УДК 37.01

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Нажева Марина Ибрагимовна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней с основами физиотерапии № 2

Аннотация
Педагогический мониторинг является важным инструментом определения качества физического и патриотического воспитания студентов-медиков. В современном обществе весьма актуально моделирование проблемных ситуаций, направленных на всестороннее развитие личности обучающихся и достижение ими высокого уровня психоэмоциональной устойчивости. Фундамент развития страны на долгосрочную перспективу заложен в здоровьесберегающем факторе человеческого ресурса.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, патриотическое воспитание, педагогический мониторинг, профилактика, сердечно-сосудистые заболевания, социализация, физкультурно-спортивный комплекс


TOPICAL ISSUES OF PHYSICAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Nazheva Marina Ibragimovna
Rostov State Medical University
Candidate of Medical Sciences, associate professor of Internal diseases Chair № 2

Abstract
Pedagogical monitoring is an important tool to determine quality of medical students’ physical and patriotic education. In the modern society it’s topical to simulate problem situations aiming at all-round developing of students’ personalities and achieving a high level of psycho-emotional resistance by them. The base of a country’s development for a long-term outlook consists in the health keeping factor of a human resource.

Keywords: cardiovascular diseases, healthy lifestyle, patriotic education, pedagogical monitoring, prophylaxis, socialization, sports complex


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нажева М.И. Актуальные вопросы физического и патриотического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65191 (дата обращения: 19.11.2016).

Профессия врача связана с оказанием помощи людям, находящимся в пограничной жизненной ситуации. Проблемы со здоровьем нарушают нормальную жизнедеятельность любого человека и служат поводом для обращения в лечебно-профилактические учреждения. Деятельность медицинских работников сопряжена с психоэмоциональным напряжением, поскольку страдания людей, обратившихся к ним за помощью, не могут не вызывать эмоционального отклика и сочувствия. Постоянная необходимость сталкиваться с человеческой уязвимостью отрицательно сказывается на здоровье самого врача. Это актуализирует рациональный подход к ведению здорового образа жизни членами медицинского сообщества и освоению приемов сохранения психоэмоциональной устойчивости организма.

А.А. Баранов полагает, что устойчивость, в широком смысле, нужно рассматривать как функцию двух переменных – окружающей среды и внутренней структуры системы. Устойчивость – как особая организация существования личности – обеспечивает максимально эффективное функционирование системы. Соответственно, стрессоустойчивость можно считать частным случаем психической устойчивости, проявляющейся при действии стресс-факторов. Специфичность же стресс-агентов будет определяться конкретным видом профессиональной деятельности, в том числе и медицинской [1]. Л.М. Аболин утверждает, что решающим показателем, детерминирующим эмоциональную устойчивость, являются знак и интенсивность эмоций. Преобладание положительных интенсивных эмоций, по мнению исследователя, свидетельствует об умении спортсмена преодолевать отрицательные переживания, неизбежно возникающие в сложных соревновательных условиях, и является одним из определяющих факторов эмоциональной устойчивости [2].

Следовательно, активные занятия физкультурой и спортом в медицинском вузе формируют основы стрессоустойчивости у молодежи. Психоэмоциональная устойчивость является значимым показателем профессиональной подготовки студентов-медиков в рамках реализации целостной системы физического воспитания и гражданско-правовой активности обучающихся. Междисциплинарный подход в обучении и создание познавательно-развивающей среды в медицинском вузе способствуют выбору студентами наиболее верной модели поведения в процессе установления терапевтического сотрудничества с предполагаемыми пациентами и эффективному функционированию в напряженной ситуации путем преодоления излишнего эмоционального возбуждения.

Нормативно-правовая база для разработки методических рекомендаций включает в себя: ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (2011), ФЗ «Об образовании» (2012),  Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 года № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)», Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Стратегию национальной безопасности России (2015).

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – является программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации. Данный комплекс устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан нашей страны. Подготовка к выполнению и само выполнение установленных нормативов ГТО производится по 3 уровням сложности, которые соответствуют трем знакам отличия: золотому, серебряному и бронзовому. Нормативы выполняются различными возрастными группами населения Российской Федерации (от 6 до 70 лет и старше). Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс основывается на принципах: а) добровольность и доступность; б) оздоровительная и личностно ориентированная направленность; в) обязательность медицинского контроля; г) учет региональных особенностей и национальных традиций [3].

Одной из задач Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса является модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов. Это подразумевает наличие строгого медицинского контроля в процессе подготовки к выполнению и непосредственному выполнению установленных нормативов ГТО, а также создание доступной среды для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

В медицинских вузах страны созданы все необходимые условия для работы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: открыты спортивные секции по интересам и способностям, разработаны методические рекомендации по совершенствованию педагогического мониторинга и диагностике физического воспитания студентов, утверждены комплексы производственной гимнастики, реализуются планы спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Большое значение для внедрения комплекса ГТО в конкретном субъекте Российской Федерации имеют научные исследования региональных медицинских школ [4; 5].

Мотивацией для занятий спортом и участия в соревнованиях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО являются пункты 22 и 23 Постановления Правительства РФ от 11 июня 2014 года № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)»:

– Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представлять сведения о своих индивидуальных достижениях в области физической культуры и спорта, наличии знаков отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, которые учитываются образовательными организациями при приеме на основании порядка учета индивидуальных достижений, установленных правилами, утверждаемыми образовательными организациями самостоятельно.

– Обучающимся, имеющим золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, может быть назначена повышенная государственная академическая стипендия в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации [3].

Одной из приоритетных задач Стратегии национальной безопасности Российской Федерации является развитие массового детско-юношеского спорта, что может быть достигнуто посредством внедрения Комплекса ГТО в систему российского образования [6, с. 16]. В свою очередь, сердечно-сосудистые заболевания представляют угрозу национальной безопасности страны в сфере охраны здоровья граждан. Интенсивно-подвижный и здоровый образ жизни, соблюдение баланса между физическими и нервно-психическими нагрузками являются значимыми методами профилактики этих заболеваний. Ученые РостГМУ в своих исследованиях уделяют особое внимание актуальным проблемам диагностики, лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, что нашло отражение в ряде опубликованных ими работ [7-18].

Формирование врачебного менталитета у студентов-медиков связано с осознанием необходимости ведения и популяризации здорового образа жизни, участия в спортивных соревнованиях и социально-полезной деятельности. Культуротворческий потенциал студенчества реализуем при условии создания личностно-развивающей  среды в педпроцессе вуза, где обучающиеся в аудиторной и внеаудиторной деятельности смогут усвоить и воплотить в жизнь приобретенные знания, умения и навыки. Проблемы социализации молодежи и патриотического воспитания студентов-медиков волнуют ростовских исследователей, идеи которых созвучны Стратегии национальной безопасности РФ и Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [19-27].

В заключении необходимо отметить, что крепость фундамента развития страны на долгосрочную перспективу напрямую зависит от здоровьесберегающего фактора человеческого ресурса и уровня правосознания в обществе [28-32]. Проблемы формирования новой субъектности в контексте научно-технологического развития страны неоднократно поднимались в работах отечественных авторов [33-37]. «В процессе социализации важно формировать у молодежи восприятие целостной картины мира и определения своей роли в ней. Это возможно посредством принятия индивидом активных жизненных позиций: 1) ценителя красоты, 2) почитателя традиций предков, 3) творца своей жизни, 4) созидателя благ общества, 5) исследователя биосферы и космоса, 6) избавителя от горя, болезней и смерти, 7) хранителя жизни на Земле» [38, с. 106].

Н.А. Агеева подчеркивает: «В деле возрождения духовности народа необходимо задействовать духовные скрепы: 1) любовь к семье, природе, окружающим людям, малой родине, Родине – основа патриотизма; 2) милосердие, сочувствие, сострадание – основа взаимопомощи; 3) стремление к наукам, творчество, трудолюбие – основа служения народу; 4) искренность, уважение, настойчивость, справедливость – основа правосознания» [39, с. 115]. Безусловно, для разработки единых критериев мониторинга  физического и патриотического воспитания студентов-медиков необходимо применить междисциплинарный подход. Только синтез естественнонаучного, гуманитарного и технического знания позволит преодолеть дуализм социального и биологического, психического и физического, психического и физиологического в вопросах изучения человека.


Библиографический список
  1. Баранов А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства: автореф. дис. … канд. психол. наук: Ижевск, 1995. – 22с.
  2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань: Изд-во КазГУ, 1987. – 320 с.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 г. Москва «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html (дата обращения 09.03.2016).
  4. Харламов Е.В., Сафонова Л.Ф., Чумакова В.П. Влияние лечебной гимнастики на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов-медиков различных соматотипов, страдающих нефроптозом // Медицинский вестник Юга России. – 2010. – № 1. – С. 21-23.
  5. Аветисян З.Е., Максимов О.Л., Сидоренко Ю.А., Добаева Н.М., Смольянинова Л.П. Особенности взаимосвязи психофизиологических и биохимических показателей студентов с уровнем вегетативной регуляции их организма // Профилактическая и клиническая медицина. – 2014. – № 2 (51). – С. 36–40.
  6. Утверждена Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 09.03.2016).
  7. Джанашия П.Х., Шевченко Н.М., Шлык С.В. Нарушения ритма сердца // Москва: Изд-во «Оверлей», 2006. – 320 с.
  8. Благодатских К.А., Никитин А.Г., Пушков А.А., и соавт. Полиморфные маркеры G2667C, G3014A, C3872T, A5237G гена CRP и генетическая предрасположенность к неблагоприятному течению ишемической болезни сердца у больных, перенесших обострение ишемической болезни сердца. Медицинская генетика. – 2011. – № 4 (106). – С. 3-9.
  9. Нажева М.И. Роль тромбоцитарно-мегакриоцитарных нарушений гемостаза в патогенезе геморрагических расстройств при первичной миелопоэтической дисплазии: дис… канд. мед. наук: Ростов-на-Дону, 2005.
  10. Кастанаян А.А., Хагуш А.К., Железняк Е.И., Демидов И.А., Нажева М.И. Взаимосвязь вариабельности артериального давления у больных артериальной гипертензией пожилого возраста с развитием почечной дисфункции // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-9. – С. 1847–1851.
  11. Омилаенко Н.В., Воробьев С.В., Нажева М.И., Демидов И.А. Эффективность терапии, основанной на применении сверхмалых доз антител к C-концевому фрагменту бета-субъединицы рецептора инсулина и антител к эндотелиальной NO-систазе, у больных неалкогольной жировой болезнью печени на фоне сахарного диабета 2 типа // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-9. – С. 1888–1892.
  12. Рыжков С.В., Нажева М.И., Заболотняя Е.В., Жилина Е.Б., Алехина М.А., Курбатова Э.В., Демидова А.А. Тромбоэластография в практике гемостазиолога при мониторинге беременных женщин с нарушениями гемостаза // Уральский медицинский журнал. – 2015. – № 1 (124). – С. 64–67.
  13. Осипов Е.В., Ануфриев И.И., Затонский С.А., Нажева М.И. Изменение морфофункционального состояния левого желудочка у пациентов с артериальной гипертензией и нарушением диастолической функции на фоне длительной терапии эпросартаном // Медицинский вестник Юга России. – 2010. – № 1. – С. 44–47.
  14. Нажева М.И. Актуальные вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
  15. Нажева М.И., Демидов И.А. Диагностическое значение определения базовых концентраций C-реактивного белка и интерлейкина-6 в крови для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Медицинский вестник Юга России. – 2015. – № 3. – С. 86–91.
  16. Нажева М.И., Демидов И.А. Дополнительные диагностические возможности лабораторного скрининга для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Научное обозрение. – 2015. – № 12. – С. 212–216.
  17. Нажева М.И. Профессиональная подготовка студента-медика в контексте профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016.
  18. Карташова Е.А. Сравнительная оценка молекулярных эффектов цитопротекторов в комплексной терапии ишемической болезни сердца / Е.А. Карташова // Российский кардиологический журнал. – 2009. – Т. 79. – № 5. – С. 62–67.
  19. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  20. Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. … канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2004. – 112 с.
  21. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
  22. Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
  23. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  24. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.
  25. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  26. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
  27. Шаповал Г.Н. Повседневная практика как один из механизмов приспособления иностранных студентов к российской действительности //  Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. 2014. – № 2. – С. 157-158.
  28. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  29. Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
  30. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
  31. Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности  // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
  32. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  33. Нажева М.И. Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического и патриотического воспитания студентов-медиков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016.
  34. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
  35. Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов //  Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 2. – С. 106-117.
  36. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  37. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  38. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
  39. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.


Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация