Keywords: cardiovascular diseases, code of ethics, healthy lifestyle, humanism, innovations, medical mentality, prophylaxis, science, socialization


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нажева М.И. Актуальные вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65192 (дата обращения: 22.11.2016).

Зарождение новой образовательной парадигмы в системе профессионального образования обосновано вызовами XXI века. Подготовка современного специалиста к самостоятельному творческому решению неизвестных и нестандартных задач является необходимым условием его конкурентоспособности на рынке труда. Врач по своему общественному предназначению призван быть носителем общекультурных и профессиональных компетенций, созидательных и творческих идей.

Научно-исследовательская работа студентов-медиков во время обучения открывает перед будущим молодым специалистом неограниченные возможности в научных медицинских исследованиях, что способствует развитию инновационных технологий в медицине и повышает конкурентоспособность российского здравоохранения на мировом рынке. Одной из приоритетных задач Стратегии национальной безопасности Российской Федерации является «увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения» [1, с. 26].

Среди угроз национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан отмечены сердечно-сосудистые заболевания, занимающие лидирующие позиции в рейтинге самых распространенных и опасных болезней XX–XXI вв. Уже никого не удивляет сравнение современности с «эпохой сердечно-сосудистых заболеваний». Причин к распространению этих болезней много, а методы профилактики остаются прежними: интенсивно-подвижный и здоровый образ жизни, соблюдение баланса между физическими и нервно-психическими нагрузками. Нетренированность сердечно-сосудистой системы и перегруженность нервной системы человека приводят его к проблемам со здоровьем: гипертонической болезни, атеросклерозу, ишемической болезни сердца и инфаркту миокарда [2-10].

Культуротворческий потенциал личности будет реализован при условии создания личностно-развивающей  среды в педпроцессе вуза на основе междисциплинарного подхода к изучению человека с использованием новейших психолого-педагогических и информационных технологий. Медико-культуротворческие и интеграционные основы врачебного менталитета включают в себя методологические подходы при отборе форм и средств в профессиональной подготовке будущего медицинского работника.

Творчество в работе будущих специалистов и их готовность к принятию нетрадиционных решений должны быть основаны на ценностных ориентациях личности в реализации качественно новых научно-культурных идей. Самореализация студентов в научных исследованиях – это первая ступень к индивидуальным научным открытиям в будущем, поэтому научно-исследовательской работе молодежи необходимо уделять особое внимание в педпроцессе медицинского вуза [11].

Наряду с творческим развитием личности будущего врача необходимо уделять должное внимание его духовно-нравственному [12-14], патриотическому [15-17] и физическому воспитанию [18; 19]. Специально организованная в образовательном учреждении познавательно-развивающая среда должна быть центрирована на выработку ценностных детерминант будущих медицинских работников и ученых [20-24], достижение высокого уровня правосознания [25] и гражданской активности [26-27], преодоление невежества [28-31] и коррупционных проявлений личности [32-34]. Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» представляет собой эффективный путь к совершенствованию педагогического мониторинга и диагностики физической подготовленности студентов, их мотивации к физкультурно-спортивной деятельности и ведению здорового образа жизни.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)» сказано:  «Целями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Задачами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются: а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации; б) повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации; в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни; г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий; д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов» [35].

В современном российском обществе у многих на слуху словосочетание – «здоровый образ жизни». Каждый вкладывает в это понятие какие-то свои приоритеты, но неизменным остается факт: только здоровый дух может сохранить здоровым тело. Этический кодекс студента-медика, принятый 25 марта 2015 года на четвертом Всероссийском форуме медицинских и фармацевтических вузов, обязывает обучающихся не только популяризировать здоровый образ жизни, но и вести его. Соблюдать этико-правовые нормы медицинского сообщества нужно со студенческих лет. Создание образовательной среды в медицинском вузе, включающей в себя духовно-развивающий и физкультурно-оздоровительный аспекты, способно решить актуальные проблемы российской системы здравоохранения.

Профессиональная подготовка студента-медика представляет синтез двух культур: педагогической и медицинской. Гуманизация и индивидуализация учебного процесса медицинского вуза оправдана востребованностью развития творческих и интеллектуальных способностей студентов, необходимых в деятельности инновационного характера. В педпроцессе медицинского вуза важно задействовать механизмы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний: интенсивно-подвижный и здоровый образ жизни, соблюдение баланса между физическими и нервно-психическими нагрузками.


Библиографический список
  1. Утверждена Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 07.03.2016).
  2. Карташова Е.А. Сравнительная оценка молекулярных эффектов цитопротекторов в комплексной терапии ишемической болезни сердца / Е.А. Карташова // Российский кардиологический журнал. – 2009. – Т. 79. – № 5. – С. 62–67.
  3. Аветисян З.Е., Максимов О.Л., Сидоренко Ю.А., Добаева Н.М., Смольянинова Л.П. Особенности взаимосвязи психофизиологических и биохимических показателей студентов с уровнем вегетативной регуляции их организма // Профилактическая и клиническая медицина. – 2014. – № 2 (51). – С. 36–40.
  4. Нажева М.И. Роль тромбоцитарно-мегакриоцитарных нарушений гемостаза в патогенезе геморрагических расстройств при первичной миелопоэтической дисплазии: дис… канд. мед. наук: Ростов-на-Дону, 2005.
  5. Кастанаян А.А., Хагуш А.К., Железняк Е.И., Демидов И.А., Нажева М.И. Взаимосвязь вариабельности артериального давления у больных артериальной гипертензией пожилого возраста с развитием почечной дисфункции // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-9. – С. 1847–1851.
  6. Омилаенко Н.В., Воробьев С.В., Нажева М.И., Демидов И.А. Эффективность терапии, основанной на применении сверхмалых доз антител к C-концевому фрагменту бета-субъединицы рецептора инсулина и антител к эндотелиальной NO-систазе, у больных неалкогольной жировой болезнью печени на фоне сахарного диабета 2 типа // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-9. – С. 1888–1892.
  7. Рыжков С.В., Нажева М.И., Заболотняя Е.В., Жилина Е.Б., Алехина М.А., Курбатова Э.В., Демидова А.А. Тромбоэластография в практике гемостазиолога при мониторинге беременных женщин с нарушениями гемостаза // Уральский медицинский журнал. – 2015. – № 1 (124). – С. 64–67.
  8. Осипов Е.В., Ануфриев И.И., Затонский С.А., Нажева М.И. Изменение морфофункционального состояния левого желудочка у пациентов с артериальной гипертензией и нарушением диастолической функции на фоне длительной терапии эпросартаном // Медицинский вестник Юга России. – 2010. – № 1. – С. 44–47.
  9. Нажева М.И., Демидов И.А. Диагностическое значение определения базовых концентраций C-реактивного белка и интерлейкина-6 в крови для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Медицинский вестник Юга России. – 2015. – № 3. – С. 86–91.
  10. Нажева М.И., Демидов И.А. Дополнительные диагностические возможности лабораторного скрининга для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Научное обозрение. – 2015. – № 12. – С. 212–216.
  11. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В., Сависько А.А. Клуб «Юный медик» – первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 115.
  12. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  13. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
  14. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  15. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
  16. Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
  17. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  18. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.
  19. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  20. Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
  21. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
  22. Шаповал Г.Н. Повседневная практика как один из механизмов приспособления иностранных студентов к российской действительности //  Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. 2014. – № 2. – С. 157-158.
  23. Нажева М.И. Профессиональная подготовка студента-медика в контексте профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016.
  24. Нажева М.И. Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического и патриотического воспитания студентов-медиков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016.
  25. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  26. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  27. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
  28. Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов //  Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 2. – С. 106-117.
  29. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  30. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  31. Агеева Н.А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – С. 27–30.
  32. Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
  33. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
  34. Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности  // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
  35. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 г. Москва «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html (дата обращения 07.03.2016).


Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация