УДК 336.221.22 (575.2)

РАСЧЕТ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Жумабаев Жамалгазы Жумабаевич1, Эсенгелдиева Дарыйка Манасбековна2
1Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова, г.Бишкек, д.э.н., профессор
2Кыргызский Национальный Университет имени Ж.Баласагына, старший преподаватель

Аннотация
Инвестиции играют важную роль в экономике любого государства. Особенно сильное влияние они оказывают на экономический рост мо-лодых развивающихся государств, в частности, таких, как Кыргызстан. Наиболее крупными многосторонними инвесторами Кыргызской Республики являются: АБР, ВБ, МВФ, ЕБРР и двусторонние страны доноры такие как: КНР, Япония, Германия, Турция, Россия и другие. Именно на этом переломном этапе развития, когда созданы базовые условия для развития частного предпринимательства, и становится реальным постепенное оживление экономики, мы должны быть заинтересованы к привлечению других видов иностранной финансовой помощи, а именно созданию условий для увеличения притока прямых иностранных инвестиций на данном этапе является проведение эффективной работы по управлению внешней помощью, рациональному использованию предоставленных нам инвестиций, оценка эффективности кредитных соглашений. Важно уделить особое внимание созданию условий для увеличения притока прямых иностранных инвестиций.

Ключевые слова: бюджет, бюджетирование, бюджетная резолюция, бюджетное планирование, бюджетное прогнозирование, бюджетный процесс, инвестиции, инновации


CALCULATION PLANNING IN THE EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE- INVESTMENT PROJECT

Zhumabaev Zhumagazy Zhumabaevich1, Esengeldieva Daryika Manasbekovna2
1Kyrgyz Economic University name M. Ryskulbekov, Bishkek, Doctor of Economic Sciences, Professor
2Kyrgyz National University named after J. Balasagyn, Senior Lecturer

Abstract
Investment plays an important role in the economy of any state. Particularly strong impact they have on the economic growth of the young developing states, in particular, such as Kyrgyzstan. The largest multilateral investors of the Kyrgyz Republic are: ADB, WB, IMF, EBRD and bilateral donor countries such as China, Japan, Germany, Turkey, Russia and others. It is at this critical stage of development, when the basic conditions for the development of private enterprise, and is becoming a real gradual economic recovery, we have to be interested in attracting other types of foreign financial assistance, namely the creation of conditions to increase foreign direct investment at this stage is to carry out efficient functioning of the management of external assistance, the rational use of investments, assessment of the effectiveness of loan agreements provided to us. It is important to pay special attention to creating conditions to increase foreign direct investment.

Keywords: budget forecasting, budget planning, evaluation of the possible consequences of decisions, rationale for sources of revenue and expenditure trends


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жумабаев Ж.Ж., Эсенгелдиева Д.М. Расчет планирования эффективности инновационно-инвестиционного проекта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64851 (дата обращения: 02.06.2017).

Кыргызская Республика обладает широким спектром возможностей, выражаемых в инвестиционной привлекательности. Которые в свою очередь придают инвестору толчок для принятия решения об инвестировании. Необходимо отметить, что одним из главных факторов, на мой взгляд, оказывающих влияние на инвестиционный климат, прежде всего, является – законодательство. Именно его неудовлетворительное состояние и лишает страну инвесторов, имея необходимый потенциал. Поэтому я привожу в приложении (№1) законодательные основы для инвестирования. А как инвестор узнает о том, куда ему инвестировать, какие имеются для этого предпосылки или «ориентиры». Под «ориентирами» подразумевается инвестиционная привлекательность. Именно про это подробно пойдёт речь ниже.

Инвестиции играют важную роль в экономике любого государства. Особенно сильное влияние они оказывают на экономический рост молодых развивающихся государств, в частности, таких, как Кыргызстан. Это можно объяснить тем, что имеет место недостаток капиталовложений, то есть слабо развит рынок капитала. Для инвестиционной политики в Кыргызской Республике, как и в других постсоветских государствах, в настоящее время характерны совпадение доли централизованных государственных капиталовложений и увеличение доли частных, коллективных и иных источников инвестиций. В связи с экономическим кризисом, переживаемым страной, наблюдается снижение отечественной инвестиционной активности. Поэтому предпринимаются меры по стимулированию инвестиционной деятельности предприятий, в том числе и налоговое стимулирование. Однако инвестиционную политику, которая отвечала бы в полной мере требованиям рынка, во многом еще предстоит сформировать. Инвестиции являются источником ускорения экономического роста и улучшения уровня жизни населения. Они, как известно, имеют самые различные назначения, в частности, создание материальных ценностей. Это, например инвестиции в основные фонды предприятий -здания, сооружения и оборудование, необходимые предприятиям для осуществления своей производственной деятельности. Инвестиции в жилищное строительство включают в себя расходы на приобретение домов, как для проживания в них, так и для последующей сдачи в аренду, Инвестиции в запасы включают в себя товары, которые откладываются фирмами на хранение, включая сырье и материалы, а также незавершенное производство и готовые изделия.

Классифицировать инвестиции можно так же по признакам: относительно объекта приложения, характера участия в инвестировании, характера использования, фактора времени, формы собственности инвестиционных ресурсов.

Более нагляднее будет представить «рис 1.»:


Рис.1. Классификация инвестиций по различным признакам.

Существует два принципиальных способа привлечения инвестиций: инвестиции в уставный капитал компании и долговое финансирование. В первом случае инвестор, в обмен на предоставляемые инвестиции, приобретает долю в уставном капитале компании, то есть становится акционером компании, в то время как во втором случае предоставление средств оформляется в виде задолженности и инвестор становится кредитором компании.

Инвестиционный проект для вложения средств может, касаться всех сфер экономики будь то транспорт, здравоохранение или вооружение в данной статье кратко выглядеть может так, до этого необходимо упомянуть многосторонних доноров Кыргызской Республики такие как: АБР, ВБ, МВФ, ЕБРР и двусторонние страны доноры такие как: КНР, Япония, Германия, Турция, Россия и другие. Следует отметить положительное влияние многих инвестиционных проектов на социально-экономические развитие страны, которые оказали существенное влияние на повышение качества жизни населения в целом по республике. Однако, учитывая значительный объем внешней помощи, возникает закономерный вопрос об эффективности использования привлекаемых средств для реализации инвестиционных проектов. Для этого рассмотрим реализацию проектов развития по секторам, а также некоторые примеры.

График 1: Финансовые средства июль 2015 гг.

Наибольшее удельное финансирование проектов реального сектора приходится на сектор транспорта (28%) и сектор энергетики (21,9%). Также значительная помощь оказывалась сектору сельского хозяйства, которая составила 11,2% от общего объема финансирования. На социальный сектор приходится 6,5% общей суммы финансирования. Существенная доля финансовой помощи также направлялась на поддержку платежного баланса, финансирование дефицита бюджета, развитие банковской системы и финансирование критического импорта, которая составила 25,9% от общего объема финансирования, начиная с 1992 года и по настоящее время.

График 2: В разрезе секторов июль 2015 гг.

Улучшение дорожной инфраструктуры является первоочередным приоритетом страны. Это обусловлено тем, что более 90% пассажирских перевозок и более 60% грузовых перевозок осуществляется автодорожным транспортом. Начиная с 1996 года благодаря донорской поддержке было завершено 19 проектов и стало возможным улучшение качества около 2000 км стратегически важных дорог страны.

Средняя интенсивность движения на реабилитированных дорогах составляет 20% или от 1750 до 2100 автомобилей в сутки. Наилучшие показатели по данному критерию достигнуты по автомобильной дороге Ош-Бишкек. Увеличение среднесуточной интенсивности движения дороге составляет примерно 700 %, или в до реабилитационный период по автодороге Бишкек-Ош проезжало, около 460 авт/сутки, а в настоящее время – до 3200 авт./сутки. При этом продолжительность проезда по автомобильной дороге Бишкек-Ош сокращена с 22 – 24 часов до 10 – 12 часов, по автомобильной дороге от Оша до Карамыка сокращено с 10 – 12 часов и до 4 часов.

Рост объём перевозки пассажиров и грузов соответственно составляют с 1259,2 до 1511 млн. пасс/км и с 6796,2 до 8155,4 млн. тонн/км. Средняя скорость движения автотранспортных средств на дорогах возросла почти в 2 раза и составляет 90 км/час, в начале реабилитации составляла – 50 км/час. Сокращение времени доставки пассажиров и грузов, особенно скоропортящихся товаров, составляет от 60 до 80%, при этом экономия запасных частей и ГСМ 20%.

Экономия расхода топлива для всех автотранспортных средств, которые перевозят пассажиров и грузов по автомобильной дороге Бишкек-Ош в год составляет примерно 3,8-4,5 млн. долл. США, в то же время доход предпринимателя занятого в придорожном сервисе составляет 2700 -3500 долл. США в месяц.

Одним из примеров крупных проектов в секторе транспорта является проект «Строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг», финансируемый Эксимбанком КНР на общую сумму 400,0 млн. долл. США. Проект позволит обеспечить беспрепятственное, надежное сообщение между Севером и Югом страны, как альтернативы автодороге Бишкек – Ош. Это позволит разгрузить автодорогу Бишкек – Ош за счет переключения части транспортных потоков на альтернативную дорогу Север – Юг. Кроме того, проект позволит сократить транспортные расходы и время перевозки грузов в направлении Джалал-Абад – Кочкор – Балыкчы.

Вторым примером проекта в транспортном секторе является проект «Реабилитация двух участков автодорог в КР», финансируемый также Эксимбанком КНР на сумму 129,8 млн. долл. США. В рамках проекта предполагается реабилитировать приоритетные участки международного транспортного коридора на территории Кыргызстана и создание условий для свободного доступа грузов и пассажиров по маршруту КНР-Кыргызстан-Таджикистан, Таджикистан-Кыргызстан-Казахстан.

С момента обретения независимости в сектор энергетики из средств международных организаций было выделено 1 660,7 млн. долл. США, из которых 1 468,3 млн. долларов США кредиты и 192,4 млн. долларов США были представлены в виде грантов.

В секторе энергетики реализуется ряд важных и приоритетных проектов. Одним из крупных проектов является проект «Реконструкция ТЭЦ города Бишкек», финансируемый Эксимбанком КНР на сумму 386,0 млн. долл. США. Проект направлен на обеспечение энергетической безопасности путем снижения зависимости энергосистемы от уровня притока воды в Токтогульское водохранилище и поставок импортного угля.

В результате реконструкции ТЭЦ города Бишкек котлоагрегаты будут адаптированы к сжиганию местного каракечинского угля, что снизит зависимость энергосистемы от поставок импортного угля.

Другим важным проектом является реализуемый в настоящее время проект «Строительство линии электропередачи 500 кВ «Датка-Кемин» и подстанции 500 кВ «Кемин», финансируемый Эксимбанком КНР на сумму 389,8 млн. долл. США. Реализация проекта и строительство объектов позволит значительно увеличить надежность электроснабжения потребителей, обеспечить потребление без ограничения электроэнергии независимо от состояния схемы основной сети соседних государств, создает свое внутреннее «кольцо» 500 кВ, обеспечить выдачу мощности с Камбар-Атинских ГЭС – 1 и 2, а также увеличить экспорт электроэнергии в соседние государства.

Аграрный сектор экономики был и остается ключевым в обеспечении продовольственной безопасности страны и занятости населения. На сегодняшний день 30,7 % общего населения страны заняты в сельском хозяйстве, и около 60 % населения республики проживает в сельской местности. В секторе формируется почти одна треть добавленной стоимости ВВП, что позволяет обеспечивать промышленные предприятия сырьевыми ресурсами, а население – продуктами питания.

В целом, за период с 1992 года по настоящий момент в аграрный сектор было привлечено 850,2 млн. долларов США, из которых 480,2 млн. долларов США – кредиты и 370,0 млн. долларов США были представлены в виде грантов.

Основной целью проектов в числе прочего является: улучшение оказания ирригационных услуг и управления водными ресурсами в целях повышения производительности орошаемого земледелия; повышение эффективности управления национальными водными ресурсами в интересах водопользователей и страны в целом; содействие преодолению бедности в сельской местности; содействие улучшений условий для более продуктивного, прибыльного и устойчивого животноводства и растениеводства.

С момента обретения независимости Кыргызская Республики является социально-ориентированным государством, что отражается на расходах государственного бюджета. Проекты ПГИ направлены на обеспечение качественных медицинских услуг, усиление социальной защиты уязвимых слоев населения и повышение качества образования. В последние годы реализуются программы по улучшению питания женщин и детей, качества образования, а также программы по снижению количества больных туберкулезом, ВИЧ-инфицированных посредством реализации ряда проектов.

В целом, за период с 1992 года по настоящий момент в социальный сектор было привлечено 490,1 млн. долларов США, из которых 181,1 млн. долларов США – кредиты и 309,0 млн. долларов США были представлены в виде грантов.

Среди успешных проектов в социальном секторе можно выделить проект Азиатского банка развития «Второй проект профессионального образования и развития навыков» на сумму 20,0 млн. долл. США. Воздействием проекта будет инклюзивный рост посредством улучшенных возможностей доходоприносящей деятельности для выпускников системы профессионально-технического образования и обучения.

Ожидаемым эффектом является улучшенное качество, соответствие, эффективность и более равный доступ к системе ПТО.

Проекты социальной инфрастурктуры нацелены на развитие и улучшение доступности, качества и эффективности предлагаемых инфраструктурных услуг жителям сел и городов страны, посредством развития общественного транспорта, улучшения системы управления твердыми отходами, реабилитации системы питьевого водоснабжения и канализации.

Целью проекта городской инфраструктуры городов Бишкек и Ош является улучшение доступности, качества и эффективности предоставляемых инфраструктурных услуг жителям новостроек городов Бишкек и Ош. В частности, благодаря данному проекту, среди прочего, в новостройках г. Ош были завершены и сданы в эксплуатацию подпроекты по реабилитации системы водоснабжения и, тем самым 50 000 жителей в 3 новостройках обеспечены питьевой водой. В новостройках г. Бишкек завершены контракты по реабилитации и строительству дорог в 7 новостройках и построено 21, 5 км, тем самым примерно 30 745 человек получили доступ к дорогам круглогодичного сообщения.

Благодаря другому проекту «Проект сельские инвестиции-2» с 2004 по республике было охвачено более 475 аил окмоту и 1680 сел, и профинансировано более 8100 социально инфраструктурных микро проектов в регионах страны.

По проекту «Развитие общественного транспорта города Бишкек», к настоящему времени закуплено 44 высокопольных и 9 низкопольных троллейбусов, произведены инвестиции в инфраструктуру троллейбусной сети, в обслуживающую технику и в инфраструктуру энергообеспечения.

Бюджетная помощь, предоставляемая международными финансовыми институтами и стран донорами направлена на улучшение состояние таких секторов как здравоохранения, образования, социальный сектор, государственное управление, а также улучшение инвестиционного климата страны и в целом оздоровления экономики через программы развития.

В целом с начало независимости страны на поддержку платежного баланса, финансирования дефицита бюджета, развития банковской системы, финансирования критического импорта получило в общей сложности 1 969,5 млн долл. США, из которых 1 421,7 млн долл. США кредит и 547,8 млн долл. США грант.

График 1. Динамика привлечения финансов по годам с 1992 по июль 2015 гг.

Наиболее крупными многосторонними инвесторами Кыргызской Республики являются: АБР, ВБ, МВФ, ЕБРР и двусторонние страны доноры такие как: КНР, Япония, Германия, Турция, Россия и другие.

В Кыргызской Республике инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

- приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.;

- предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Все возможные инвестиции можно разбить на две группы:

- пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае не ухудшение показателей прибыльности вложений в операции данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д.

- активные инвестиции, т. е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом товаров, захвата новых рынков, или поглощения конкурирующих фирм.

Субъектами инновационно-инвестиционной деятельности выступают инвестор, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности и др. Субъектами могут быть юридические и физические лица, иностранные и отечественные, индивидуальные, коллективные и институциональные инвесторы, инвестиционные институты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, другие государства, а также международные организации. Инвесторы могут быть государственными и частными, индивидуальными и коллективными.

Для расчета эффективности реализуемого инновационно-инвестиционного проекта необходимо получить информацию о налоговых платежах за истекший год (или получить эту информацию из налоговой инспекции по его разрешению). Если в реализации проекта или программы, состоящей из нескольких проектов, участвует несколько хозяйствующих субъектов, то эта информация собирается по всем субъектам и агрегируется. В случае отсутствия данных о поступивших налогах, расчет их может производиться с использованием данных, приведенных в форме «Показатели инновационно-инвестиционного проекта».

Расчет величины налоговых поступлений от инновационно-инвестиционного проекта в республиканский бюджет осуществляется на основании действующего налогового законодательства и производится по следующей формуле:

 где:

Ni – сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет за i-й год от реализации инновационно-инвестиционного проекта;

nij – j-тый налог, поступающий в консолидированный бюджет от реализации инновационно-инвестиционного проекта в i-ом году:

к – число налогов.

Расчет величины налоговых поступлений от инновационно-инвестиционного проекта в республиканский бюджет осуществляется на основании действующего налогового законодательства и производится по следующей формуле:

 где:

Ni – сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет за i-й год от реализации инновационно-инвестиционного проекта;

nij – j-тый налог, поступающий в консолидированный бюджет от реализации инновационно-инвестиционного проекта в i-ом году:

к – число налогов.

Расчет прямой годовой бюджетной эффективности (ГБэ) инновационно-инвестиционного проекта производится следующим образом:

 где:

ГБэi - прямая годовая бюджетная эффективность инновационно-инвестиционного проекта в i-том году;

 – сумма вложений бюджетных средств из консолидированного бюджета;

р – число лет, за которое производится оценка бюджетной эффективности.

При 

Расчет прямой интегральной бюджетной эффективности (Гбэ) рассчитывается по следующей формуле:

Расчет экономии на социальных выплатах (Кi) из консолидированного бюджета производится по следующей формуле:

Кi = К1i +K 2i , где:

К1i – экономия бюджетных средств, вызванная снижением затрат на коммунальные услуги населению и бюджетным организациям (сокращение величины субсидий и дотации), а также повышение доходов населения 2;

K 2i – экономия бюджетных средств на реализацию программы адресно-социальной защиты за счет сокращения сумм компенсационных выплат в связи с ростом реальных доходов населения.

Расчет прямой и косвенной интегральной бюджетной эффективности рассчитывается по следующей формуле:

При:

СИбэ ‹ 100% – инвестиционный проект находится ниже уровня окупаемости,

СИбэ ≥ 100% – инвестиционный проект находится в точке равновесного возврата вложенных бюджетных средств.

Параметр К1 рассчитывается тогда, когда отдельные элементы или весь инвестиционный проект касается реформирования систем тепло-энерго-комплекса и/или других инженерных сетей коммунального комплекса.

При , где р- число лет реализации инновационно-инвестиционного проекта, а это означает, что бюджетные средства при реализации проекта не используется, расчет производится по формуле:

 (в стоимости выражении), где СИбэ – прямая и косвенная эффективность проекта.

Пример расчета бюджетной эффективности реализуемого инновационно-инвестиционного проекта приведен в табл. 1.

Таблица 1. Расчет бюджетной эффективности инновационного проекта

№ п/п

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

1. Вложение бюджетных средств, млн. сом.

10

Прямые доходы в бюджет

 

2. Налоговые поступления в консолидированный бюджет, млн. сом.

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

3. Прямая годовая бюджетная эффективность, %

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

4. Прямая интегральная бюджетная эффективность, %

1,5

30

45

60

75

90

105

Косвенные доходы в бюджет
5. Компенсационные выплаты, (экономия) млн. сом.

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

6. Экономия на коммунальных платежах, млн.сом.

0,07

0,07

0,07

0,07

0,07

0,07

0,07

7. Прямая и косвенная интегральная бюджетная эффективность всего, %

15,9

31,8

47,7

63,6

79,5

95,4

111,3

Динамика интегральной бюджетной эффективности отражена на «рис. 2.»

Рис. 2. Динамика эффективности инновационного проекта

Точка равновесия возврата вложенных бюджетных средств, 120%

Необходимо отметить, что расчет бюджетной эффективности инновационного проекта целесообразно осуществлять на уровне регионов с привлечением высококвалифицированных специалистов с целью обеспечения обоснованности прогнозируемого объекта. Сложившиеся за последние годы непростая социально-экономическая и политическая ситуация, когда страна прошла несколько этапов экономических реформ, подводят нас к необходимости анализа правительственных кредитных соглашений, существующих проблем, пересмотру и переоценке сильных и слабых сторон развития народного хозяйства, приложение сил, выявлению и изучению новых перспективных направлений и форм деятельности.

Именно на этом переломном этапе развития, когда созданы базовые условия для развития частного предпринимательства, и становится реальным постепенное оживление экономики, мы должны быть заинтересованы к привлечению других видов иностранной финансовой помощи, а именно созданию условий для увеличения притока прямых иностранных инвестиций на данном этапе является проведение эффективной работы по управлению внешней помощью, рациональному использованию предоставленных нам инвестиций, оценка эффективности кредитных соглашений. Важно уделить особое внимание созданию условий для увеличения притока прямых иностранных инвестиций.


Библиографический список
  1. Мусакожоев Ш.М., Камчыбеков Т.К., Абылкасымов Р.. Основы инновационной экономики, Учебное пособие. Бишкек. 2005. стр. 6-10.
  2. Методические рекомендации к разработке прогнозов социально-экономического развития КР. МЭРиТ КР. Бишкек, 2013, стр. 11-33.
  3. Стратегии развития страны (2012-2015гг.), МЭРиТ КР. Бишкек-2009, стр. 8, 28, 126.
  4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. -    М., 2011.
  5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное об­ращение. Кредит. М.: Юнити, 2010.
  6. Гордон А. Инвестиции. – М; 2010.
  7. Гитман Л.Дж.,  Джонк М.Д.  Основы инвестирования: Пер. с англ. М.: Дело, 2009
  8. Омурканов Ы.К. Инвестиции к устойчивому экономическому росту Кыр­гызстана. – Б., 2002.
  9. Сергеев И.В. и др. Организация и финансирование инвестиций. – М.: 2010
  10. http://minfin.kg-  Министерство Финансов Кыргызской Республики.
  11. Электронный сайт Национального Статистического Комитета– nsc.bishkek.su.


Все статьи автора «Эсенгелдиева Дарыйка Манасбековна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: