УДК 338

ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Евдокимова Юлия Викторовна
Российский государственный социальный университет
кандидат философских наук, доцент

Аннотация
В статье проанализированы основные изменения, коснувшиеся предпринимательского сектора в России в 2015-2016 годах. Рассмотрены темпы роста ВВП РФ в 2013-2015 годах. Дан обзор основных изменений в налогообложении бизнеса за последние два года.

Ключевые слова: государственные закупки, единый налог на вмененный доход, налоговые проверки., предпринимательская деятельность, упрощённая система налогообложения, экономическое развитие


THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Evdokimovа Yuliya Viktorovna
Russian State Social University
candidate of philosophical sciences, associate professor

Abstract
The article analyzes the main changes relate to the enterprise sector in Russia in 2015-2016. The rate of growth of Russian GDP in 2013-2015. An overview of the main changes in business taxation over the last two years.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимова Ю.В. Пути развития предпринимательства в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64693 (дата обращения: 29.09.2017).

В январе 2013 года  состоялась ежегодная международная конференция  – Гайдаровский форум-2013 «Россия и мир: вызовы интеграции, где одной из основных задач России была названа необходимость достижения устойчивого экономического роста (не ниже 5 % в год) [6]. Темпы экономического роста  в России снижаются. По итогам 2013 года, рост ВВП составил 1,3%, в 2014 году – 0,6% [1].  ВВП России  в 2015 году сократился на 3,8%,  инвестиции в основной капитал снизились  на 5,5%, что крайне негативно отражается на предпринимательском секторе. На сегодня, согласно данным опросов,  около 15-20% компаний сохраняют свои инвестиционные программы. Однако, продолжение кризиса вызовет сокращение проектов, снижение найма новых сотрудников. Возможно введение неполной рабочей недели, сокращение уже существующего персонала компаний [3].

Ситуация выглядит еще более удручающей в связи со значительными результатами, достигнутыми Россией ранее, так, в 2012 году страна вышла на  четвертое место в Европе по показателю абсолютного объема финансирования в технологические проекты, а также вышла на первое место по темпам роста финансирования [5].Уровень социально-экономического развития России позволил  сформироваться предпосылкам для формирования  качественно иного, интеллектуального, ресурса, способного коренным образом  изменить существующие финансово-экономические модели [7] и увеличить темпы социально-экономического развития страны.

Экономическое развитие  России направлено  на создание максимально благоприятных условий для предпринимательства, инновационное развитие предпринимательства,  рост инвестиционной привлекательности российского бизнеса, усиление конкурентоспособности российского бизнеса с целями работы на открытых глобальных рынках в условиях конкурентной борьбы, что  связано с необходимостью обеспечения системных и своевременных мер по корректировке условий налогообложения в государстве [4].

Позитивным является решение принятия самостоятельного решения регионами по применению Упрощенной системы налогообложения при режиме уплаты  6% от доходов. С 2016 года субъект РФ  сам решает, по какой ставке платить данный налог: от 1% до 6%, что может снизить налоговую нагрузку на бизнес. По Единому налогу на вмененный доход с 2016 года коэффициент К1, единый для всей России, остался без изменений, он не был увеличен. Коэффициент К2, который утверждается местными властями, также дает определенную свободу к стимулированию развития предпринимательства на соответствующей территории. Также с октября 2015 года муниципальные органы власти имеют право снизить налоговую ставку (15%)  до 7,5 % для отдельных категорий плательщиков ЕНВД. В 2016 году расширены виды деятельности по применению патента, его  смогут ввести еще для услуг общественного питания без залов обслуживания, для ремонта компьютеров, производства хлебобулочной и молочной продукции и некоторых других видов деятельности [9].

Согласно экспертным оценкам,  издержки бизнеса, вызванные чрезмерными поверками, составляют от 1,5% до 7,5% ВВП. Ежегодно в России проводится более двух миллионов подобных мероприятий. Изменение данной ситуации позволит увеличить ВВП минимум на 2%. С 2016 года начал действовать   трехлетний запрет на плановые проверки компаний с выручкой  от реализации менее 800 миллионов рублей в год и численностью до 100 человек. Готовится к введению в действие  дорожная  карта,  направленная на совершенствование системы государственного контроля на 2016-2017 годы. Одна из главных задач состоит в   исключении дублирования функций министерств и ведомств.  Еще одно важнейшее направление дорожной карты – решение проблем фиктивных жалоб, связанных с анонимными обращениями.  Дорожная карта предусматривает введение  предупредительных мер  воздействия в том случае, если административное нарушение выявлено предпринимателем в первый раз [2].     Введение ежеквартального торгового сбора явилось шоковой терапией для бизнеса, вызвав резкое падение деловой активности. Сбор уплачивается торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими общую или упрощенную систему налогообложения, вне зависимости от масштаба своей деятельности, то есть платится и  микропредприятиями, и крупнейшими налогоплательщиками [10].

Необходимость поддержки предпринимательства в России выявила обязательность  обеспечения  доступа компаний малого и среднего бизнеса к государственным закупкам. Итоги действия системы государственных закупок за 2015 год показали их достаточный объем, превышающий  10 % ВВП. Несмотря на общее снижение экономической активности, число участников торгов в системе государственных закупок растет. Существуют соответствующие директивы о необходимости соблюдения  законодательства по обеспечению закупок у малого и среднего бизнеса [8].

Необходимость дальнейшего совершенствования государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства в России очевидна. Сокращение сроков и стоимости различных административных процедур, развитие субсидирования бизнеса, налоговое регулирование, введение системы льготных арендных ставок, оптимизация законодательства в сфере предпринимательской деятельности, -  способны минимизировать негативные изменения в экономике и стабилизировать деятельность  предпринимательского сектора в России.


Библиографический список
  1. ВВП России в 2014 году вырос на 0,6% // Официальный сайт группы «Интерфакс» [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.interfax.ru/business/421178  (дата обращения 22.02.2016).
  2. Вылегжанина У. Надавили на жалобу // Официальный сайт «Российской газеты» [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.rg.ru/2016/02/16/reg-szfo/otkakih-proverok-stradaet-biznes.html (дата обращения 22.02.2016).
  3. Данилова Г. Шохин назвал условие выхода малого бизнеса из серого сектора  // Официальный сайт «Российской газеты» [Электронный ресурс]. Режим доступа:   http://www.rg.ru/2016/01/25/reg-pfo/shohin-anons.html (дата обращения 22.02.2016).
  4. Евдокимова Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 296-299.
  5. Евдокимова Ю.В. Проблемы и перспективы инновационного предпринимательства в РФ // Экономика, социология и право в современном мире: проблемы и поиски решений.  Материалы 17-й Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.Е. Медового. 2013. С. 202-207.
  6. Карабанова О.В. Модернизация высшего образования как источник повышения качества человеческого капитала // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2013. № 1. С. 100.
  7. Колпакова Г.М. Многоуровневая модель ценностного механизма хозяйствования информационного общества  //  Москва,  ИИУ МГОУ, 2015.
  8. Латухина К. Путин потребовал обеспечить доступ малого бизнеса к госзакупкам // Официальный сайт «Российской газеты» [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.rg.ru/2016/02/10/putin-potreboval-obespechit-dostup-malogo-biznesa-k-goszakupkam.html(дата обращения 22.02.2016).
  9. Несколько важных изменений для предпринимателей с 2016 года // Веб-сервис для ведения  бизнеса «Эльба» [Электронный ресурс]. Режим доступа:   http://www.e-kontur.ru/blog/14609(дата обращения 22.02.2016).
  10. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка влияния введения торгового сбора на деловой климат в секторе розничной торговли России //  Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 15. С. 2483-2498.


Все статьи автора «Евдокимова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: