УДК 378

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ. МЕТОД ПРОЕКТОВ

Шилягина Алла Михайловна
Смоленский государственный университет
ассистент кафедры иностранных языков

Аннотация
Обсуждаются формы и методы преподавания английского языка студентам, обучающимся на физико-математическом факультете по специальностям «математика–информатика», «прикладная математика–информатика», «физика–информатика». Для изучения лексики, связанной с математикой и информатикой, предлагается использовать метод проектов, как один из методов современных педагогических технологий.

Ключевые слова: английский язык, информатика, информационные технологии, математика, метод проектов, методы обучения, педагогические технологии


NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING. METHOD OF PROJECTS

Shilyagina Alla Mikhailovna
Smolensk State University
Assistant of the Department of Foreign Languages

Abstract
Forms and methods of teaching English to the students of the physics and mathematics faculty on specialties "Mathematics and Informatics", "Applied Mathematics and Informatics", "Physics and Informatics" are discussed. To study the vocabulary related to Mathematics and Informatics method of projects, as one of the methods of modern pedagogical technologies, is proposed to use.

Keywords: English language, informatics, information technologies, mathematics, method of projecs, methods of teaching, pedagogical technologies


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шилягина А.М. Новые педагогические технологии в обучении. Метод проектов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64368 (дата обращения: 23.11.2016).

Введение

Хорошее владение иностранными языками для молодого специалиста в современных условиях просто необходимо. Перед преподавателями английского языка, работающими со студентами, обучающимися на физико-математическом факультете по различным специальностям («математика–информатика», «прикладная математика–информатика», «физика–информатика» и др.) встают новые педагогические задачи, успешно решать которые можно используя новые информационные технологии.

Стандарты образования сегодня предполагают подготовку высококвалифицированных специалистов, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах, самостоятельно приобретая необходимые знания;
  • критически мыслить;
  • грамотно работать с информацией, в целом, и с информацией на английском языке, в частности;
  • быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе и т.д.

Решить эти задачи помогут новые педагогические и информационные технологии, одной из которых является метод проектов.

В проектной работе на занятиях по английскому языку студенты включаются в организуемую преподавателем поисковую учебно-познавательную деятельность. Вовлекая студентов в решение новой творческой задачи, преподаватель способствует накоплению ими знаний, учит по-новому видеть известное, комбинировать собранные сведения и т.д. При этом используются приемы, способные привлечь студентов, заинтересовать их в конкретном результате своего творческого труда.

Проект – это самостоятельная, планируемая и реализуемая студентами работа, когда речевое общение включено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности [1]. Студенты используют язык для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата и новыми способами его достижения. Для этого им предлагаются различные творческие и коммуникативные задачи, ориентируемые на решение таких проблем, как создание самодельных средств информации (плакатов, газет, журналов, видеоматериалов), а так жеразработку моделей уроков и т.д.

В качестве образца проекта приведем учебно-методическую разработку по изучению темы «Computer operating» [2], включающую следующиие задания:

1) изучить общую компьютерную лексику и лексику пакета Norton commander (Useful words and expressions);

2) выполнить ряд упражнений на первичное закрепление лексики (Vocabulary exercises);

3) ознакомиться с предложенным текстом и выполнить задания по этому тексту (Read and speak);

4) выполнить упражнения для совершенствования навыков говорения на заданную тему (Test yourself);

5) прореферировать текст «Computer viruses» и ответить на вопросы.

Далее студентам предлагается разработать учебный проект по изучению компьютерной лексики в рамках одной из тем дисциплины «Информатика» (например, «Табличный процессор Microsoft Excel», «Графический редактор Paint», «Среда программирования Turbo Pascal» и т.д.).

Проект «Компьютерная лексика»

Цель проекта:

1) изучить общую компьютерную лексику и лексику выбранного пакета;

2) научить студентов читать и реферировать специальные тексты;

3) научить студентов самостоятельно вести беседу на английском языке с партнерами в рамках изучаемой темы проекта;

4) научить студентов создавать учебные ситуации с целью использования языка, как средства обучения;

5) научить студентов составлять учебно-методические разработки по предложенной теме.

Учебная дисциплина, в рамках которой проводится проект: английский язык.

Учебные предметы, близкие к изучаемому вопросу: информатика.

Методы исследования: изучение темы «Computer operating» по учебно-методическому пособию [2, с. 57–65, 100–101], дополнительной литературы по информатике, материалов из Интернет, нерусифицированных пакетов программ.

Этапы проведения проекта

Первый этап. Изучение учебно-методической разработки по теме «Computer operating».

Второй этап. Выбор темы, разделение участников на творческие группы.

Третий этап. Самостоятельная работа. Сбор информации. Анализ результатов, обсуждение, консультация преподавателей.

Четвертый этап. Оформление, защита проектов.

Пятый этап. Подведение итогов.

Методические рекомендации по разработке учебного проекта

По такому же принципу можно организовать, на наш взгляд, работу над проектами и по другим темам пособия [2]. При этом следует придерживаться следующих методических рекомендаций разработки проекта:

1. Выбирая и разрабатывая проект необходимо взвесить посильность предстоящей работы над проектом для студентов (наличие необходимых знаний, умений и навыков для его выполнения), техническую и информационную оснащенность предстоящей работы, привлекательность тематики проекта.

2. Выполнение проекта должно основываться на житейском и учебном опыте студентов. Для самостоятельной работы над учебным проектом, студенты должны иметь достаточный запас знаний и умений, чтобы, приступая к осуществлению проекта, представлять, хотя бы, в общих чертах, что нужно делать и как это сделать. Лишь небольшая доля от необходимых для работы знаний может быть освоена как новое.

Место учебного проекта в учебном процессе

Каждый учебный проект предназначен для выполнения определенных учебно-воспитательных задач: изучения определенного программой и учебным планом содержания, выработки необходимых умений и навыков.

Подбирая или разрабатывая проект, необходимо знать, какие цели обучения преследуются, какие учебно-воспитательные задачи стоят, и понимать, какое место в учебном процессе займет проект.

Содержание учебного проекта

Если подходящий проект подобран, то необходимо подготовить его, то есть адаптировать к конкретной учебной ситуации и уровню подготовленности студентов, а затем провести с его помощью обучение.

“Новое” в проекте должно быть ярко выраженным, запоминающимся, чтобы активизировать мыслительную деятельность студентов.

Задача на практическую работу

Разрабатывая такую задачу, нужно предусмотреть наличие у студентов первичных навыков, необходимых в предстоящей практической работе. В проекте закладывается возможность приобретения новых практических умений и навыков.

Создание проекта – это творческий поиск и исследовательская работа, в ходе которой студенты учатся думать. В процессе работы над проектом преподаватель управляет ее ходом: контролирует, корректирует, исправляет.

Умение пользоваться методом проектов показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития студентов. Не случайно эти педагогические технологии относятся к инновационным технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в современном обществе.


Библиографический список
  1. Шилова О.Н. Дидактика высшей школы: современные технологии обучения. Материалы для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава / Шилова О.Н., Грецов А.Г., Даутова О.Б., Крылова О.Н. С.-Петербург Смоленск, 2004. 138 с.
  2. Шилягина А.М. Сборник упражнений и текстов для развития навыков устной речи: Учебно-методическое пособие. Смоленск: СГПУ, 2004. 104 с.


Все статьи автора «Шилягина Алла Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация