УДК 33

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК СПОСОБ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В ТУРИСТКОЙ ОБЛАСТИ

Ледов Денис Григорьевич
Санкт-Петербургский государственный университет
студент Восточного факультета

Аннотация
В данной статье автор рассматривает франчайзинг и его применение в сфере туристского обслуживания и сервиса; дает определение понятию франчайзинга. Также изучена его структура, типология, виды с использованием наглядных схем.

Ключевые слова: бизнес, маркетинг, менеджмент, рынок, туризм, франчайзинг, франчайзинговые отношения


FRANCHISE SYSTEM IS A WAY OF BIZNES IN TOURISTIC INDUSTRY

Ledov Denis Grigorievich
Saint Petersburg State University
Student, Faculty of Asian and African Studies

Abstract
In this article author looks into franchise system and its adaptation in the tourism field; gives an idea about franchise system. In addition, He also has been studying its structure, typology, views by using visual examples.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ледов Д.Г. Франчайзинг как способ ведения бизнеса в туристкой области // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/64568 (дата обращения: 20.11.2016).

Введение

На сегодняшний день в мире обычные люди, начинающие предприниматели,  бизнесмены не понаслышке знают о таком способе ведения бизнеса как франчайзинг. Продукция и услуги таких именитых компаний как McDonald’s(рестораны быстрого питания), Gold’s Gym (международная сеть фитнес клубов), ZARA (сеть магазинов модной одежды) встречаются каждый день. Причем, когда мы слышим о них, наверняка возникают ассоциации о высоком качестве товаров и услуг, представляемых этими фирмами своим клиентам. Годы предпринимательского опыта, четкая структура ведения бизнеса и проверенная, на протяжении многих лет, бизнес-схема франчайзинга, является залогом успеха вышеназванных мировых брендов.

А ее актуальность в условиях высокой конкуренции в туристическом сегменте заключается в достаточно малом риске банкротства при открытии предприятия по схеме франчайзинга по сравнению с предприятием открытым без участия франчайзера. Что, несомненно, дает колоссальные возможности и преимущества людям, собирающимся открыть самостоятельный бизнес. Работая под известной маркой вы, несомненно, получите расположенного к вам покупателя. По сути, фирма, дающая франшизу, предоставляет вам возможность начать собственное дело, причем делать это так же успешно.

Цель данной работы:
Изучение особенностей франчайзинговой деятельности и определение эффективности по отношению к  независимому самостоятельному бизнесу.

Для достижения данной цели выделяются следующие задачи:

  • Определить понятие франчайзинга
  • Дать краткую характеристику
  • Показать особенности взаимоотношений франчайзера и франчайзи в системе франчайзинга
  • Рассмотреть преимущества вышеуказанного метода по сравнению с бизнесом открытым без использования франчайзинговой схемы

Понятие франчайзинга. Краткая характеристика
Франчайзинг – это вид предпринимательской деятельности, основанной на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) платное право реализовывать товары или услуги под своей торговой маркой, способствую тем самым расширению рынка сбыта. Такое право называется франшизой. Аналогичным термином именуются вновь созданная организация на основе франчайзинга. Кроме того, в пользование предоставляется фирменная технология продажи товаров или оказания услуг, устанавливается их цена и условия, по которым обязан работать франчайзи. В итоге у него появляется возможность использовать репутацию франчайзера и прочие его активы (аналогичную структуру имеет и туристическая франшиза) (см. схему) [1, с. 30]:

Таким способом заключается франчайзинговый договор. Это основа взаимоотношений между двумя лицами. Платное право, о котором упоминалась выше, осуществляется при помощи франчайзинговых платежей франчайзи в пользу правообладателя.

Виды отчислений:

  1. Паушальный платеж – собственно цена покупки данного пакета (указана в соглашении).
  2. Роялти – периодические отчисления, зависящие от объемов прибыли.
  3. Прочие платежи.

Созданная франшизная организация может координировать свои действия самостоятельно, без прямого контроля со стороны главного офиса туристского предприятия. В договоре франшизы руководство туристкой цепи (франчайзер) предоставляет право франчайзи использовать марку, бренд, символ, фирменные технологии, способ построения цепи (подразумевается организация деятельности, методы управления и снабжения).

Самыми распространенными видами франшизы являются:

  • Товарный (право на продажу готового продукта). По этой схеме работает обувной Холдинг «Пальмира»
  •  Производственный (лицензия на продажу исходного сырья).

Взаимоотношения между франчайзи и франшизодателем в туризме. И их особенности.

Взаимоотношения между франчазером и франчайзи регулируются в законодательстве РФ (ст. 1032 гл. 54 ГК РФ). Основные положения:

  • использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;
  • обеспечивать соответствие качества выполняемых работ, услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг;
  • соблюдать инструкции и указания правообладателя, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений,
  • не разглашать секреты производства правообладателя и другую конфиденциальную коммерческую информацию;

Цель открытия любого бизнеса, в частности туристского предприятия – получение дохода и удовлетворение нужд клиентов. В системе франчайзинга обе стороны  заинтересованы в получение прибыли. Становится очевидным, что доход должен быть приемлем как для правообладателя, так и для франшизополучателя. Франчайзеру данный доход приходит за продажу франшизы и в виде постоянных  отчислений. Франчайзи же в свою очередь должен получить прибыль за непосредственную деятельность, используя марку и фирменную концепцию головной компании.

В то же время необходимо отметить тот факт, что получение франшизы в достаточно перспективной и прибыльной сфере бизнеса, в частности в туризме достаточно непросто. Существует ряд причин: во-первых: франчайзеру необходимо выбрать оптимальную кандидатуру на покупку франшизы. Она должна иметь соответствующие личные и профессиональные качества для успешного и плодотворного сотрудничества. Во-вторых, франшизодатель берет на себя ответственность осуществлять постоянный контроль над положением дел у франчайзи, совместно решать назревшие проблемы. В-третьих, может случиться так, что франчайзи может выйти из цепи фрашизного предприятия. Открыть собственное дело и начать использовать навыки и опыт, полученные за время работы,   и возможно даже какие-то уникальные технологии. Эти факторы, безусловно, могут принести негативные последствия для бизнеса франшизодателя.

Оформив все необходимые документы, новой туристской организации остается лишь выбрать время для его открытия дверей своим клиентам. Самым подходящим временем года для открытия туристского предприятия является  период февраль-март. Буквально за несколько месяцев новый офис представительства уже будет готов к большому спросу туров туристами, так как их активность увеличивается в разы в летнее время года.

Преимущества франчайзинга как бизнес-концепции в турбизнесе

Туристический бизнес имеет свою специфику, иногда для изучения, которой уходят долгие годы. Начинающему предпринимателю стоит обратиться к компании, которая знает особенности и уже разбирается в нюансах. Стоит также отметить, что данная сфера бизнеса характеризуется высокой конкуренцией, в связи с этим также возникает сложность открытия собственного туристического предприятия. Одним из возможных вариантов станет внедрение в известный туристический бренд. Все дело в том, что франчайзинговая концепция предполагает разграничение  территории между туристическими представителями, то есть за каждым франчайзи закрепляется конкретный регион. Данный  факт, несомненно, снижает достаточно высокий уровень конкуренции в туризме.

Как бизнес-концепция франчайзинг в турбизнесе имеет  конкретные преимущества как для франчайзера, так и для франчайзи.

Для франшизодателя это:

  1. Расширение бизнеса с минимальными затратами
  2. Дополнительный источник получения прибыли
  3. Залог минимального риска развития бизнеса, так как он делится с франшизополучателем.

Преимущества франчайзинга для франчайзи:

  • Обеспечивается быстрое и успешное начало бизнеса, благодаря опыту, знаниям и активам франчайзера
  • Залог высокого качества услуг, благодаря четким стандартам и процедурам предоставления туров.
  • Увеличение кредитоспособности, так как наличие франшизы расценивается банковскими организациями как дополнительные гарантии
  • В плане доходов у франчайзи нет ограничений
  • Осуществление постоянных консультаций со стороны франчайзера  по профессиональным вопросам.
  • Отсутствие конкуренции со стороны турфирмы, входящей во франчайзинговую сеть на определенной территории

Одновременно наряду с преимуществами также стоит упомянуть и  о недостатках. Таковыми для франчайзи являются:

  • Необходимость соблюдения некоторого числа прописных во франшизном договоре условий и ограничений
  • Большая неустойка при расторжении соглашения  о сотрудничестве с турфирмой-франшизодателем

По информации Международной ассоциации франчайзинга, из всех создающихся в мире независимых компаний в течении первых трех лет деятельности в среднем около 90% прекращает свое существование, в то время как среди франчайзинговых компаний доля банкротов составляет менее 10%. Также через год объем клиентской базы у предприятий открытых, с помощью франшизы, в среднем на 30% больше, чем у единичных предприятий и магазинов, что связано с узнаваемостью бренда франчайзера [3, с. 64]

Заключение

В данной работе был рассмотрен франчайзинг и его применение в сфере туристского обслуживания и сервиса. Было определено понятие франчайзинга. Изучена его структура, типология, виды  с использованием наглядных схем. Дана  его краткая  характеристика. Показаны особенности  и виды взаимоотношений, согласно российскому законодательству, франчайзера и франчайзи в системе франчайзинга. Подробно рассмотрены последовательность осуществления доходов и расходов обоих партнеров по турбизнесу. Изученная концепция аргументировано позволяет характеризовать ее как перспективную и эффективную систему построения бизнеса на туристическом рынке.


Библиографический список
  1. Иванов В.А., Пузырев М.Е. Франчайзинг как организационная форма привлечения капитала // Вестник Удмуртского Университета. 2012. – № 3. – С. 30-34.
  2. Муллабаев Р.Ю. Анализ работы пяти сил конкуренции портера в туризме // Студенческая наука XXI века. 2015.  – № 4 (7).  – С. 389-390.
  3. Соколова Ю. А., Кузнецова А. М. Роль франчайзинга в формировании системы взаимодействия крупного и малого предпринимательства // Экономика и управление. 2011. – № 5.  – С. 64-69.


Все статьи автора «Ледов Денис Григорьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация