УДК 37.01

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Ерохин Сергей Александрович
Волжская государственная академия водного транспорта
ассистент кафедры философии и социальных наук

Аннотация
В условиях инновационного общества проблемы гуманизации и гуманитаризации образования и науки выходят на первый план. Это связано с необходимостью социально-философского осмысления процесса возрождения и популяризации идей гуманизма в образовательной сфере.

Ключевые слова: гражданское общество, здравоохранение, инновационное общество, образование, русская идентичность, социализация, ценности гуманизма


TOPICAL ISSUES OF HIGHER EDUCATION SYSTEM HUMANIZATION IN RUSSIA

Erokhin Sergey Aleksandrovich
Volga state academy of water transport
assistant of philosophy and social sciences department

Abstract
In the conditions of the innovative society the problems of humanization and humanitarization of education and science are brought into the foreground. It’s connected with the necessity of social-philosophical understanding of the process of revival and popularization of humanism ideas in the educational sphere.

Keywords: civil society, education, health care, humanism values., innovative society, Russian identity, socialization


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ерохин С.А. Актуальные вопросы гуманизации системы высшего образования в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64698 (дата обращения: 20.11.2016).

Осознание роли человека как важнейшего фактора социального прогресса обосновано современной динамикой общественного развития. Гуманизация всех сфер общественной жизни на данный момент стала насущной потребностью цивилизованного, инновационного общества. Социокультурные, политические и экономические преобразования, происходящие в России на рубеже XX–XXI веков, позволяют взглянуть на проблемы развития человека и человеческого общества сквозь призму идей метафизики всеединства и русского космизма [1; 2; 3]. «В процессе социализации важно формировать у молодежи восприятие целостной картины мира и определения своей роли в ней. Это возможно посредством принятия индивидом активных жизненных позиций: 1) ценителя красоты, 2) почитателя традиций предков, 3) творца своей жизни, 4) созидателя благ общества, 5) исследователя биосферы и космоса, 6) избавителя от горя, болезней и смерти, 7) хранителя жизни на Земле» [2, с. 106].

Курс на построение правового государства предполагает наличие институтов гражданского общества, основанных на развитии творческого потенциала личности, повышения уровня правосознания индивидов и консолидации социума вокруг традиционных общечеловеческих ценностей [4; 5; 6]. Исследователь Агеева Н.А. справедливо отмечает, что «индивидуальную и групповую активность человека необходимо согласовывать с фундаментальными нравственными ценностями. Этические механизмы становления и развития гражданского общества должны быть ориентированы на всестороннее развитие личности, этническую и профессиональную идентичность, автономию, свободу и ответственность человека перед самим собой, другими людьми, природой, обществом и миром в целом. В условиях инновационного общества сферы науки, образования, здравоохранения и цифровых технологий нуждаются в дальнейшей модернизации, исходя из принципов автономии, нравственности, справедливости и солидарности. Это позволит реализовать идеи всеединства в процессах взаимодействия и функционирования институтов гражданского общества и правового государства» [7].

Крах идей советского государства способствовал потере идеологического фундамента общества, тех духовных ориентиров, которые многие годы объединяли граждан СССР в единое целое. Это привело к кризисным явлениям во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной. Современное российское общество переживает переходный этап своего развития, когда принципы гуманизма и модели цивилизованных отношений между индивидами по большей части носят декларативный характер и не всегда соответствуют основополагающим принципам развития общественного устройства. Это имеет прямое отношение к системам образования и здравоохранения [8; 9; 10; 11; 12; 13].

В процессе духовно-нравственного становления личности обучающегося необходим пример созидательной деятельности педагога как главного ретранслятора культурных и социальных норм [14]. Это особенно важно для профессиональной и этнической идентификации студентов-медиков в контексте интернационального обучения [15; 16; 17; 18; 19]. В этом контексте представляется актуальной «Декларация русской идентичности», принятая 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России». В ней примечательно следующее определение: «русский – это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа» [20].

В условиях инновационного общества проблемы гуманизации и гуманитаризации образования и науки выходят на первый план. Это связано с необходимостью социально-философского осмысления процесса возрождения и популяризации идей гуманизма в образовательной сфере. «Плоды» техногенной цивилизации, повлекшие за собой экологические проблемы и дегуманизацию взаимоотношений между индивидами, требуют скорейшего осмысления сложившейся ситуации путем разработки комплекса мер по формированию новой субъектности, отвечающей вызовам современного общества. В современных условиях созрела необходимость разработки социогуманитарных технологий, в которых краеугольным камнем исследования станет проблема новой субъектности. Безусловно, инструментальная мощь технологического развития должна быть согласована с ценностно-целевыми и социогуманитарными регуляторами, являющимися своего рода этико-правовыми барьерами в практической деятельности человека [21].

Утрата ценностного аспекта в российской системе медицинского образования влечет за собой выхолащивание гуманистического подтекста в медицинской практике и размытие границ между понятиями «добро» и «зло», «польза» и «вред», «правда» и «ложь» [22; 23]. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности обусловлен эффективностью работы системы менеджмента качества в сферах образования и здравоохранения. Планы Минздрава РФ и Национальной медицинской палаты по созданию в 2016 году единого этического кодекса медицинских работников и всероссийской системы урегулирования конфликтов между врачом и пациентом являются неотъемлемой частью процесса модернизации всей системы здравоохранения [24].

С целью формирования профессиональной культуры медицинских работников в педпроцессе вуза должны быть созданы условия для социализации личности студентов-медиков, так как качество подготовки специалиста и его конкурентные преимущества на рынке труда будут во многом зависеть от успешности социализации. Таким образом, от уровня гуманизации педпроцесса медицинского вуза и социализации обучающихся во многом будет зависеть качество профессиональной подготовки врачей и удовлетворенность жизнью пациентов, стабильность и безопасность гражданского общества [25].

Ценности гуманизма должны быть в приоритете не только в системах здравоохранения и образования, но и в политике. Святейший Патриарх Кирилл в декабре 2015 г. на встрече с представителями Молодежной общественной палаты и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации подчеркнул: «Я глубоко убежден в том, что если все политические партии в нашей стране будут соотносить свою правовую деятельность и политическую практику с отстаиванием фундаментальных нравственных ценностей, то наш плюрализм будет работать во благо. Мы будем сохраняться как народ, как общество, как государство вне зависимости от того, кто выиграет очередные выборы, парламентские или президентские. У нас будет гарантия исторического существования» [26].

Исходя из вышеизложенного, можно заключить: игнорирование ценностей гуманизма в сфере политики, здравоохранения и образования может привести к нарушениям конституционных прав и свобод человека, а в последствие завести общество в исторический тупик. Во избежание этого нам всем вместе и каждому в отдельности необходимо следовать курсу приверженности традиционным общечеловеческим ценностям: нормам международного права – утвержденным в ООН, и религиозным верованиям – веками объединявшим народы.


Библиографический список
  1. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  2. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
  3. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  4. Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
  5. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  6. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  7. Агеева Н.А. Этические механизмы становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 876–883.
  8. Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 1125–1128.
  9. Шаповал  Г.Н.  «О  понятии  профессиональная  компетентность»  в  современной  педагогической  науке //  Успехи  современного  естествознания.  –  2011.  –  №  8.  –  С.  201–202.
  10. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.
  11. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  12. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
  13. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
  14. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 32. – С. 49–54.
  15. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  16. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  17. Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов //  Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 2. – С. 106–117.
  18. Шаповал  Г.Н.  Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов // Современные научные исследования.  –  2012.  –  №  4 (1).  –  С. 21.
  19. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 4. – С. 216–226.
  20. Декларация русской идентичности / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.html (дата обращения 22.02.2016)
  21. Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85–93.
  22. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  23. Агеева Н.А. Система менеджмента качества как эффективная форма работы по сокращению количества дефектов оказания // Жизнь без опасности. Здоровье. Профилактика. Долголетие. – № 1, Т. 10. – 2015. – С. 38–41.
  24. Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности  // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
  25. Ерохин С.А. Деятельностный подход к социализации личности студента-медика// Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 37. – С. 97–101.
  26. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с представителями Молодежной общественной палаты и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/4294643.html (дата обращения 22.02.2016)


Все статьи автора «sgalinka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация