УДК 82-34

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ

Мкртчян Тамара Юрьевна1, Пустоветова Алёна Олеговна2
1Южный федеральный университет, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации
2Южный федеральный университет, студентка 3-го курса направления «Перевод и переводоведение»

Аннотация
Данная статья посвящена особенностям жанра фэнтези. Авторы рассматривают характерные черты исследуемого жанра на примере трех известных произведений, принадлежащих к различным направлениям фэнтези. Проведенное исследование позволяет утверждать, что существуют универсальные правила построения сюжета произведений фэнтези, отклонение от которых может быть обусловлено возрастом целевой аудиторией и спецификой произведения.

Ключевые слова: вторичный мир, жанр фэнтези, конфликт времен, роль судьбы, романтический герой, сюжет, сюжетная линия


PECULIARITIES OF THE FANTASY GENRE

Mkrtchyan Tamara Yurievna1, Pustovetova Alyona Olegovna2
1Southern Federal University, PhD in Philology, Associate Professor, Department of Linguistics and Professional Communication
2Southern Federal University, third-year student of the Translation department

Abstract
The article is devoted to peculiarities of the fantasy genre. The authors consider characteristic features of this genre studying the three famous works belonging to different fantasy directions. Due to the results of the undertaken study the authors deduce that there are some universal rules for creating fantasy genre plot, deviation from which may be due to the age of the target audience and the specific nature of the work.

Keywords: conflict of times, fantasy genre, plot, role of fate, romantic hero, secondary world, storyline


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мкртчян Т.Ю., Пустоветова А.О. Особенности жанра фэнтези // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64388 (дата обращения: 20.11.2016).

Жанр фэнтези, привлекающий широкую аудиторию читателей, является одним из самых популярных жанров в современной литературе. В рамках данного жанра существует множество направлений, разнообразие которых способно удовлетворить запросы даже самых притязательных читателей. Однако, несмотря на то, что жанр фэнтези очень разнообразен в своих проявлениях, в данной статье мы попытаемся осветить ряд особенностей, которые отличают его от других жанров. Эти особенности, как правило,  заключаются в построении сюжета и создании вторичных миров.

В данной статье мы опишем то, как эти особенности реализуются писателями-фантастами и рассмотрим их на примере трех известных произведений, относящихся к разным направлениям данного жанра:

  • сага «Песнь льда и огня» американского писателя Дж. Р. Р. Мартина, которую можно классифицировать как серию эпических фэнтези-романов;
  • «Сага о ведьмаке» польского автора А. Сапковского, которая принадлежит к направлению постмодернистского фэнтези;
  • «Гарри Поттер» британской писательницы Дж. К. Роулинг, относящийся к детскому фэнтези.

Проведенный анализ исследуемых произведений позволяет нам выделить 9 характерных для жанра фэнтези особенностей. Перейдём к детальному рассмотрению каждой из них.

1. Наличие вымышленного мира. Миры фэнтези лишены географической конкретности, то есть события происходят не в реальном, а в условном мире, который чаще всего является вымышленным [1, с.1161]. Данная черта особенно явно проявляется в сагах Дж. Р. Р. Мартина и А. Сапковского, которые характеризуются тщательно продуманным географическим пространством вымышленных миров. В саге «Песнь льда и огня» действие разворачивается в фантастической реальности, охватывающей три материка – Вестерос, Эссос и Соторос.  В «Саге о ведьмаке» география вымышленного мира не столь тщательно описана, но она также представлена разнообразием природных ландшафтов, империей Нильфгаард, расположенной на юге, и рядом северных королевств. В цикле романов «Гарри Поттер» мы не можем выделить отдельный вымышленный мир – мир магии надстроен над объективной реальностью, в которой мы живем. Однако сообщество волшебников самодостаточно и обладает развитой системой управления (Министерство магии), инфраструктурой (Сеть летучего пороха), образования (Хогвартс, Шармбатон, Дурмстранг). Данное сообщество ведет замкнутый образ жизни и стремится всячески оградиться от контактов с обыкновенными людьми. На основании всех этих деталей можно сказать, что произведения Дж. К. Роулинг  также характеризуются наличием вымышленного мира, лишь с тем отличием, что он тесно переплетен с объективной реальностью.

2. Включение в произведение элементов Средневековья. Для фэнтези имеет особое значение опыт Средневековья, поэтому эта эпоха или ее отдельные элементы часто включаются в повествование [1, с.1161]. И «Песнь льда и огня», и «Сага о ведьмаке» характеризуются тем, что действие разворачивается в эпохе, которую можно описать как Средневековье. В случае с «Гарри Поттером» можно говорить лишь о включении в произведение некоторых элементов данной эпохи: дуэли, замки и, например, наличие такого магического предмета, как Философский камень, поиском которого были увлечены средневековые алхимики.

3. Принцип путешествия. В основе построения сюжета произведения, написанного в жанре фэнтези, лежит  принцип путешествия, во время которого герой выполняет свою миссию и обретает внутреннюю гармонию [1, с.1162]. В «Песни льда и огня» данный принцип применяется автором по отношению ко многим персонажам. Арья Старк после казни отца проходит долгий путь, который приводит ее в Браавос, где она находит Черно-Белый дом. Дейнерис пересекает Красную Пустошь, переплывает Залив Работорговцев, захватывает города и планирует прийти в Вестерос, чтобы получить трон, полагающийся ей по праву. Станнис покидает Штормовой Предел, чтобы отправиться в путешествие, в результате которого он надеется стать королем Вестероса. Бран Старк, ставший калекой, видит сны, в которых его зовет к себе трехглазая ворона. Вместе с Ридами он отправляется на ее поиски, которые уводят его за Стену к Детям Леса, где ему суждено обрести свое предназначение. В «Саге о ведьмаке» произведения посвящены странствиям Геральта, а затем – путешествиям Цириллы. В цикле романов  «Гарри Поттер» особый интерес представляет седьмая часть серии «Дары Смерти», в которой описаны странствия и скитания Гарри и его друзей, стремящихся найти крестражи, чтобы вступить в последний бой с Волан-де-Мортом.

4. Романтический герой как центральная фигура произведения. В произведениях фэнтези в центре сюжета часто оказывается романтический герой, противостоящий бесчисленным испытаниям, [1, с.1161]. Эпическая сага Дж. Р. Р. Мартина «Песнь льда и огня» характеризуется наличием множества сюжетных линий, развивающихся параллельно и пересекающихся в некий судьбоносный, исторически значимый момент. Большое количество персонажей не позволяет выделить одного из них как главного. Однако каждый представитель дома Старков, чьи пути расходятся в силу разных обстоятельств, может быть рассмотрен как романтический герой, верный идеалам своей семьи, полный благородства и сохраняющий честь и достоинство в сети жестоких придворных интриг. В произведениях А. Сапковского романтическим героем выступает ведьмак Геральт, изгой и мутант, вызывающий уважение, смешанное со страхом, но не способный вызвать любовь. Все сага построена на его попытках избавиться от одиночества, на которое он обречен судьбой, и найти свое место в новом, меняющемся мире. По отношению к Гарри Поттеру также применим термин романтический герой. Гарри Поттер – сирота, чье детство проходит в чужеродной среде, где ему нет места. Однако даже попав в мир волшебник, Гарри Поттер остается в некоторой степени одиноким: будучи избранным, он должен пройти долгий путь, чтобы одолеть Волан-де-Морта, и хотя ему помогают друзья,  во время всех ключевых сражений он оказывается один на один с своим врагом.

5. Наличие фантастических существ. Основными героями являются не только люди, но и зачастую фантастические или мифологизированные существа [2, с.171]. В саге «Песнь льда и огня» встречаются такие существа, как Дети Леса, Иные, лютоволки, драконы, оборотни и древовидцы. В «Саге о ведьмаке» присутствуют эльфы, краснолюды, низушки, ведьмаки и другие существа. В мире книг «Гарри Поттер» существую гиппогрифы, драконы, единороги и множество других фантастических животных. Отдельно издана книга «Фантастические твари и где они обитают», где все эти существа подробно описаны.

6. Спасение вымышленного мира избранным героем.  Очень часто типичным сюжетом для указанного жанра является спасение вымышленного мира избранным героем [2, с.170]. В «Песне льда и огня» некоторые сюжетные линии построены на основе легенды о Азоре Ахайе, «обещанном принце», который принесет Вестеросу вечное лето, победив зло.  В «Саге о ведьмаке» Цирилла должна была стать Владычицей времени и пространства по своему предназначению и родить ребенка, который потом изменит мир. В цикле «Гарри Поттер» также звучит мотив избранничества: Сивилла Трелони произнесла пророчество о рождении волшебника, который сможет одолеть Темного Лорда. И хотя под описание подходил как Невилл Долгопупс, так и Гарри Поттер, Волан-де-Морт, напав на последнего, сделал его тем самым волшебником,  появление которого предрекала профессор Трелони.

7. Конфликт мифологического и исторического времени. В произведениях, написанных в жанре фэнтези, наблюдается конфликт времен: мифологического и исторического времени. Мифологическое время циклично, оно развивается по кругу, события не просто повторяют друг друга, они накладываются друг на друга и сливаются в «здесь и сейчас». Историческое время линейно, в нем четко присутствует граница между прошлым, настоящим и будущим, что делает возможным существование понятия «прогресс». Магия, которая является одним из основных элементов фэнтези, принадлежит мифологическому времени, потому что ее количество постоянно: в отличие от науки, например, ее нельзя «прирастить» [3, с.72].  Однако в произведении обычно существуют народы, которые живут в историческом времени. Столкновение существ, живущих в противоположных временах, неизбежно приводит к конфликту [3, c.72-73]. В саге «Песнь льда и огня» такие существа, как Дети Леса, драконы, Иные и многие другие существа живут в мифологическом времени, в то время как люди  – в историческом. Аналогичная ситуация характерна для «Саги о ведьмаке», где эльфы, гномы и чародеи существуют в мифологическом времени, а люди – наоборот, что неизбежно порождает конфликты. В «Гарри Поттере» волшебники живут в замкнутом мире и в мифологическом времени: многие события повторяются и накладываются (война с Волан-де-Мортом), жизнь простых людей протекает в рамках исторического времени, к которому применимо понятие «прогресс». Изобретения людей непонятны волшебникам, мир которых статичен, что обусловлено существованием магии как основного источника урегулирования, как бытовых, так и любых других проблем, возникающих в рамках данного сообщества.

8. Роль любовной линии. Стоит обратить внимание на то, что, как правило, большое значение имеет любовная линия, которая является двигателем сюжета [3, c.39]. В «Песни льда и огня» развивается много любовных линий, многие из которых трагичны, что оказывает большое влияние на формирование личностей персонажей и их дальнейшие поступки. Можно перечислить следующие любовные линии: Дейенерис и Кхал Дрого, Эддард и Кейтилин Старк, Джон Сноу и Игритт и другие. Стоит отметить, что изначально любовь Роберта Баратеона к сестре Эддарда, Лианне, которая была похищена принцем Рейегаром, послужила причиной восстания и привела Баратеона к власти. В «Саге о ведьмаке» любовь Геральта к чародейке Йеннифэр является ключевой сюжетной линией, которая проходит через все произведения цикла. В «Гарри Поттере» можно выделить две основные любовные линии: Гермиона и Рон; Гарри и Джинни. Однако их значение для развития сюжета едва ли можно назвать ключевым, что, возможно, объясняется тем, что данное произведение относится к детскому фэнтези, для которого не характерно глубокое развитие любовных линий.

9. Роль судьбы. Итак, последняя особенность, на которую хотелось бы обратить внимание, – это роль случайного, судьбы или рока, которая очень велика в произведениях фэнтези [4, c.19]. В «Песне льда и огня» рок или судьба имеют большое значение, что воплощается в изобилии пророчеств. Также следует обратить внимание на то, что колоссальный катаклизм, который погубил древнее государство Валирия, носит название Рок Валирии. В «Саге о ведьмаке» Цирилла является Предназначением Геральта. Судьба сама приводит его к девочке, которая становится ему не только воспитанницей, но и дочерью. В «Гарри Поттере» также важную роль играют пророчества, которые делают, как прорицатели, так и магические существа (например, кентавры).

Таким образом, принимая во внимания все рассмотренные особенности жанра, мы можем подвести итог. В основном особенности касаются содержания исследуемого жанра. Композиционное построение обычно представляет собой цепь приключений героев, что характерно и для других жанров. Однако жанр фэнтези выделяет тем, что для него характерно наличие вторичного мира, использование опыта Средневековья, принцип путешествия, наличие романтических героев, наличие фантастических существ, типичный сюжет, заключающийся в спасении мира избранным героем, столкновение исторического и мифологического времени, большое значение любовной линии, роль случайного, судьбы или рока. На примере трех произведений мы видим, что указанные черты так или иначе проявляются в каждом из них, что позволяет говорить о наличии универсальных правил построения сюжета произведений фэнтези. Отклонение от обозначенных особенностей может быть обусловлено возрастом целевой аудиторией и спецификой произведения.


Библиографический список
  1. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
  2. Толкачева  В.С. Фэнтези: жанр или литературное направление? // Известия волгоградского государственного педагогического университета.  Проблемы изучения зарубежной литературы.  2010. № 10. С. 169-172.
  3. Галина М. С. Фантастика глазами биолога. Липецк,  2008.
  4. Лебедев И.В. Жанр фэнтези и авантюрно-приключенческая литература //Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки.  2014.  № 3. С. 14-20.


Все статьи автора «Пустоветова Алёна Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация