УДК 621.395.44

ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ АНАЛОГОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аданбаев Айбек Мамрасулович
Кыргызско-Турецкий университет «Манас»
старший преподаватель кафедры “Компьютерной инженерии”

Аннотация
Данная статья посвящена анализу технических аспектов и вопросов информирования населения при отключении аналогового эфирного вещания на территории Кыргызской Республики.

Ключевые слова: аналоговое телевидение, Женева-06, цифровое телевизионное вещание, эффективное управление радиочастотным спектром


TURNING OFF ANALOG TELEVISION IN THE KYRGYZ REPUBLIC – TECHNICAL ASPECTS

Adanbaev Aibek Mamrasulovich
Kyrgyz-Turkish Manas University
Senior Lecturer of the Computer Engineering Department

Abstract
This article contains the analysis of technical aspects and the problems of informing the inhabitants about turning off analog broadcasting in Kyrgyz Republic.

Keywords: analog television, digital video broadcasting, DVB-T2, effective direction of radio-frequency spectrum, Geneva-06


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Аданбаев А.М. Технические аспекты при отключении аналогового телевидения в Кыргызской Республике // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/65064 (дата обращения: 30.09.2017).

По состоянию на январь 2016 года на территории Кыргызской Республики  реализованы  передатчики цифрового эфирного наземного вещания, в стандартах DVB-T и DVB-T2, таким образом, по предварительным данным цифровым вещанием охвачено 86% населения.

Отключение аналогового телевизионного сигнала является завершающим этапом внедрения цифрового эфирного вещания и должно учитывать следующие ключевые факторы:

- международные обязательства Кыргызской Республики в соответствии с подписанным соглашением Региональной Конференции Радиосвязи (РКР) 2006 года, (Женева-06), охватывает вопросы планирования цифровой наземной радиовещательной службы в Районе 1 в полосах частот 174–230 МГц и 470–790 МГц, снятия защиты аналогового телевизионного вещания от помех цифровых передатчиков сопредельных государств в приграничной зоне после 17 июня 2015 года. Это означает, что сервисы аналогового вещания не будут больше защищены от помех, создаваемых цифровыми сигналами сопредельных государств, и должны быть отключены в случае создания помех последними [1];

- обеспечение населения цифровыми приемными устройствами, готовность населения к приему каналов цифрового эфирного вещания перед отключением аналогового эфирного.

Отключение аналогового телевизионного вещания должна строиться на следующих предпосылках:

- эфирное телевизионное вещание не является единственным возможным способом получения сигнала телевизионных (ТВ) каналов. Необходимо учитывать все среды распространения телевизионного сигнала и учитывать их при расчете срока отключения аналогового эфирного вещания;

- при определении времени отключения аналогового вещания необходимо учитывать всех абонентов, включая те, для которых аналоговый сигнал не является единственным и его отключение не приведет к прекращению доступа к ТВ сигналу. Зачастую, в рамках одной семьи ТВ приемники имеют различные источники ТВ сигнала: кабельное ТВ и непосредственное спутниковое телевещание (СТВ), эфирное ТВ;

- необходимо учитывать, что после июня 2015 года все страны соглашения Женева-06 не смогут защищать сервисы аналогового телевизионного вещания от помех с территорий сопредельных государств и могут свободно начать использовать все цифровые частоты, прописанные в соглашении Женева-06 для организации своих сервисов цифрового вещания. Таким образом, эта дата может служить в качестве точки отсчета для выключения аналогового телевизионного вещания, однако, могут быть исключения, когда в назначенное время выключаются аналоговые передатчики вдоль границы с сопредельными государствами, подписавшими соглашение Женева-06, а в глубине территории Кыргызской Республики может быть продолжен процесс перехода к цифровому вещанию до момента выполнения показателей проникновения цифровых абонентских устройств до требуемого значения.

Таким образом, было необходимо провести анализ ТВ передатчиков государственных и коммерческих вещателей [2],  которые необходимо отключить к 17.06.2015 г., а также количество ТВ передатчиков аналогового вещания, для которых имеется возможность рассмотрения дальнейшей эксплуатации после окончания переходного периода на цифровое вещание, т.е. после  17.06.2015 г.

В целях ускорения внедрения цифрового телевидения, снижения угрозы срыва сроков перехода на цифровое вещание, обеспечения информационной безопасности, учитывая, что на данный момент ни у одного оператора связи нет такой развитой и ориентированной на распространение телерадиопрограмм инфраструктуры как у ОАО «Кыргызтелеком». Программой перехода на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике, утвержденного Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 692 от 02.11.2011года «О переходе на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике» предусмотрено выделение ОАО «Кыргызтелеком» четырех частотных выделения для строительства сети цифрового наземного эфирного вещания на всей территории Кыргызской Республики. Из них одно частотное присвоение ОАО «Кыргызтелеком» использует для вещания программ социального пакета.

ОАО «Кыргызтелеком»  разработан «План технических мероприятий по строительству сети цифрового телевизионного вещания в Кыргызской Республике» в 4 этапа, позволяющие покрыть цифровым вещанием  93,24 %  населения Кыргызской Республики.

В целях сохранения рынка  кыргызского телевизионного вещания, согласно Программе перехода на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике, утвержденного Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 692 от 02.11.2011года «О переходе на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике», необходимо закрепить два частотных выделения за существующими частными вещателями путем создания нового оператора, обеспечивающего трансляцию телевизионных программ существующих частных вещателей.

Ключевыми факторами успешного перехода на цифровое эфирное телевидение в Кыргызской Республике с высоким уровнем проникновения аналогового эфирного вещания являются:

- поэтапное отключение аналогового вещания от небольших населенных пунктов до областных центров, что приведет к усилению интереса поставщиков абонентского оборудования из-за размера рынка, а наличие других сред распространения телевизионных каналов в больших городах поможет снизить отрицательную реакцию населения на отключение аналогового эфирного вещания;

- оптимальный период подготовки к отключению аналогового вещания – 12 месяцев, в течение которого можно акцентировано донести информацию о времени отключения и своевременно принять необходимые корректировки информационно-разъяснительной компании.

С учетом изложенных принципов и подходов к формированию плана отключения аналогового вещания предлагается рассмотреть несколько шагов информационно-разъяснительной кампании с учетом использования различных каналов информирования населения [3]:

- 1 шаг. Задачи: доведение информации до жителей приграничных районов об окончании строительства сети, преимуществах цифрового эфирного телевидения, способах подключения, доступном абонентском оборудовании.
Информирование поставщиков  абонентского оборудования и ТВ приемников о сроке отключения аналогового вещания с целью подготовки розничных сетей к росту продаж оборудования для приема ТВ сигнала в стандарте DVB-T2.

Каналы информирования: региональные СМИ, информационные блоки в рамках региональных ТВ программ, единый информационный центр (call center), портал информационно-разъяснительной компании (ИРК) в сети интернет.

Результат: рост мотивации населения к подключению ЦТВ, рост уровня осведомленности о цифровом телевидении. Уменьшение количества домохозяйств, использующих только аналоговое эфирное телевидение со среднего показателя в 61% до 50%.

- 2 шаг. Задачи: информирование населения о запуске второго цифрового мультиплекса и росте количества доступных ТВ каналов.
Каналы информирования: региональные СМИ, информационные блоки в рамках региональных ТВ программ, единый информационный центр (call center), портал ИРК в сети интернет.

Результат: рост мотивации населения к подключению ЦТВ. Уменьшение количества домохозяйств, использующих только аналоговое эфирное телевидение с 50% до 30%.

- 3-шаг. Задачи: информирование населения о скором отключении аналогового вещания в регионе, необходимости покупки абонентского оборудования.  Анализ готовности розничный сетей к «взрывному» росту продаж DVB-T2 оборудования [4].

Каналы информирования: в дополнении к указанным в 1 и 2 шагах: постоянный информационный логотип на региональных блоках и региональных каналах с указанием даты отключения аналогового телевидения, СМС рассылка через операторов сотовой связи.

Результат: снижение процента домохозяйств, использующих только аналоговый способ приема ТВ сигнала до 5%. Готовность к началу отключения вещания.

По опыту западных стран до 40% всех продаж абонентского оборудования приходится на последний месяц перед отключением аналогового вещания.

В настоящее время в Европе заканчивается процесс внедрения цифрового эфирного наземного телевидения (Digital Terrestrial Television, DTT) [5], параллельно с которым происходит отключение аналогового вещания. Многие страны ЕС уже полностью перешли на DTT-вещание, остальные же планируют отказаться от аналогового телевидения в ближайшее время. В стране, полностью отказывающейся от аналогового телевидения, DTT-услуги должны быть доступны на всей территории, ими должен быть охвачен высокий процент населения (по сравнению с аналоговым способом доставки ТВ сигнала). Именно количество населения, перешедших на «цифру», позволяет правительствам планировать момент отключения аналогового телевещания.

Процесс отключения аналогового сигнала в Испании начался в 2009 году и длился на протяжении почти года. Страна была разбита на небольшие зоны, и на первом этапе, который завершился 30 июня 2009 г., были «оцифрованы» технические регионы с населением менее 500 тыс. чел., охватив в совокупности около 5 млн. чел или 12 % населения страны. Решено было начать с относительно малонаселенных провинций и курортных местностей, так как это давало время на учет скрытых проблем. Второй этап распространился на регионы с населением 500-700 тыс. (в общей сложности около 9 млн. чел.) и завершился в конце 2009 г. Третий этап завершился 3 апреля 2010 г., когда от аналогового сигнала были отключены технические регионы с населением более 700 тыс. с общим числом 31 млн. человек.

Несмотря на то, что Испания обошлась от субсидирования покупки сет-топ-боксов, много внимания и средств было затрачено на информирование населения о грядущих переменах. Основным источником распространения информации о грядущих изменениях являлись государственные организации и вещательные компании. Была налажена работа и поддержка специализированного веб-сайта, объявления и предупреждения размещались в различных СМИ, в общественном транспорте и на билбордах по всей стране. Для всех желающих проводились специальные бесплатные тренинги по переходу на «цифру» (основной акцент на социально уязвимых слоях населения — пенсионеры, люди с недостаточным образованием и семьи с низким доходом). Телеканалы постоянно информировали население о дате отключения аналогового ТВ в данном регионе[6].
Латвия завершила переход на цифровое вещание 1 июня 2010 года. В 2006 году процесс перехода на цифровое вещание начался вторично и в 2008 году кабинетом министров были разработаны и утверждены государственные правила перехода с аналогового ТВ на цифровое ТВ.

Министерству сообщений было поручено провести конкурс и по его итогам отобрать коммерческую структуру, которой бы было поручено внедрение и обеспечение цифрового вещания до 31 декабря 2013 года.

Такой конкурс проходил с 15 октября по 15 декабря 2008 года. Перед победителем конкурса были поставлены следующие задачи: Подготовить всю техническую инфраструктуру для перехода с аналогового вещания на вещание в цифровом формате, провести тестовое наземное вещание в цифровом формате и начать коммерческое вещание до 01.12.2011 года.

Выводы.
В переходный период параллельного вещания аналогового и цифрового сигналов необходимо обеспечить выполнение следующих задач и учесть следующий практический опыт зарубежных стран:

- массовая информационная кампания с привлечением различных СМИ и использованием специализированного интернет ресурса и выделенного колл-центра;
- информационная поддержка перехода на цифровое телевидение с акцентом на социально незащищенных жителей (бесплатные тренинги и субсидирование приставок);

- постоянный мониторинг общественного мнения и оценка роста проникновения цифрового эфирного телевидения;

Можно выделить следующие мотивирующие факторы перехода на прием цифрового вещания населением:

-ключевым мотивирующим фактором перехода на цифровое эфирное телевидение является значительное увеличение количества транслируемых программ;

-улучшенное качество «картинки» и качественное звуковое сопровождение;
-цифровое телевидение позволяет принимать на комнатную антенну качественный сигнал в тех местах помещения, где аналоговый сигнал имел заведомо худшие показатели;

-перспектива внедрения таких услуг как экстренное уведомление населения о чрезвычайных происшествиях, погоде и т.д.

Можно выделить следующие мотивирующие факторы перехода на цифровое вещание для государства:

- эффективное использование спектра. При переходе к цифровому вещанию может быть высвобождена часть радиочастотного спектра для дальнейшего развития перспективных радио технологий;

- дополнительные поступления в бюджет в виде налогов от дополнительных доходов участников рынка цифровизации;

-соответствие международному законодательству и выполнение международных обязательств;

-решение проблемы цифрового неравенства.


Библиографический список
  1. Заключительные акты региональной конференции радиосвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы в частях районов 1 и 3 в полосах частот 174-230 МГц и 470-862 МГц (РКР‑06)
  2. Управление радиочастотным спектром и электромагнитная совместимость радиосистем. Учебн. Пособие / Под ред. д.т.н., проф. М.А. Быховского. – М.: Эко-Трендз, 2006. – 376 с.:илл.
  3. Цифровое телевизионное вещание. Основы, методы, системы. – М.: Научно-исследовательский институт радио (НИИР), 2001. – 568 с.: ил.
  4. Красносельский И.Н. Исследование помехоустойчивости системы DVB–T на  модели  канала  с  многолучевым  распространением  /  И.Н. Красносельский, С.А. Канев // Электросвязь. – 2010. – № 7. – С. 28–30.
  5. B21C DVB-T2 Network planning, May 2012
  6. DVB Document A133, February 2012


Все статьи автора «Аданбаев Айбек Мамрасулович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: