УДК 372.881.111.22

О РАЗВИТИИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА

Богданова Юлия Зуфаровна
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Аннотация
В статье рассматривается актуализация приёмов системно-деятельностного подхода и механизмов познавательного процесса при использовании комплекса викторин и тестовых заданий на занятиях по иностранному языку в аграрном вузе. Представленные пособия знакомят обучающихся с особенностями менталитета, речевого и невербального общения представителей иноязычной культуры.

Ключевые слова: аграрный вуз, взаимопонимание культур, викторины, лингвострановедческая компетенция, страноведение, тестовые задания, формирование толерантной личности


ABOUT THE DEVELOPMENT OF LINGUISTIC AND CULTURAL STUDIES COMPETENCIES AT STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITY

Bogdanova Juliya Zufarovna
State Northern Trans-Urals Agrarian University
candidate of philological sciences, assistant professor

Abstract
In the article actualization of methods of system and activity approach and mechanisms of informative process while using a complex of quizes and test activities on classes in a foreign language in agrarian university is considered. The presented study guides introduce to students the features of mentality, speech and nonverbal communication of representatives of foreign-language culture.

Keywords: agrarian university, country study, formation of the tolerant personality, linguistic and cultural studies competence, mutual understanding of cultures, quizes, test activities


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Богданова Ю.З. О развитии лингвострановедческой компетенции студентов аграрного вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/64896 (дата обращения: 19.11.2016).

Наряду с развитием профессиональных компетенций при обучении иностранному языку в аграрном вузе одной из задач является развитие лингвострановедческой компетенции студентов и, соответственно, формирование толерантной личности, готовой к общению с носителями языка и взаимопониманию культур [1]. Обучающиеся знакомятся с особенностями менталитета, речевого и невербального общения представителей иноязычной культуры.

Викторины и тестовые задания, представленные в пособиях  “Deutschlandquiz: Teil I” и “Deutschlandquiz: Teil II”, могут проводиться  в течение всего периода обучения. Задания предназначены для студентов ГАУ Северного Зауралья 1-2 курсов всех направлений. Для эффективного проведения викторин проводится подготовительный этап: уроки повторения, чтение текстов о стране изучаемого языка, работа с аутентичной литературой, работа в интернете, подготовка презентаций, проектов и сообщений по заданным преподавателем темам. Реализуются междисциплинарные (история, информатика, социология, этика, некоторые профильные дисциплины) и внутридисциплинарные (практическая грамматика, фонетика, страноведение) связи. В процессе работы над заданиями происходит систематизация страноведческой и лингвистической информации, вырабатывается  умение работать в коллективе, отвечать за свои успехи и успех команды.

При выполнении подобных заданий реализуется как проверка знаний, полученных в рамках школьной программы или дополнительного образования, так и актуализация приёмов системно-деятельностного подхода и механизмов познавательного процесса. Студенты  деятельностно, а не пассивно вовлекаются в поиск решения заданий всеми доступными им способами. Погружаясь в ситуацию личного успеха в самостоятельном открытии нового знания, обучающиеся не только расширяют свой кругозор и формируют новые навыки, но и достигают личностного результата, становясь более успешными и мотивированными [2].

“Deutschlandquiz: Teil I”, первая часть пособия, в большей степени содержит викторины лингвострановедческого характера, которые проиллюстрированы красочными фото и видео. Задания расширяют горизонты мышления и кругозор обучающихся, тренируют умение работать в группе, активизируют творческие способности, способности находить нужную информацию в дополнительных источниках. В части «Deutschland» представлены традиционные тестовые задания, например:

5. Welches Bundesland zahlt die meisten Urlauber pro Einwohner?

a) Saarland

b) Bayern

c) Mecklenburg-Vorpommern

d) Baden-Württemberg

e) Thüringen

6. Was kaufen die Deutschen am häufigsten im Internet?

a) Bücher

b) Software

c) CDs

7. Wie viele Städtepartnerschaften hat Deutschland weltweit?

a) 800

b) 5747

c) 3469,

задания по типу «Das wissbegierige ABC»:

… P – Die Stadt Meißen ist dadurch weltberühmt.

Q – Sie schmückt das Brandenburger Tor.

R – Eine der Sehenswürdigkeiten Kölns.

S – Das Schloss in Potsdam,

задания по типу «Was passt nicht? Was passt zusammen?»:

6. Bosch – Sprengel – Nestle – Telefunken

7. Wagner – List – Schumann – Schubert

8. Bremen – Berlin – Sachsen – Kiel.

В части “Berühmte Deutsche und Stätte» задания в большей степени ориентированы на самостоятельный поиск информации в предложенных текстах или дополнительных источниках, например:

Aus den in Stichworten aufgeschriebenen Kurzbiographien sind die Namen zu erraten. Jede Biographie ist hier in drei Abschnitte unterteilt: Ein kluger Kopf ist der, wer schon aus dem ersten Abschnitt den Namen findet. Wer ihn nicht finden kann, der liest den zweiten  Abschnitt. Hat es noch immer nicht „gezündet”, dann muss der  dritte  Abschnitt die noch  notwendig  Auskunft geben:

In der süddeutschen Stadt, wo er begraben liegt, finden alljährlich Festspiele statt. Er nahm an der Revolution des Jahres 1848 in Dresden teil

Seine zweite Frau war die Tochter des Komponisten Franz Liszt

Zu seinen bekanntesten Werken gehört “Der Ring des  Nibelungen”.

Вторая часть пособия, “Deutschlandquiz: Teil II”, ориентирована на тренировку речевых навыков. Предлагаются промежуточные тесты для проверки грамматики, лексики, а также тесты на определение уровня владения языком (А1, А2), в том числе тесты по аудированию с активными интернет-ссылками. Представленные задания позволяют  активизировать изученный грамматический и лексический материал, учат понимать на слух немецкую речь и правильно на нее реагировать. Присутствуют также задания профессиональной направленности [3], например: Какое русское сочетание соответствует предъявленному немецкому?

1. Die Elektroenergieübertragung

a) передаваемая электроэнергия

б) переданная электроэнергия

в) передача электроэнергии

2. die Übertragunsenergie

a) передача энергии

б) передаваемая энергия

в) переданная энергия

3. die zu übertragende Elektroenergie

a) переданная электроэнергия

б) передаваемая энергия

в) передача электроэнергии и т.д.

Авторский вклад заключается в том, что представлены различные виды заданий с учётом роста уровня знаний, способностей, кругозора и профессиональной направленности обучающихся. Большая часть заданий отсутствует в сети Интернет, что гарантирует наличие «готовых» ответов. Предлагаемые задания прошли успешную апробацию в процессе занятий.


Библиографический список
  1. Богданова Ю.З. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в аграрном вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53515 (дата обращения: 28.02.2016).
  2. Богданова Ю.З. Творческий конкурс как форма самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52318 (дата обращения: 28.02.2016).
  3. Басова Н.В., Ватлина Л.И. Немецкий язык для технических вузов. Ростов н/Д., 2005. – 512 с.


Все статьи автора «Богданова Юлия Зуфаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация