УДК 101

БИОЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ

Ерохин Сергей Александрович
Волжская государственная академия водного транспорта
ассистент кафедры философии и социальных наук

Аннотация
В современном мире врач и учитель находятся под пристальным вниманием общества, ввиду повышения требований к их деятельности и наличия авторитетного мнения специалистов в сфере медицины и образования для обывателей. Эти социокультурные особенности необходимо задействовать для популяризации здорового образа жизни и сохранения жизни на земле. Ведущая роль интеллигенции в этом процессе неоспорима. Врачи и учителя были, есть и будут авторитетом в глазах общественного мнения. Все это актуализирует проблему социализации студентов медицинских и педагогических вузов посредством практического решения биоэтических проблем современности.

Ключевые слова: биоэтика, врач, духовные скрепы, Междисциплинарный подход, наука, социализация, учитель


BIOETHICAL PROBLEMS – UNIVERSAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS

Erokhin Sergey Aleksandrovich
Volga state academy of water transport
assistant of philosophy and social sciences department

Abstract
In the present day world a doctor and a teacher are in the focus of social attention because of raising the standards to their work and the presence of an authoritative opinion of specialists in the spheres of medicine and education for common people. These socio-cultural peculiarities must be involved into popularization of a healthy lifestyle ideas and preserving life on the Earth. The leading role of the intelligentsia in this process is irrefutable. Teachers and doctors have always been and will always be authorities in public opinion. All these facts actualize the problem of socialization of students in medical and pedagogical higher educational establishments by means of practical decision of bioethical problems of the present.

Keywords: a doctor, a teacher, bioethics, interdisciplinary approach, progress, science, socialization, spiritual ties


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ерохин С.А. Биоэтическая проблематика: общечеловеческий и философский аспекты // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64699 (дата обращения: 29.09.2017).

Проблемное поле биоэтики связано с рассмотрением широкого спектра общечеловеческих и философских проблем. Областью распространения биоэтических взглядов принято считать социальные проблемы, связанные с взаимоотношениями: «врач – пациент», «врач – врач», «врач – фармацевт», «человек – среда обитания», «человек – животное – растение», «человек – техника», «человек – наука» и т.д. Шевлоков В.А и Ивахненко E.H. справедливо полагают, что последний тип отношений во многом способствовал возникновению биоэтики в современном ее понимании [1].

Еще в эпоху Возрождения М. Монтень отметил, что «у добропорядочного человека могут быть ложные убеждения, с другой стороны, заведомо дурной человек может проповедовать истину, сам в нее не веря» [2]. Известно, что наука не всегда развивается людьми добродетельными, равно как и добрые дела вершат не всегда сведущие в науке люди [3].

Неслучайно, И.Т. Фролов предостерегал современников: «признавать полный «этический нейтрализм» науки – значит, отказываться от понимания принципиальной ее сущности как силы, служащей человеку, его благу, а, следовательно, моральной и гуманной по своей природе силы, которая может либо адекватно проявляться в одних, благоприятных для нее условиях, либо извращаться в других, неблагоприятных. Может способствовать небывалому расцвету культуры, а может ставить человечество на грань физического и нравственного уничтожения» [4]. В этой связи возникает необходимость изучения социально-нравственного опыта развития науки в предшествующие эпохи и выработки на этой основе современных регулятивов человеческой деятельности с использованием на практике научных оснований биоэтики.

В Новое время особое внимание уделялось вопросу о положительном влиянии науки на мораль. Ф. Бэкон впервые заострил внимание на роли науки в формировании твердых и постоянных принципов морали, играющих важную роль в выборе образа действий, и тем самым показал взаимосвязь морального прогресса с прогрессом научной мысли [5]. Б. Спиноза провозгласил, что «все науки должны служить решению моральных проблем» [6]. Человек, овладевая науками и действуя по их законам, оказывается способным преодолеть собственное несовершенство и употребить свои силы на создание такого общественного порядка, который в наибольшей степени отвечает истинам науки, а, следовательно, является самым разумным и нравственным. Согласно Б. Спинозе, такой порядок отвечает гражданскому состоянию человека и именно в нем приобретает смысл и значение понятие морали. Г. Гегель, вскрывая диалектику развития морали во взаимодействии ее формы и содержания, подчеркивал, что настоящая моральность должна быть основана на истине, поскольку противоречие в сфере морального бытия практически разрешается всем ходом науки, т.е. всем процессом получения и достижения «чистого знания» [7].

По мнению И. Канта, наука и мораль настолько автономны, что ни одна из них не оказывает особого влияния на другую. Философ утверждал, что мораль является врожденным свойством человека, а наука, наоборот, будучи тесно связанной с разумом, развивается только вместе с ним. Для добродетелей жизни, по Канту, «мы не нуждаемся ни в какой науке и философии» [8]. В «Трактате о человеческой природе» Д. Юм убедительно доказывает, что знания и предмет морали – области взаимно чуждые друг другу: «Ценность наших поступков не состоит в их согласии с разумом, так же как их предосудительность не заключается в противоречии последнему» [9]. Таким образом, разум и интеллект не могут быть источником морали. Д. Юм отрицал наличие определяющих принципов морали в регулировании поведения людей и видел источник моральных представлений и действий лишь в индивидуальном отношении к нравственному или безнравственному. Д. Юм основывал свою этику на психологии аффектов, полагая, что моральные оценки не результат суждений разума и знаний, но только эмоций.

Социальная роль науки повышается лишь со второй половины XIX века. Постепенно происходит превращение науки в один из важнейших институтов общества, особенно когда речь заходит о назначении научного исследования, функциях и ответственности ученых за социальный прогресс человечества. Если в эпоху Возрождения и Нового времени наука в большинстве случаев рассматривалась философами в рамках гносеологических и методологических проблем, то в условиях инновационного общества происходит переориентация внимания к ее этико-правовым и социокультурным аспектам.

Гармонизации науки и нравственности можно достичь посредством междисциплинарного подхода [10] в изучении биоэтической проблематики и внедрения всего комплекса научного и вненаучного знания в процесс социализации подрастающего поколения.

В инновационном обществе человек перестает быть лишь элементом социальной структуры, он получает большую степень свободы в выборе индивидуальной траектории своего развития. В результате этого культура превращается из «охранительницы устоев» в активный фактор социокультурного формирования и обновления. Современное общество ориентировано на ценности инновационного развития, что актуализирует в сфере высшего образования РФ вопрос профессиональной подготовки медицинских работников. В контексте деятельностного подхода к социализации личности студент-медик выступает как субъект своего развития, стремясь к продуктивности жизнетворчества реализует «самость».

Гуманизация и гуманитаризация педпроцесса российского вуза задает ориентиры на формирование мировоззрения молодежи, заключающиеся в уважении к морально-этическим нормам и правовым законам общества, в чувстве долга и справедливости. В.В. Путин на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям отметил: «Приоритеты государственной молодежной политики должны быть направлены на формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [11].

Образовательные учреждения страны играют важную роль в формировании мировоззрения и создании социокультурных образцов для подражания у молодежи.  Гуманитаризация  высшего  медицинского  образования  ставит  своей  целью  «формирование  нравственно  и  духовно  развитого  человека  – будущего  специалиста,  вне  зависимости  от  его  национальной  и  культурной  принадлежности,  готового  и  способного  гармонично  сочетать  образованность,  профессионализм,  духовность,  нравственную  воспитанность;  это  процесс,  направленный  на  усвоение  личностью  гуманитарного  знания,  гуманитарной  культуры,  гуманитарного  потенциала  медицины» [12,  с.  112].

В педпроцессе медицинского вуза важно создать условия для взаимодействия двух сторон социализации: усвоение студентом-медиком социального опыта и его воспроизводство. В процессе самовоспитания студент трансформирует внешние установки во внутренние, присваивая приобретенный в вузе учебно-воспитательный массив профессиональных знаний и умений. Этого можно достичь благодаря включению биоэтической проблематики в педпроцесс вуза [13; 14], учебным экскурсиям [15; 16; 17; 18], волонтерским инициативам [19; 20].  Активизация познавательной деятельности в сфере самообразования решит многие проблемы этико-правового и социокультурного невежества будущих специалистов [21; 22; 23]. Ориентация системы российского образования на духовные скрепы [24] способна возродить к жизни идеи всеединства [25] и русского космизма [26], что приведет к повышению уровня правосознания индивидов [27], консолидации общества и сплочению граждан вокруг решения биоэтических проблем [28; 29; 30].

С целью формирования профессиональной культуры медицинских работников в педпроцессе вуза должны быть созданы условия для социализации личности студентов-медиков, так как качество подготовки специалиста и его конкурентные преимущества на рынке труда будут во многом зависеть от успешности социализации [31; 32; 33; 34]. Таким образом, от уровня гуманизации педпроцесса медицинского вуза и социализации обучающихся во многом будет зависеть качество профессиональной подготовки врачей и удовлетворенность жизнью пациентов, стабильность и безопасность гражданского общества.

В современном мире врач и учитель находятся под пристальным вниманием общества, ввиду повышения требований к их деятельности и наличия авторитетного мнения специалистов в сфере медицины и образования для обывателей. Эти социокультурные особенности необходимо задействовать для популяризации здорового образа жизни и сохранения жизни на земле. Ведущая роль интеллигенции в этом процессе неоспорима. Врачи и учителя были, есть и будут авторитетом в глазах общественного мнения. Все это актуализирует проблему социализации студентов медицинских и педагогических вузов посредством практического решения биоэтических проблем современности.


Библиографический список
  1. Шевлоков В.А., Ивахненко E.H. Философия науки: проблемы, поиски, решения. – Нальчик, 1996.– С. 81.
  2. Монтень М. Об искусстве жить достойно. Филос. очерки / Сост. А. Гулыга, П. Пожитков. – М.: Детская литература, 1973.
  3. Мещеряков В.Т., Астанова О.Д. Наука и развитие принципов морали. – Л: Наука, 1989. – С. 162.
  4. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет. – М.: Политиздат, 1989. – С. 216.
  5. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. – М.: Наука, 1971. – С. 291.
  6. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. – М.: Наука, 1997. – С. 554.
  7. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. Т. 4. – М.: Наука, 1989. – С. 339.
  8. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 4, 4.1. – М.: Наука, 1985. – С. 290.
  9. Юм Д. Сочинения: В 2 т. Т. 1. – М.: Наука, 1986. – С. 617.
  10. Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 1125–1128.
  11. Заседание Совета по межнациональным отношениям  / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/news/46144 (дата обращения 22.02.2016)
  12. Шаповал  Г.Н.  «О  понятии  профессиональная  компетентность»  в  современной  педагогической  науке //  Успехи  современного  естествознания.  –  2011.  –  №  8.  –  С.  201–202.
  13. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  14. Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85–93.
  15. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.
  16. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  17. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
  18. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
  19. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  20. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 32. – С. 49–54.
  21. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  22. Агеева Н.А. Система менеджмента качества как эффективная форма работы по сокращению количества дефектов оказания // Жизнь без опасности. Здоровье. Профилактика. Долголетие. – № 1, Т. 10. – 2015. – С. 38–41.
  23. Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности  // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
  24. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  25. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  26. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
  27. Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
  28. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  29. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  30. Агеева Н.А. Этические механизмы становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 876–883.
  31. Ерохин С.А. Деятельностный подход к социализации личности студента-медика// Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 37. – С. 97–101.
  32. Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов //  Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 2. – С. 106–117.
  33. Шаповал  Г.Н.  Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов // Современные научные исследования.  –  2012.  –  №  4 (1).  –  С. 21.
  34. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 4. – С. 216–226.


Все статьи автора «sgalinka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: